Отзывы о "Морожены сказки"
Ещё одним открытием уходящего 2023 года для меня стал Московский театр кукол.Никогда ранее не была в кукольном театре. Нет, конечно, я не совсем темнота:)) спектакли с участием кукол видеть доводилось:)), но в самом театре кукол-первый раз. Меня поразило многообразие кукольных персонажей. Каждая кукла неповторима:свое лицо своя органика, свой костюм. Их сотни: больших и маленьких, добрых и злых, знакомых и не очень... "Каштанка" А. П. Чехова, "Волшебник изумрудного города" А. М. Волкова, "Алиса в стране чудес" Л. Кэрролла, персонажи русских народных сказок: Баба Яга, Гуси-Лебеди и др., даже балет "Лебединое озеро" и личный Домовой Витя:)) и ещё множество множество других просто шедевральных творений рук человеческих!!!
Обязательно посетите музей кукол МТК, никто не останется равнодушным.
Степан Писахов- и сказочник и озорной рассказчик. Читать его сложновато, а видеть и воспринимать на слух северный сказ - одно удовольствие. С его творчеством я столкнулась довольно давно, посмотрев серию -сказку "Налим Малиныч" мультипликационного сериала по мотивам сказок народов России "Гора самоцветов".
И вот теперь спектакль "Морожены сказки", поставленный на большой сцене театра Натальей Пахомовой. Это очень необычно, завораживающе-прекрасно! Просто Восторг!
Действие разворачивается за полярным кругом, в стране вечного льда, где замерзают герои затерянной экспедиции, полярники. Они шутят, балагурят, 'нещадно" врут, описывая быт и нравы своего родного Архангельского края. То морозы до минут 500° доходят, то сёмга да треска сами ловятся, потрошатся да солятся, то пингвины приезжают на зароботки... Герои как будто соревнуются, чья небылица окажется смешнее. Однако по ходу действия спектакля то и дело появляются намёки на правду - о тяжёлом труде полярников, о сложном быте северного народа.
Сказочные персонажи Писахова как будто врываются в загадочный мир вечного холода. Пластика актёров искусно переплетается с механическими движениями кукол. Летает огромная птица с женским лицом, плавают в Двине диковинные рыбы,моржи, пингвины медведь, извалявшийся в муке, которого искупали, чтобы вывести на чистую воду, бабы-сплетницы,с рыбьими хвостами, перебрасывающиеся морожеными словами, плывущая по морю баня, к которой косяками подплывают любопытные рыбы, звенят в воздухе морожены песни. А чего стоит жираф, катающийся с котом на огромной льдине, которая разламывается пополам, потому что продали по дешёвке, "некачественную".
Как же прекрасны три красавицы - морены. В славянской мифологии богини зимы и смерти, воркующие на неземном языке. Как девушки издавали такие звуки-загадка. Что - то волшебное, таинственное. А как они грациозно порхали по сцене на коньках и ходулях!
Крутится Колесо Жизни с его жителями, зреет апельсиновое дерево-символ солнца.
С каждой историей сцена оживает и освещается сказочным северным сиянием.
В спектакле всё перемешано: тайное и явное, библейское и языческое, реальное и чудесное.
"Морожены сказки" это глубокий, зрелищный, образный спектакль, который никого не оставит равнодушным.
Рекомендация взрослым - соблюдайте заявленный возрастной ценз, дабы каждый зритель в полной мере насладился и понял происходящее волшебное действо на сцене.
Понемногу расширяю свои театральные горизонты и наконец добралась до Московского театра кукол. Не путать с театром Образцова - этот конечно намного более знаменит, но и МТК ему ни в чем, кроме известности, не уступает. Здесь есть и свой музей кукол, причем, как я поняла, все это работы художников именно этого театра. Если сюда соберетесь, приходите пораньше - у вас уйдет не менее получаса на знакомство с экспонатами, а оторваться от них абсолютно невозможно. Мы даже после спектакля еще сделали круг по фойе, рассматривая витрины.
