Отзывы о "Театр Звезда"
«Театр «Звезда» - кажется мне, должен стать настоящей визитной карточкой Театра Российской Армии. Ведь это настоящий иммерсивный квест по историческому зданию театра, с рассказом об его истории и полным погружением в окружающую действительность, с участием основной части театральной труппы. Для постановки была проделана огромная предварительная работа: изучены архивы, собраны воспоминания старейших участников труппы.
Театр Российской Армии – для меня один из любимых, какой-то «родной», я смотрела там бОльшую часть репертуара, поэтому мне было очень интересно познакомиться с ним еще ближе. Экскурсия длиной в 1720 шагов под руководством ведущего Тимура Еремеева, по тайным коридорам, закоулкам здания, лестницам, и подземельям здания, которому уже более 90 лет. Спектакль начинается в огромном холле театра, с рассказа архитекторов Алабяна и Симбирцева о своем проекте, а также о том, как должен был бы выглядеть театр: например, его вершину должна была стоять фигура красноармейца, который «защищал» бы фигуру Ленина, которая так и не была водружена на Дворец Советов. Театр Красной Армии был построен в 1940 г., но отыграть артисты успели всего один сезон. Следующая сцена – довоенная репетиция спектакля режиссера Андрея Попова, и слова Левитана о начале войны…
А далее – долгие военные сцены: пока стратегически опасное здание театра, построенного в форме пятиконечной звезды, один из лучей которой указывал на Кремль, маскировали, защищая от бомб, труппа была эвакуирована в Свердловск, где были отрепетированы и поставлены несколько спектаклей, в том числе и знаменитейший «Давным-давно» (по пьесе А.Гладкова, по которой позже снимут упрочивший славу произведения фильм «Гусарская баллада»). Забавно, что режиссер Алексей Попов упорно призывал вычеркнуть из произведения Кутузова, и не хотел давать роль Шурочки Любови Добржанской из-за ее возраста – она была вдвое старше своей героини.
Часть труппы оказалась в прямом смысле «на передовой», уехав с обычными летними гастролями по стране, попали практически в эпицентр боевых действий. Впоследствии было сформировано 19 фронтовых концертных бригад, выступавших на фронте и в тылу. Очень проникновенные сцены, где артисты рассказывают, как ждали люди хоть крупицы счастья в те тяжелые дни: выступления актеров были той ниточкой, которая позволяла представить, что все нормально, по-прежнему. Когда однажды во время выступления погас свет из-за отрезанного электричества, артистов просили играть при свете карманных фонариков. Зрители вместе с артистами побывают и в эвакуационном эшелоне с ранеными, и на привале, и самое страшное – рассказ о том, как концертная бригада - совсем молодые, не готовые к этому ребята, попали в плен к немцам. Сцены проходят в темном подвальном помещении – стилобате, основе конструкции, на которой базируется множество колонн театра, что еще более усиливает тягостное впечатление.
Но жизнь продолжается, и мы переносимся в послевоенное время расцвета театра: смотрим на огромный зрительный зал (самая большая театральная площадка Европы!), слушаем рассказ про посещение У.Черчиллем правительственной ложи, а также оцениваем самую длинную люстру в мире – это люстра, которая спускается вдоль всей лестницы на выходе из Большого зала. А еще, мы побываем на настоящем худсовете, на который нельзя опаздывать, полежим на ковре, чтобы оценить по достоинству несогласованный с партийным руководством плафон с бегущими кросс красноармейцами А.Дейнеки, и посмотрим дефиле исторических костюмов.
А еще, действительно присутствует ощущение, что темный театр полон призраками уже ушедших артистов, а заблудиться в его подземельях и коридорах я бы никому не пожелала – похожее ощущение было у меня только в парижской Опера Гарнье.
Я раскрыла далеко не все секреты театра, конечно. Обязательно посетите этот спектакль, чтобы узнать о нем все, он действительно того заслуживает!
P.S. Протяженность маршрута – 1720 шагов, по темным коридорам и лестницам, поэтому ни в коем случае не надевайте каблуки, и фонарик на телефоне тоже будет не лишним.
Про этот спектакль я слышала уже давно (с момента его появления в 2017), но все не могла определиться, хочу ли я... И что это - спектакль? Экскурсия? Жанр "синемоушн" мне, если честно до сего времени не попадался как-то (похоже, этот проект - первый в этом жанре для наших театров). Однако количество прочитанных восторженных отзывов перешло в качество - и вот уже я захожу в величественное здание театра Российской Армии.
Знакомое фойе выглядит необычно - очень мало зрителей, много людей в фирменных масках театра (прочему они не продают такие желающим?!), куча осветительных приборов в самых неожиданных местах.
Театр выглядит пустым, сумрачным и загадочным.
Но вот приближается заветная минута, служащие театра тихо подсказывают, что разбредаться не стоит, лучше пройти к центру фойе. Что просидеть весь спектакль в зале не удастся, я понимала, конечно, но все равно, внезапно оказаться практически в гуще событий, в одном пространстве с актерами - это очень, очень необычное ощущение! Нас буквально захватил водоворот истории - начиная с 30-х годов, когда был утвержден план московского здания театра по проекту архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева и фактически до наших дней.
Синемоушн - это когда кажется, что ты попал внутрь фильма, где все по-настоящему, - по-настоящему радуются, переживают, боятся, верят, спорят, любят. А ты - часть этого.
