Спектакль Вий
Рок-н-драма по повести Гоголя в постановке Александра Баркара.
«Вий» - это спектакль, основанный на одноименной повести Н.В. Гоголя и современных музыкально-поэтических текстах рок-барда Вени Д’ркина (Александр Литвинов). «Вий» - это зрелищная, яркая, очень выразительная постановка, где есть все: превосходная инсценировка классического текста, мистический сюжет, невероятно красивая музыка в потрясающем актерском исполнении.
Это спектакль о чувствах, о любви, и в тоже время, это история большого искушения. Искушения, которое может подстерегать каждого из нас и которому нельзя поддаться, но и невозможно противиться. Искушения, где искусительница сама оказывается жертвой.
«Вий» - это рок-н-драма, где песни трагически ушедшего в 1999 г. автора и рок-музыканта Вени Д’ркина вплетаются в гоголевский текст, по-новому открывая глубину характеров его персонажей. Хома Брут, Панночка, три казака-ведьмака не только сами ведут свои музыкальные партии, но и создают звуковой ряд спектакля: актеры, занятые в спектакле, одновременно являются и его музыкантами.
Отзывы о «Вий»
Ещё 6 отзывовА был ли Вий?
«Поднимите мне веки!» - эту фразу, произносимую чудовищем подземного мира Вием, знают все, кто читал повесть Н.В. Гоголя или смотрел советский фильм-ужастик. В спектакле Театра на Таганке эта фраза звучит дважды: в начале и в конце, но из уст того, от кого и вовсе не ожидаешь ее услышать – философа-школяра Хомы Брута! Да, в этом спектакле много всего странного, причудливого и фантастического: зависшие в пространстве сцены, между небом и землей, музыкальные инструменты – пианино, арфы, трубы, контрабасы, подсвеченные изнутри таинственным светом огня; музыкальный антураж, создающий мистическую атмосферу. Впрочем, как и сама трактовка гоголевского сюжета.
Спектакль «Вий» создан по типу рок-оперы, где тексты из Гоголя перемежаются с рок-балладами уже ушедшего из жизни музыканта Вени Д’ркниа. Но музыкальные номера не столько иллюстрируют гоголевский сюжет, сколько вырывают из его контекста, выбрасывают в другое время и пространство, разрывают шаблон. По сути – это русский рок 1990-х, вполне мелодичный и ясный, который и создает облик этого спектакля. Вообще, музыкальная составляющая спектакля важна, сделана хорошо и к месту.
Но, вернемся к Вию, точнее, к Хоме Бруту, ибо в этом спектакле нам не покажут мистическое чудовище - все монстры прячутся внутри нас самих. На протяжении всей истории мы видим, как Хома раздираем своими подавленными сексуальными желаниями с одной стороны и понятиями Света и Разума, которыми он пытается защититься от самого себя, - с другой. Да, казаки-ведьмаки будят его воображение и манипулируют им как тряпичной куклой. Но что есть Панночка, не плод ли его воспаленного подсознания? Да и ведьма ли она вообще? Еще больше сомнения в природе Панночки одолевают, когда в последнюю третью ночь панихиды она поет Бруту песню в народном стиле о девушке, которая пошла на покаяние к матушке-игуменье, о мельнице, где ей дали испить вместо воды крови… И вот уже музыка рисует совсем другую, светлую Панночку. Кстати, все песни исполняют сами актеры и весьма достойно, единственный минус – слов разобрать иногда почти невозможно. А так хотелось бы!
Актерский состав «Вия» - крепкий и слаженный. Яркая эмоциональная игра «на разрыв аорты» сочетается с приемами условного театра. Среди всех хотелось бы отметить работу исполнителя роли Явтуха (Игорь Пехович), у которого разборчива вся речь и голос сконцентрирован. Думаю, молодым актерам есть чему у него поучиться.
Спасибо за спектакль! После него, возможно, останутся вопросы, но впечатление точно получите.
«Вий» в «Театре на Таганке», или «Поднимите мне веки!»
Начну с довольно объемного предисловия.
Спросите у любого учителя литературы. Он ответит, что основная его задача – формирование у учеников любви к чтению, к классике, особенно, конечно, отечественной. И вот он учит, дети читают… И ничего не понимают. Потому что маленькие еще. В итоге остается ощущение «поставленной галки», когда человек много лет спустя точно знает: «Я это читал. Не понравилось, ну и ладно». Вот и я твердо знала, что я «Вия» читала. Без особого восторга, просто прочитала и все. И никогда у меня не было желания вернуться к этому тексту. Даже классический советский фильм с прекрасной Панночкой – Натальей Варлей не вызвал абсолютно ничего… Ну, как сейчас помнится, с детства не пересматривала.
Короче говоря, к моменту, когда я собралась на рок-н-драму «Вий» в «Театр на Таганке», про Хому Брута я помнила… благодаря повести-сказке братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Там среди сотрудников НИИЧАВО есть некий Хома Брут, алкоголик и дебошир. Про него даже стихи в стенгазете писали: «Позорят славный институт такие пьяницы, как Брут». Кстати, некий Вий, Хрон Монадович, там тоже упоминался. Вот такой «стартовый капитал».