А увидели мы спектакль "Морожены сказки", поставленный Натальей Пахомовой по мотивам произведений Степана Писахова. Честно говоря, слышала о таком авторе, но с его сказками знакома не была и влюбилась в них буквально с первых минут действия.
Остроумные, своеобразные, беззлобные шутки-прибаутки, из которых собственно скроен текст спектакля, не такие уж и простенькие, как может показаться на первый взгляд. Даже захотелось посмотреть "Морожены сказки" еще разок, чтобы глубже проникнуться своеобразным существованием героев в ледяном пространстве Севера. А героев всего шестеро: три полярника и три морены. Пришлось погуглить, чтобы узнать кто такие морены. Интернет говорит, что это славянские Богини Зимы и Смерти. С Зимой соглашусь, а к смерти три прелестных создания не имеют никакого отношения. В "Мороженых сказках" морены добрые и симпатичные. Немного диковаты, но к финалу оттаивают и принимают полярников за своих. А полярники хоть и замерзают, но не унывают: так и сыплют прибаутками направо и налево.
Спектакль "Морожены сказки" очень красивый. На столько красивый, что глаз не оторвать. Волшебные рыбы с грустными человечьими лицами, загадочные птицы, и всякие другие северные и не совсем северные жители, созданные искусными руками мастеров Московского театра Кукол, и придуманные Натальей Мишиной, не спеша проплывают перед нами под чудесную музыку, написанную Игорем Волковым.
Да! Забыла сказать, роли полярников и морен исполняют живые актеры, а куклы в этом спектакле - молчаливые свидетели, участники, а может быть и виновники происходящего.
Спектакль "Морожены сказки" Московского театра Кукол позиционируется как 12+ и не стоит приводить на него детей младше: им происходящее не понятно, а потому и сидеть в темноте скучно.
Приходите сами и приводите детей постарше на "Морожены сказки" и вы погрузитесь в загадочную атмосферу русского севера, оцените фантазию создателей спектакля и узнаете откуда на севере пингвины и от чего наступило глобальное потепление.
Сегодня со мной произошло то, что бывает крайне редко: едва посмотрев спектакль, я тут же загорелась желанием пересмотреть его снова. И право же, «Морожены сказки» в «Московском театре кукол» того стоят!
Чем особенно приглянулся мне этот спектакль? Прежде всего, динамичностью и необычайной красотой, творящейся на сцене. Искренне любя родную землю, Степан Писахов пытался донести эту любовь и до нас. И режиссер-постановщик спектакля, Наталья Пахомова, всем своим сердцем восприняла доброе, мягкое, тёплое послание сказочника.
Деревня Уйма предстаёт на сцене маленькой страной, полной чудес. Здесь летает огромная Птица с женским лицом, несущая на брюшке неугомонных своих птенцов. Плавают в Двине огромные, ярко расцвеченные рыбы. Звенят в морозном воздухе неповторимые «морожены песни». Туристы катаются на «вечных льдинах», да и белые медведи не лодырничают: знай себе, торгуют молоком и папиросами. Пингвины устраивают настоящий концерт. Крутится Колесо Жизни и зреет в Двине бессмертное апельсиновое дерево…
Красиво? Ещё как! Каждую минуту мы видим, как меняются сказочные картины, освещённые северным сиянием.
В деревне Уйма, как известно, чудес тоже уйма. Однако, просить вездесущего Сеню Малину, «Мюнхгаузена из Уймы» поделиться его знаменитыми небылицами, создатели спектакля сего не стали. Рассказчиками на сей раз выступает не он, а трое полярников — участников затерянной экспедиции. Несмотря на холод, лёд, пронизывающий ветер и острые льдинки, вонзающиеся им в лица, они не теряют бодрости духа. А ведь действительно: стоит продержаться еще немного — и их обязательно отыщут! Главное — не унывать, побольше двигаться и веселить товарищей всевозможной небывальщиной, якобы происходившей на севере.
Что они, полярники, и делают, смеша заодно и нас, зрителей.
