Спектакль Пиковая дама
Трагический оперный шедевр Чайковского в исполнении звезд труппы.
Александр Титель: Это типичная петербургская история. Мы можем сказать, что, «Хованщина» – московская история, она чередой событий привязана к Москве. А «Пиковая дама» - это Петербург. Город-призрак, город феноменальный красоты, построеный всего за 200 лет с небывалым размахом, гибельный город, поскольку построен на костях, утопленных в болоте, абсолютно европейский, при этом русский. Уникальное сочетание неба, воды, плоских равнин. Город, в любое время суток и в любое время года полный трагического величия. Он сам по себе симфония. Город, который периодически затопляет. Город, который стал, по сути, родиной как золотого, так и серебряного века в русском искусстве. Итак, это опера про историю от одной игры (в Версале, где играла Графиня) до другой (в которую играет Герман). И между этими играми – полвека. Это история о роке, которому подчиняются людские судьбы, живущие в городе трагического величия, городе – мифе».
Над спектаклем работали замечательный дуэт - маэстро Александр Лазарев и главный режиссер театра Александр Титель. Это их третья совместная работа на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (две предыдущие постановки – "Хованщина" Модеста Мусоргского и "Любовь к трем апельсинам" Сергея Прокофьева – стали заметными событиями культурной жизни Москвы). Художником-постановщиком нового спектакля стал выдающийся российский сценограф Сергей Бархин. Премьера новой постановки "Пиковой дамы" совпадает с примечательной датой – в ноябре 2016 года исполняется 25 лет с того момента, как Александр Титель стал художественным руководителем оперной труппы театра.
Отзывы о «Пиковая дама»
Ещё 2 отзываВолшебные карты...
Лето началось с культурной новинки для меня, да и просто нового жанра - оперы. Мне посчастливилось посмотреть "Пиковую даму" П. Чайковского по мотивам одноименного (обратите внимание!) произведения А. Пушкина в @stanmus. Если вы хотите узнать, в чем отличие в произведениях, вам однозначно стоит посетить данный музыкальный театр.
⠀
Поскольку я посещаю театр уже не в первый раз, 8 июня у меня было свободное время посетить выставку (пару фото можно увидеть в карусели) "За рамки..." , которая расположена в фойе театра. Ещё я советую осмотреться не только на первом этаже. Но и обратить внимание на шикарные люстры на втором. Отдельное спасибо приветливому персоналу театра.
⠀
Итак, 3 звонок, 10 ряд, сцена как на ладони, вот только с места в партере не видно оркестр, а я очень люблю наблюдать за игрой музыкантов. Игра оркестра не вызывает никаких нареканий, музыка и исполнение было на высоте под умелым руководством дирижёра.
⠀
Опера началась со сцены, в которой задействованы множество персонажей. И вот тут я поняла, что несмотря на то, что я сижу достаточно близко к сцене, хоровое пение достаточно невнятное, т.е. все слова чётко мне было не разобрать. Когда исполнялись партии отдельно - соло, это было не явно, но если это было совместное пение, - чудесное! без сомнений, - мне приходилось обращаться к субтитрами на английском языке. А ведь я пришла на оперу, чтобы слушать, а не читать.
Отдельно хочу отметить, танец танцоров театра во время бала в первом отделении. В этот момент я вспомнила балет, на котором я была пару месяцев назад. Это было истинное удовольствие. Также как и услышать сольную партию князя Елецкого в исполнении Станислава Ли. Не спорю, Герман в лице Николая Ерохина и Лиза в исполнении Елены Гусевой были шикарны, но именно партия князя затронула меня больше всего.
⠀
Ещё советую обратить ваше внимание на то, что, если опера - новый для вас музыкально-театральный жанр, то, возможно, нужно начать с более лёгкого произведения.
В этом году отмечает свой 100-летний юбилей один из любимейших театров московской публики - великолепный и блистательный МАМТ -Московский Академический Музыкальный Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко .
Огромный срок , невероятное количество постановок , и целые поколения зрителей, которых именно в этом театре научили видеть , понимать и ценить красоту балета , совершенство оперы , особую магию театра .
Мне посчастливилось посмотреть оперу "Пиковая Дама " на сцене МАМТа.
Постановка совсем ещё новая , премьера состоялась в ноябре 2016 года .