14 сцен (действий), каждая - по сути небольшой спектакль, со сценарием, актерами, костюмами, декорациями и спецэффектами, каждая посвящена значимому периоду или событию в жизни театра. И вот ты вместе со всеми оказываешься в эвакуации, бежишь по коридорам-катакомбам, трясешься в вагоне, полном раненных, присутствуешь на худсовете, вместе с Дейнекой (Андрей Пойдышев) лежишь на полу посреди фойе, ибо это - лучший ракурс для рассматривания нового плафона!, своими глазами видишь (можешь даже прикоснуться, если очень хочется) призраков и многое другое. Сразу скажу: последняя, четырнадцатая сцена - это настоящий аттракцион, неожиданный, уникальный! Старательно бью себя по рукам, чтобы не рассказать и не выложить видео, просто поверьте :)
Очень сложно, на самом деле, рассказывать об этом спектакле, потому что сплошной восторг (честно!), а просто пересказывать все не хочется. Все это об истории театра - да. Это не экскурсия в привычном нам смысле - нет, совершенно не экскурсия. Зрители все время перемещаются по зданию, оказываясь в местах, совершенно для зрителей не предназначенных в обычной жизни - да. Кстати, мало того, что за время спектакля мы прошли 1720 шагов (как написано на сайте), мы еще и много бегали по лестницам! Это надо иметь в виду при выборе одежды и (особенно!) обуви. Мало того, что много ходить, мало того, что много лестниц - еще и не везде ровный пол и хорошее освещение, знаете ли :)
В "Театре Звезде" занято много актеров, и все равно им приходится зачастую бежать к новому месту встречи быстрее группы зрителей, успевая еще и переодеться по дороге :) Это все немножко похоже на волшебство. Всех перечислить, наверное, не удастся. Попробую хотя бы некоторых вспомнить.
Конечно, наш ведущий, Тимур Еремеев, который замечательно провел нас от первой сцены к заключительной: быстро, выразительно, организованно, бережно. Идеальный ведущий!
Великолепная Людмила Коныгина - врач в медпункте, секретарь худсовета, и в дефиле костюмов она была в своем собственном костюме из архивного спектакля "Павел I", в то время как молодежь представляла, конечно, чужие 30-70-летние костюмы!
Мария Оамер - студентка, актриса. репетирующая роль Титании, артистка фронтовой бригады, одна из призраков...
Александр Рожковский - артист в сцене открытия театра, артист, репетирующий роль Петруччо, Юлий Чепурин, привезший Попову свою пьесу "Сталинградцы", один из приемщиков того самого плафона Дейнеки, член худсовета...
Интересно, что в роли Алексея Дмитриевича Попова, главного режиссера театра в 35-58 годах, в разных сценах были разные актеры: Максим Чиков, Илья Баранов, Александр Леонтьев, - что, как ни странно, не мешало совершенно.
Еще многие и многие заняты в постановке. Да что актеры - тут даже режиссеров трое: Галина Зальцман, Алексей Размахов, Глеб Черепанов, - и еще автор проекта Саша Денисова.
Полнейший восторг! Вот как я могу описать "Театр Звезда" в театре Российской армии. Это один из моих любимейших театров еще со школьной скамьи. Отличные, масштабные постановки начиная от классики и заканчивая современными пьесами. Я невероятно рада, что театр не стоит на месте и идет в ногу со временем. И вот на волне ставших очень популярными иммерсивных спектаклей, Саша Денисова ставит "Театр Звезда". Синемоушн - спектакль-погружение в атмосферу эпохи. Зритель пройдет 1720 шагов по всему зданию театра, увидит не только большой и малые залы, но и скрытые от посторонних глаз коридоры и служебные помещения театра. Окунется в историю не только становления театра, но и пройдет самые важные вехи в истории нашей страны. Плечом к плечу, рядом с актерами, зрители погрузятся в историю длиною более 90 лет...
Начинается спектакль в холле театра. Зритель тут же оказывается в 1940 году на открытии театра тогда еще Красной армии. Мы увидим Алабяна и Симбирцева - архитекторов, разработавших проект здания. Они представят нам свой масштабный проект и расскажут, что еще должно было украшать театр, но так и не было воплощено в жизнь. Следом появится и ведущий - Тимур Еремеев, который и проведет экскурсию по театру, останавливаясь и обращая внимание на особо важные детали и рассказывая интересные факты.
Следующая сцена - репетиция спектакля, поставленного на большой сцене режиссером Алексеем Поповым. Тут же мы услышим знаменитые слова Левитана о начале войны... И вместе с актерами театра отправимся через очередные кабинеты и коридоры в эвакуацию в Свердловск.
Тут будут самые грустные и сильные эмоции... Зрителю покажут как репетировали и ставили спектакли артисты в условиях войны. Как выступали артисты перед советскими солдатами, стараясь придать им сил и бодрости. А также как фронтовая концертная бригада была застигнута немцами и взята в плен... На эти сцены невозможно смотреть без слез и грусти, но эта наша история, которую нельзя забывать...
После войны мы отправимся дальше изучать театр. Поднимемся на самый верх и окинем взглядом Суворовскую площадь с высоты. Посмотрим на партсобрание в малом зале. Увидим демонстрацию костюмов прошлых лет. Послушаем цензоров живописи Дайнеки, который расписал один из потолков театра. Поднимемся вдоль люстры, занесенной в книгу рекордов Гинесса как самой длиной. Даже увидим привидения, живущие в театральных коридорах.
Я описала не полный список того, что увидит зритель. Но поверьте это того стоит. Увидеть то, что обычно скрыто от зрительских глаз, услышать историю строительства самого большого театра Европы. Пройти весь этот путь плечом к плечу с актерами. Окунуться в атмосферу того времени, побывать не только за кулисами, но и на самой сцене. Это что-то невероятное. Я даже не могу передать словами тот восторг и эмоции, которые я испытала. Просто здорово, что такой проект был задуман и осуществлен.
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.