Спектакль Театр Звезда
Вся история Театра Армии – в одном спектакле.
Спектакль в новом для России жанре – синемоушн. «Театр Звезда» стал результатом долгих месяцев работы над архивами, встреч с сотрудниками и труппой театра. Граница «сцена-зрительный зал» будет стерта, актеры будут работать на расстоянии вытянутой руки, а зрители станут участниками событий.
История начнется в фойе – в день открытия театра 14 сентября 1940 года, откуда зрители пройдут 1720 шагов по залам и коридорам, включая закрытые правительственные ложи, поднимутся на самый верх, увидят окна мастерских, лестницы, на которые обычно не попадает зритель, а также стилобат – таинственный подземный лабиринт в театре. Узнают, как Клим Ворошилов ставил задачи архитекторам построить театр в форме звезды, как здание вызывало страх у актеров, как репетировал легендарные спектакли Алексей Попов, как у художника Александра Дейнеки не приняли новаторский плафон, также на сцене возникнут грандиозные батальные сцены, эсминцы и поднятая целина.
Автор и руководитель проекта - драматург, режиссер, лауреат «Золотой маски» Саша Денисова.
Отзывы о «Театр Звезда»
Ещё 6 отзывов«Театр «Звезда» - кажется мне, должен стать настоящей визитной карточкой Театра Российской Армии. Ведь это настоящий иммерсивный квест по историческому зданию театра, с рассказом об его истории и полным погружением в окружающую действительность, с участием основной части театральной труппы. Для постановки была проделана огромная предварительная работа: изучены архивы, собраны воспоминания старейших участников труппы.
Театр Российской Армии – для меня один из любимых, какой-то «родной», я смотрела там бОльшую часть репертуара, поэтому мне было очень интересно познакомиться с ним еще ближе. Экскурсия длиной в 1720 шагов под руководством ведущего Тимура Еремеева, по тайным коридорам, закоулкам здания, лестницам, и подземельям здания, которому уже более 90 лет. Спектакль начинается в огромном холле театра, с рассказа архитекторов Алабяна и Симбирцева о своем проекте, а также о том, как должен был бы выглядеть театр: например, его вершину должна была стоять фигура красноармейца, который «защищал» бы фигуру Ленина, которая так и не была водружена на Дворец Советов. Театр Красной Армии был построен в 1940 г., но отыграть артисты успели всего один сезон. Следующая сцена – довоенная репетиция спектакля режиссера Андрея Попова, и слова Левитана о начале войны…
А далее – долгие военные сцены: пока стратегически опасное здание театра, построенного в форме пятиконечной звезды, один из лучей которой указывал на Кремль, маскировали, защищая от бомб, труппа была эвакуирована в Свердловск, где были отрепетированы и поставлены несколько спектаклей, в том числе и знаменитейший «Давным-давно» (по пьесе А.Гладкова, по которой позже снимут упрочивший славу произведения фильм «Гусарская баллада»). Забавно, что режиссер Алексей Попов упорно призывал вычеркнуть из произведения Кутузова, и не хотел давать роль Шурочки Любови Добржанской из-за ее возраста – она была вдвое старше своей героини.
Часть труппы оказалась в прямом смысле «на передовой», уехав с обычными летними гастролями по стране, попали практически в эпицентр боевых действий. Впоследствии было сформировано 19 фронтовых концертных бригад, выступавших на фронте и в тылу. Очень проникновенные сцены, где артисты рассказывают, как ждали люди хоть крупицы счастья в те тяжелые дни: выступления актеров были той ниточкой, которая позволяла представить, что все нормально, по-прежнему. Когда однажды во время выступления погас свет из-за отрезанного электричества, артистов просили играть при свете карманных фонариков. Зрители вместе с артистами побывают и в эвакуационном эшелоне с ранеными, и на привале, и самое страшное – рассказ о том, как концертная бригада - совсем молодые, не готовые к этому ребята, попали в плен к немцам. Сцены проходят в темном подвальном помещении – стилобате, основе конструкции, на которой базируется множество колонн театра, что еще более усиливает тягостное впечатление.
Но жизнь продолжается, и мы переносимся в послевоенное время расцвета театра: смотрим на огромный зрительный зал (самая большая театральная площадка Европы!), слушаем рассказ про посещение У.Черчиллем правительственной ложи, а также оцениваем самую длинную люстру в мире – это люстра, которая спускается вдоль всей лестницы на выходе из Большого зала. А еще, мы побываем на настоящем худсовете, на который нельзя опаздывать, полежим на ковре, чтобы оценить по достоинству несогласованный с партийным руководством плафон с бегущими кросс красноармейцами А.Дейнеки, и посмотрим дефиле исторических костюмов.
А еще, действительно присутствует ощущение, что темный театр полон призраками уже ушедших артистов, а заблудиться в его подземельях и коридорах я бы никому не пожелала – похожее ощущение было у меня только в парижской Опера Гарнье.