Над созданием этой оперы трудился замечательный коллектив профессионалов : Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Александр Лазарев;
Режиссер-постановщик Александр Титель;
Художник-постановщик Сергей Бархин.
Спектакль получился очень красивым , гармоничным и смотрится на одном дыхании .
Уверена : сюжет знают все : знаменитые "Три Карты " и арию "Что наша жизнь?- Игра..."слышал и искушённый и неискушенный зритель . Однако постановка в МАМТе таит в себе сюрпризы для зрителя .
Судя по костюмам , действие происходит в самом начале XX века, в дореволюционном Петрограде , и уже слышны отголоски Первой мировой войны.
Жители одеты в Бурые шинели и сестринские передники, - все в городе пронизано предчувствием беды , не только с Германом или Лизой , но и со всеми , с самим городом ...
Неизгладимо сильное впечатление производит Хор мальчиков в военном обмундировании . Они , совсем ещё дети, маршируют в шинелях и огромных сапогах , неподходящих им по размеру . Их уже забрала война , лишила привычных забав и радостей детства , она заберёт и изменит жизни и всех остальных.
Город- настоящий герой оперы . Здесь хочется отметить великолепную работу художника по свету Дамира Исмагилова . Петербург тает во влажной синеве , растворяется в ней и словно исчезает . Этот подсвеченный мистическим синим светом классический портик в глубине сцены и ряды призрачно-голубых колонн ... город прекрасен , но он словно уже понемногу исчезает , истаивая в бесконечности синевы .
Говоря о свете нельзя не отметить великолепную сцену грозы . Гром , вода, вспышки молний ... и люди , почти неотличимые друг от друга в этом свете .точно так же неотличимыми они станут для войны , а потом и для революции ... Создаётся атмосфера разрушающегося города, разрушающегося мира, распадающейся истории, распада человеческих отношений и нравственных устоев .
Предчувствия и тревога разлиты по всем . Санитарные сёстры несут младенцев на руках .... кем они станут в этом начавшем обезличиваться и распадаться мире ?
На сцене ( на поворотном круге) стоит полукружье колонн ,- и это все, что остаётся от прежнего мира . Хотя нет ! Ещё один символ уходящего времени -Графиня . В ней - иная эпоха , иные энергия и сила . И, возможно , погибает она не потому , что испугалась Германа ( не похоже что ее может кто-то напугать до смерти) , а потому , что ее мир уже не существует . Роль эту блистательно исполнила приглашённая актриса - Елена Заремба . Осанка, движения, вокал , взгляд - все абсолютно гармонично и просто великолепно .
Даже после своей смерти, уже будучи призраком, графиня полна силы и уверенности .
Партию Германа исполнял Нажмиддин Мавленов . Замечательный вокал , сильный и эмоциональный, богатый чувствами и оттенками . Этому Герману веришь .
Лиза в исполнении Елены Гусевой - это , наверное, женская судьба , история сердца и чувства , рассказаннная в гармонии вокала и жестов .
Обратили на себя внимание великолепным мастерством Томский в исполнении Зараева, Елицкий -Качуровский и Чекалинскиц -Микицкий . Каждая роль исполнена со своим характером и отточенным мастерством .
Очень хорошо звучал хор , мне понравилась сцена бала , когда все дамы были одеты в наряды всех возможных оттенков синего цвета , и двигались так слаженно , словно были единым организмом .
Отдельное украшение постановки- задействованный балет . Великолепные движения или же роскошная статика красивых и выразительных поз . Артисты балета танцуют на балу в костюмах Пьеро -ещё одна грустная примета . Безвольные печальные марионетки в тщетной попытке изображать на балу веселье . Их образы только усиливают тревогу , а не придающие балу искрящегося веселья , думаю именно такова и была мысль режиссёра .
А ещё на сцене было много творческих режиссёрских находок , одна из них- присутствующая на сцене вода, она и утекает сквозь пальцы, подобно времени ; и отражает героев словно зеркало, показывая им их подлинное лицо; и она же , смоет потом все их ошибки и преступления ....
Замечательная, красивая и очень стильная постановка , с великолепным вокалом исполнителей . От меня- рекомендация к просмотру для ценителей оперного искусства и поклонников театра .
И ещё раз поздравляю коллектив одного из любимейших театров в Москве с 100-ым юбилейным сезоном , и желаю дальнейших творческих удач и свершений.