Спектакль Царь Эдип / Замок герцога Синяя Борода
Две оперы за один вечер в сдержанной режиссуре Римаса Туминаса.
Феликс Коробов, музыкальный руководитель постановки: опера Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» и опера-оратория Игоря Стравинского «Царь Эдип». Сложно переоценить то влияние, которое они оказали на развитие музыкального языка ХХ века. Их объединяют поиски новых приемов инструментовки, работа композитора над звуковой палитрой произведения. В «Замке герцога Синяя Борода» Бартока всего два главных героя, но их диалог удивительно тонко выстроен психологически. Перед нами открывается громадная палитра чувств, эмоций, которые Барток передает в звуке, основываясь на своем феноменальном знании народной музыки. В свое время Золтан Кодаи сказал, что для непросвещенной публики сложнее всего понимать Бартока-фольклориста, потому что это художник, который не просто цитирует народные песенки, а перерабатывает и выводит их на совершенно новый музыкантский и философский уровень обобщения народного материала – это обобщение смыслов, настроений, а не просто фольклорные цитаты.
Что касается «Царя Эдипа», то это произведение строгой формы и абсолютно выстроенной структуры. Жан Кокто и Стравинский сократили текст античной трагедии в 5-6 раз, сохранив главную интригу и основные повороты сюжета. Это «неоклассический» Стравинский, но это не подражание классике, а наполнение классических форм и классических средств выражения языком ХХ века.
Обе оперы имеют напряженный, почти детективный сюжет, но они абсолютно по-разному окрашены эмоционально. Думаю, этот контраст будет интересен для публики, как и возможность погружения в музыку начала ХХ века. Нас отделяет от момента создания этих произведений почти сто лет – столько же, сколько отделяет их от времен Бетховена.
Отзывы о «Царь Эдип / Замок герцога Синяя Борода»
Рецензии
Рецензия: «Царь Эдип» / «Замок герцога Синяя Борода»
Две оперы XX века в старательном исполнении и чересчур сдержанной режиссуре.
31 марта 2017, Наталья Витвицкая