А тут! И Хома, и Панночка, и гарные хлопцы Явтух, Дорош, Спирид! И вообще, ГОГОЛЬ! И «Театр на Таганке», возможно уже не такой, как когда-то, но молодой, интересный, имеющий свой стиль.
Очень скоро стало понятно, что Гоголь, конечно, имеет непосредственное отношение к происходящему на сцене, но… в то же время и не совсем.
«Вий – есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал»,- писал Гоголь. И рассказанная им история – классическая сказка, поучительная и назидательная. Мистическая повесть о том, что такое страх. Мне кажется, вопрос волновал Николая Васильевича. И потом он продолжил его изучение, в «Петербургских повестях», например.
А в «Театре на Таганке» играют любовь. И Хома не только со страхом своим борется (за душу страшно конечно же, да и за тело), он с любовью к Панночке сражается. Учитывая жанровую принадлежность спектакля, никто не ждет длительных монологов и разъяснений. «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...» («Если бы Панночка, но живая и с характером приветливым...» - это из другой «оперы»). Экзистенция – в стихах, в музыке, в движении... За три ночи Хома переживает все муки влюбленного, только усугубляемые тем, что предмет его страсти – нежить. А ему нравится жить. Он принимает свою жизнь такой, как она есть, и боится ее потерять.
Гоголь завершает свою повесть однозначно: Хома испугался и умер. Не Вий его убил, а страх. В истории на Таганке конец показался мне открытым. В анонсе на сайте театра пишут, что «Вий» – «это история большого искушения, которое может подстерегать каждого человека и которому нельзя поддаться и невозможно противиться. Искушения, где искусительница сама оказывается жертвой». Я так и осталась в сомнениях по поводу того, поддался ли Хома Брут искушению. Но зашел он на этом пути достаточно далеко. И Панночка вызывает скорее не страх, а сочувствие. Она потеряла свою жизнь, но продолжает бороться за любовь...
Понятно только одно. Недаром, как мне кажется, слова «Поднимите мне веки» произносит (и даже неоднократно) не Вий, который вообще в театральной версии отсутствует, а Хома. Поднимите веки – откройте глаза – научите любить...
Вот я и рассказала главное. Об остальном. Неожиданно трепетное отношение к гоголевской прозе (учитывая игру со смыслами) удачно сочетается с поэтическими текстами рок-барда Вени Д’ркина (Александр Литвинов). Если уж знакомиться с современной поэзией, лучше так. Кстати, в текстах есть один небольшой, но интересный «сюрприз» совсем от другого автора. Сохраню интригу, но, люди, которые хорошо помнят советское кино, удивятся.
Музыка сначала оглушает (а чего еще ждать от рока?). Потом я адаптировалась. Но... были моменты, когда от громкости страдали тексты. Что-то с этим надо делать. Вообще, музыкальная составляющая очень важна для создания атмосферы, для понимания происходящего. Не случайно парящие в воздухе музыкальные инструменты окружают героев. И музыканты постоянно на сцене, практически вовлечены в действие.
Про режиссера Александра Баркара раньше не слышала. Теперь постараюсь следить за его творчеством.
Актеры произвели очень хорошее впечатление. Особенно исполнители главных ролей, Александра Басова (Панночка) и Филипп Котов (Хома Брут). Александра – не классическая красавица, но созданный ею образ притягивает. Мне кажется, она играет безнадежно влюбленную, которую постоянно бросает от надежды к отчаянию. Филиппа я видела в нескольких спектаклях «Таганки», но в данном случае он, конечно, привлек особое внимание. Его персонаж показался мне не менее мистическим, чем окружающая нечисть. И еще один момент. Гоголь называет Хому Брута философом, скорее иронически, отмечая его место в иерархии семинарии. В спектакле этот герой, возможно, и есть настоящий философ, стремящийся во всем «дойти до сути».
Итог. В последние годы слышала много критического о «Театре на Таганке». Да и сама не могу утверждать, что понравились все спектакли, увиденные там. Сейчас скажу: театр не умер после ухода Мастера. У театра началась совсем новая жизнь. Можно сказать, что появился «новый формат», где есть место и традиции любимовской Таганки. Например, когда-то давно я видела, как Юрий Петрович Любимов смотрел свой собственный, и далеко неновый спектакль. Видно было, что он продолжает работать над ним. Сейчас почти всегда в фойе и в зале вижу Ирину Апексимову. Думаю, она так же живет этим театром, как ее предшественник.
Радует и внимание к деталям. Так, например, у спектакля «Вий» две программки, одна традиционная, вторая весьма необычная.
@Moskva.Lublu
#moskvalublu, #moskva_lublu
Сайт «Театра на Таганке»: http://tagankateatr.ru/
Театр в соцсетях:
https://www.facebook.com/tagankatheatre
https://vk.com/tagankatheatre
https://www.instagram.com/teatrnataganke/
Полезные ссылки: сайт Театра на Таганке и группы театра в соцсетях: Фейсбуке, ВКонтакте и Инстаграм
Благодарю СООБЩЕСТВО МОСКОВСКИХ БЛОГЕРОВ moskva_lublu и лично https://pamsik.livejournal.com/
Читайте про другие
события
Актеры «Вий»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.