Ещё три персонажа, отсутствующие у Писахова, но просто необходимые в спектакле «Морожены сказки» — это красавицы-Морены. В славянской мифологии они — богини Зимы и Смерти: белые, стройные, суровые и очень даже симпатичные. Бояться их не стоит: они никого не убивают. А только, как настаёт их время, покрывают землю саваном, давая ей возможность отдохнуть до весны… И если в начале зимы Морены — стройные красавицы в белых одеяниях, то в конце ее они превращаются в седых и дряхлых старух, из последних сил старающихся задержать приход Весны.
Марены в спектакле «Московского театра кукол» не просто песни поют, слова на ниточки нанизывая: они нити судеб людских сплетают. Прямо на глазах у нас, зрителей! Ну-ка, посмотрим, кто из вас в Навь, мир тёмных духов и бесов попадёт; а кому вечная Славь уготована — в мире славных предков своих?
Просто не могу не поговорить о возрастном ограничении 12+, совершенно справедливо указанном театром, заботящемся о своих зрителях, — на сайте, афишах и билетах. Лично мне это ограничение кажется необходимым. Ибо спектакль сей — не простая развлекаловка; наряду с весёлыми «завиральными» моментами там полно и драматических. Мне, например, хотелось плакать, когда один из полярников, соскользнув со льдины в воду, выскочил оттуда как ошпаренный, с мокрым обмороженным лицом и красными слезящимися глазами… (Мастерство, пластика и умение перевоплощаться в своих героев у этих артистов — просто поразительные!)
Вопрос к родителям: зачем они привели на «Морожены сказки» дошкольников, когда им честно порекомендовали это не делать? Один из вариантов ответа на него я, правда, получила недавно от моей бывшей сотрудницы : «Пускай дочка моя привыкает не только в телефоне сидеть, но и с пользой время проводить!» Ну что ж, в этом смысле «Морожены сказки» угодили если не «в яблочко», то в апельсин — уж точно! Целый час малыши не заглядывали в телефон, а смотрели на красоту, происходившую на сцене. И наверняка поняли, что театр — это прекрасно!
Ну и, конечно, спектакль сей требует особого обсуждения с маленькими детишками, чтобы выяснить, что и как они в нем поняли.
Кроме шести блестящих актеров, присутствовавших в этот вечер на сцене, там, конечно, были и куклы. Это и многочисленные птахи, восседавшие на Колесе Жизни; и оркестр Пингвинов; и незадачливый Бурый Медведь, в целях маскировки обсыпавший себя мукОй, в результате чего его пришлось отмывать прямо на сцене… Туристы Кот и Жираф, попытавшиеся сэкономить на проезде по Двине на льдине… Странноватый дядька, смахивавший на пафосного генерала… Плавучая Баня — гибрид «нужника» под парусом из газеты «Правда Севера» и унитазного бачка.
Некая механистичность и ограниченность движений этих кукол просто умиляла, напоминая деревянные народные игрушки, привозимые мною в качестве сувениров из разных поездок: птичек, клюющих зернышки; мужика с медведем, пилящих бревно…
Фантазия всех, причастных к созданию и воплощению этого спектакля, видится мне безграничной. Всего час длится действо на сцене — а впечатлений хватит надолго. И ей-Богу, выходишь из зала не только с улыбкой на устах (ну, или с «грустинкой» — у тех, кого тронула концовка). Выходишь, простите уж меня за пафос, с какой-то особой гордостью за наш родной русский народ, находящий в себе силы не сдаваться в самых что ни на есть тяжелейших условиях. Умеющий шутить и смеяться; танцевать на морозе «птичий танец»; бросать апельсин в Двину, чтобы выросло из него огромное дерево, мОгущее накормить заморскими плодами всех без исключения.
Народ, которому никогда и ничего для других не жалко. Народ, который всем всегда помогает. Великий русский народ.
Читайте про другие
события
Другие спектакли / детский
Музыкальное безобразие
24 мая в Московском театре иллюзии состоится премьерный показ семейного спектакля «Музыкальное безобразие», созданного по книгам о муми-троллях.
Хорошо, что я такой
«Хорошо, что я такой» — оригинальная инсценировка актёра и режиссёра Андрея Гордина по детским стихотворениям и прозе российских авторов: Ольги Васильковой, Германа Лукомникова и Лены Репетур.