Отзывы о "Тартюф"
Великолепный яркий спектакль! Отличная игра актеров, особенно Елены Морозовой, Юрия Дуванова, Дмитрия Чеботарева, Евгения Капустина. Много противоречивых эмоций появлялось по ходу спектакля: раздражение, отвращение, смех, живой интерес. Знакомый сюжет передан в особой неповторимой манере. Явная параллель между сюжетом пьесы и историей семьи Романовых и малообразованного сибирского мужика - Распутина объясняет концовку пьесы, и все же она вызывает оторопь и ощущение недосказанности, словно сценарист выписывал сюжет, появилась революционная идея, ничего не сложилось, смял листки. Что получилось, то и поставили. И тем не менее, общее впечатление от спектакля отличное!
Несколько раз я подбиралась к Электротеатру Станиславский как лиса из басни: видит око, да зуб неймет. Заходила с разных сторон, на разные спектакли, но этот театр не впускал меня в свою сущность, и наконец мои усилия оказались вознаграждены: я ведь чувствовала, что от меня скрываются сокровища, только я не знаю правильного пароля типа «сезам», но пароль наконец нашелся - «Тартюф»! Стоило промучиться и пронеудомевать на нескольких спектаклях чтобы наконец проникнуть, прочувствовать и увидеть. В «Тартюфе» мне понравилось все: и режиссерское решение (режиссер Филипп Григорьян) как параллель между семействами Оргона и Николая второго, и сценическое решение, и актерские работы, и даже рассадка зрителей. Зрители сидят по обеим сторонам сценического пространства, сцена просматривается насквозь, актерам невозможно отвернуться, они как в аквариуме, под увеличительным стеклом, но в результате создается некая отстраненность действия: семейство Оргона живет не замечая нас, стучать по стеклу бесполезно – рыбки не вздрогнут. Спокойный модерн, скромное обаяние буржуазии первого действия сменяется военной разрухой второго. Белые платья и офицерские мундиры превращаются в черные одежды и солдатские обмотки. Прозрение Оргона разбивает розовые очки безмятежной жизни, вместо вышколенных казаков - дознаватели из Чека, вместо преданных слуг - тюремщики. Но кардинальнее всех меняется Тартюф: в начале это нечто грязное, заросшее, возникающее из выгребной ямы, из недр земли, из ада, а заполучив имение Оргона он появляется как золоченый павлин среди военной разрухи второго действия. До ужаса портретные параллели Тартюф-Распутин, Оргон–Николай второй, Дорина–Вырубова не могут вызывать сомнений, даже Марианн на сцене четыре, как дочерей последнего царя, Эльмира невероятно похожая на Императрицу Александру Фёдоровну, окровавленный Дамис-Алексей – мальчики кровавые в глазах… Кардинальное различие между реальной жизнью и пьесой лишь в том, что в спектакле Тартюфом очарован только Оргон, а не как вся царская семья, которая беспредельно была очарована Распутиным. Когда бы и где я не смотрела «Тартюфа» ближе к концу всегда пытаюсь вспомнить, а как же вдруг случается хеппиэнд, и каждый раз конец «вот приедет барин, барин нас рассудит» - вызывает разочарование. В «Тартюфе» Электротеатра Станиславский милостивое веление Короля-Солнце логично и предсказуемо: это лишь предсмертный бред умирающих в шахте.
https://2ekzegeza2.livejournal.com/110009.html
Если нарисовать мою вовлеченность по ходу спектакля, то это будет линия первые 20 минут стремящаяся вниз, потом плавно выныривающая из этого низа, достигающая пика в начале второго акта и ближе к концу за пять минут начинающая падать от недоумения.
Неоднозначно «круто», но настоятельно советую на него сходить. И вот почему. Григорян находит не очевидную параллель между событиями комедии Мольера, написанной в 1664 году и событиями семьи Романовых и друга семьи – г-на Распутина, в пьесе - Тартюфа, доведшего семью до порока и нищеты. Во втором акте (обязательно его дождитесь) вы ужаснетесь тому, как изменились декорации и как они кричат нам о том, что привело нас / нашу страну к тому, где мы есть сейчас.
Когда за благими идеями, стояла какая-то другая идея неосознанно личного богатства и успеха. Финальный костюм Тартюфа обличает сытые 2000-е и как бы проносит историю, завязавшуюся сто лет назад к нам сюда. Будто эти герои бессмертны и всегда существуют в разных обличьях лицемерие, ханжество и слепая простота.
Круто играет Дима Чеботарев, Ира Савицкова и Лена Морозова.
Получила много удовольствия.
Рецензии
Рецензия: «Тартюф»
Мольеровская комедия, показанная как история семьи последнего русского царя.
16 марта 2017, Наталья Витвицкая
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.