Спектакль Пассажирка
Опера Мечислава Вайнберга об ужасах фашизма.
Марина Гайкович: Премьера оперы Мечислава Вайнберга «Пассажирка» прошла в Екатеринбурге под титулом «первая постановка в России». Четыре десятка лет спустя после написания оперы – казалось бы, много. С другой стороны, обращение к теме фашизма затрагивает незажившие раны, ведь живы еще узники концлагерей. Это и определенный акт мужества: авторы спектакля так или иначе погружают нас в кошмар совсем недавнего прошлого. Что чувствовали они, посетив Освенцим, изучая документы и предметы, встречаясь с живыми хранителями страшных свидетельств? Как сделать не поверхностный и жалостливый спектакль, после которого зритель смахнет слезу и подумает: «Какое счастье, что все это позади», но постановку, которая заставит посмотреть прямо в глаза настоящему и задуматься: «А не повторится ли это вновь?» Так же как смотрят друг другу в глаза бывшие (впрочем, бывшие ли они?) узница и надзирательница Освенцима в финале спектакля. В их глазах – вопросы, которые ставит и рассказ Зофьи Посмыш, и опера Мечислава Вайнберга, и постановка Тадеуша Штрассбергера: как жить с этим прошлым, как не забыть, но и как найти силы простить – ведь умножение ненависти способно породить только зло.