Отзывы о "Все кончено"
Очередная пьеса Эдварда Олби в МТЮЗе, и очень похожая сценография на «Кто боится Вирджинии Вулф». Вновь задействовано фойе перед большим зрительным залом, которое делает зрителей наблюдателями семейных сцен. Персонажей больше, но это не делает вещь интереснее, ведь тема — ожидание близкими родственниками и знакомыми кончины главы семейного клана.
Пушкин с кончиной дяди Онегина уложился в пару строф, начиная с
«Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!»
Скука ожидания у Олби разбавляется разборками между потенциальными наследниками и воспоминаниями о смертельно больном, стоящем на пороге вечности. Но нет той остроты и неожиданности диалогов, которые были в предыдущей пьесе. А потому прекрасные артисты с большим трудом тянут драматургический воз, вышедший из под пера автора. Эмоции вспыхивают, но очень быстро гаснут. Близость смерти и ожидание её заставляют участников приглушать голоса и сдерживаться. Доктор сообщает, что роковое событие еще не произошло, но вот-вот... Дочь, сын, жена, любовница обсуждают, стоило ли перевозить пациента из больницы домой и какой способ похорон предпочтительнее: захоронение или кремирование. Деловой партнер и друг, кажется, имеет в конверте какие-то распоряжения, которые следует огласить после кончины, но чтения завещания мы так и не услышим. Будут долгие разговоры, из которых становится ясным, что жена уже давно стала далекой, сохранив статус официальной, а любовница — настоящей подругой умирающего, с которой супруга смирилась, но вот у взрослых детей все еще есть на нее обида за предательство отца.
Особых семейных тайн не открывается. Так мелочи: после того как муж завел любовницу, у супруги была интрижка с его другом, но всё в далёком прошлом, о котором и вспоминать не особо хочется. Вяло и тоскливо, огня давно нет.
Скажем, Онегину повезло. В размышлениях о неугомонном Петербурге он долетел в деревню к дяде и «его нашел уж на столе, как дань готовую земле», а дальше пошел очередной виток жизни с визитами, романами, дуэлями. Олби же мучает артистов и зрителей повествованием без особой интриги и действия. Возможно, найдутся любители таких неторопливых скучноватых историй, но у меня не сложилось. Хотя были прекрасный Игорь Ясулович в роли Доктора; явно притушивший свой кипучий талант Валерий Баринов; очень правдивая в роли Сиделки Виктория Верберг; спокойная и преданная Оксана Лагутина в роли Любовницы; обидчивые и нервные дети в исполнении Софьи Сливиной и Арсения Кудряшова; и играющая свою роль Жены в двух регистрах Ольга Демидова.
То есть, думаю, не одна я ждала финальной фразы, вынесенной в название спектакля: «Всё кончено».
Близость смерти особенно остро заставляет задуматься о жизни. Именно так было со мной во время спектакля по пьесе Эдварда Олби «Все кончено», поставленном в МТЮЗе маститым режиссером К. Гинкасом.
Самого умирающего зрители не видят. У его кровати дежурит доктор и сиделка. А перед нами его семья и самые близкие люди: жена, дочь и сын, любовница (которая фактически была женой уже много лет, но официального статуса не имеет), старый друг (он же адвокат и душеприказчик, а так же любовник жены). Все завязано на противоборстве двух главных женщин: жены и любовницы. Их судьбы оказались тесно связаны не по их воле, но благодаря тому, кого скоро не станет. К сожалению, даже приближающая смерть не способна разрешить этот старый конфликт, он разгорается с новой силой. Пускай у них нет материальных претензий друг к другу, но зато теперь они выясняют, кто будет организовывать похороны, как лучше поступить с телом (кремировать или похоронить), выполнить ли желание умирающего или сделать как этого хочет жена...
К этому конфликту добавляется выяснение отношений между матерью и дочерью. И тут уже дело доходит до рукоприкладства. Сын и старый друг периодически пытаются хоть как-то примирить враждующих женщин, но у них это плохо получается... Достается обеим, а мира так и не наступает... Очень тяжело смотреть на череду этих бесконечных выяснений отношений, потому что жалко их всех, а помочь ничем не можешь...
Но это прекрасный повод задуматься и не допустить чего-того подобного в собственной жизни. Не так много у нас времени, чтобы тратить его на выяснения отношений... и прошлое должно оставаться в прошлом.
Боль героев пьесы воспринимается особенно остро потому что спектакль играется в камерном пространстве фойе театра. Все близко, все видно... от этого ещё острее и больнее...
Спектакль "Все кончено" по пьесе Эдварда Олби необычен так же, как и сам сюжет этой пьесы. Семья и близкие люди собрались в ожидании ..смерти отца семейства. Жена, дети, любовница, друг, врач и сиделка..ждут. И как на арене древненримской трагедии ведут ожесточенные бои "без правил", доказывая прежде самим себе возможность или невозможность счастья и любви.
Вроде бы состоятельные и состоявшиеся люди, взрослые по крайней мере, но несчастливые. Их разговоры и споры это крики отчаяния.
Спектакль необычен и тем, что сюжет практически стоит на месте. Он напомнил мне фильм "Без свидетелей" с Ульяновым и Купченко. Тяжелый разговор о праве на любовь, праве на выбор. Тут, на сцене ТЮЗа, собрался великолепный актерский состав-Игорь Ясулович, Валерий Баринов, Ольга Демидова, Виктория Верберг, Оксана Лагутина и молодые (и уже знакомые по "Любимым не расставайтесь" София Сливина и Арсений Кудряшов. Все играют очень психологично и точно.
Но спектакль довольно тяжелый. Смотреть его это как погрузиться в Чистилище. Очень трудно, но порой необходимо. Я приятно удивлена, что несмотря на 3ч этого сеанса психоанализа практически никто из зрителей не ушел в антракте(ну может быть пара человек).
Рецензии
Рецензия: «Все кончено»
Безнадежный спектакль Камы Гинкаса о том, к чему приводит нелюбовь.
7 марта 2017, Наталья Витвицкая
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
БродскийМаяковскийБлок
Минималистичный спектакль-концерт собран из стихотворений трёх важнейших поэтов XX века — Иосифа Бродского, Владимира Маяковского и Александра Блока.