Я раскрыла далеко не все секреты театра, конечно. Обязательно посетите этот спектакль, чтобы узнать о нем все, он действительно того заслуживает!
P.S. Протяженность маршрута – 1720 шагов, по темным коридорам и лестницам, поэтому ни в коем случае не надевайте каблуки, и фонарик на телефоне тоже будет не лишним.
Про этот спектакль я слышала уже давно (с момента его появления в 2017), но все не могла определиться, хочу ли я... И что это - спектакль? Экскурсия? Жанр "синемоушн" мне, если честно до сего времени не попадался как-то (похоже, этот проект - первый в этом жанре для наших театров). Однако количество прочитанных восторженных отзывов перешло в качество - и вот уже я захожу в величественное здание театра Российской Армии.
Знакомое фойе выглядит необычно - очень мало зрителей, много людей в фирменных масках театра (прочему они не продают такие желающим?!), куча осветительных приборов в самых неожиданных местах.
Театр выглядит пустым, сумрачным и загадочным.
Но вот приближается заветная минута, служащие театра тихо подсказывают, что разбредаться не стоит, лучше пройти к центру фойе. Что просидеть весь спектакль в зале не удастся, я понимала, конечно, но все равно, внезапно оказаться практически в гуще событий, в одном пространстве с актерами - это очень, очень необычное ощущение! Нас буквально захватил водоворот истории - начиная с 30-х годов, когда был утвержден план московского здания театра по проекту архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева и фактически до наших дней.
Синемоушн - это когда кажется, что ты попал внутрь фильма, где все по-настоящему, - по-настоящему радуются, переживают, боятся, верят, спорят, любят. А ты - часть этого.
14 сцен (действий), каждая - по сути небольшой спектакль, со сценарием, актерами, костюмами, декорациями и спецэффектами, каждая посвящена значимому периоду или событию в жизни театра. И вот ты вместе со всеми оказываешься в эвакуации, бежишь по коридорам-катакомбам, трясешься в вагоне, полном раненных, присутствуешь на худсовете, вместе с Дейнекой (Андрей Пойдышев) лежишь на полу посреди фойе, ибо это - лучший ракурс для рассматривания нового плафона!, своими глазами видишь (можешь даже прикоснуться, если очень хочется) призраков и многое другое. Сразу скажу: последняя, четырнадцатая сцена - это настоящий аттракцион, неожиданный, уникальный! Старательно бью себя по рукам, чтобы не рассказать и не выложить видео, просто поверьте :)
Очень сложно, на самом деле, рассказывать об этом спектакле, потому что сплошной восторг (честно!), а просто пересказывать все не хочется. Все это об истории театра - да. Это не экскурсия в привычном нам смысле - нет, совершенно не экскурсия. Зрители все время перемещаются по зданию, оказываясь в местах, совершенно для зрителей не предназначенных в обычной жизни - да. Кстати, мало того, что за время спектакля мы прошли 1720 шагов (как написано на сайте), мы еще и много бегали по лестницам! Это надо иметь в виду при выборе одежды и (особенно!) обуви. Мало того, что много ходить, мало того, что много лестниц - еще и не везде ровный пол и хорошее освещение, знаете ли :)
В "Театре Звезде" занято много актеров, и все равно им приходится зачастую бежать к новому месту встречи быстрее группы зрителей, успевая еще и переодеться по дороге :) Это все немножко похоже на волшебство. Всех перечислить, наверное, не удастся. Попробую хотя бы некоторых вспомнить.
Конечно, наш ведущий, Тимур Еремеев, который замечательно провел нас от первой сцены к заключительной: быстро, выразительно, организованно, бережно. Идеальный ведущий!
Великолепная Людмила Коныгина - врач в медпункте, секретарь худсовета, и в дефиле костюмов она была в своем собственном костюме из архивного спектакля "Павел I", в то время как молодежь представляла, конечно, чужие 30-70-летние костюмы!
Мария Оамер - студентка, актриса. репетирующая роль Титании, артистка фронтовой бригады, одна из призраков...
Александр Рожковский - артист в сцене открытия театра, артист, репетирующий роль Петруччо, Юлий Чепурин, привезший Попову свою пьесу "Сталинградцы", один из приемщиков того самого плафона Дейнеки, член худсовета...
Интересно, что в роли Алексея Дмитриевича Попова, главного режиссера театра в 35-58 годах, в разных сценах были разные актеры: Максим Чиков, Илья Баранов, Александр Леонтьев, - что, как ни странно, не мешало совершенно.
Еще многие и многие заняты в постановке. Да что актеры - тут даже режиссеров трое: Галина Зальцман, Алексей Размахов, Глеб Черепанов, - и еще автор проекта Саша Денисова.
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.