Спектакль Игроки
Мистический спектакль Олега Анищенко по мотивам одноименной пьесы Гоголя.
Необыкновенный психоделический фольклор певицы Инны Желанной и стильная хореография Артура Ощепкова делают эту постановку такой интригующей и в тоже время такой понятной.
Гоголь-мистик, которого вы еще не видели!
Самый мистический спектакль Юго-Запада «Игроки» теперь можно посмотреть на новой сцене «Театриума на Серпуховке под руководством Т. Дуровой». Современное и большое пространство позволят увидеть зрелищный спектакль Олега Анищенко по-новому.
Отзывы о «Игроки»
Ещё 9 отзывовНаверное, самую необычную адаптацию пьесы Н.Гоголя «Игроки» я увидела, что неудивительно, в Театре на Юго-Западе. Кроме этого, это был еще и самый пугающий спектакль, из всего просмотренного мною репертуара Театра, чего я точно не ожидала. Не ожидали, по-видимому, и зрители – в зале было немало детей. Сразу предупрежу, что лучше вести 12+, а еще лучше 14+.
Мне кажется, что Гоголь и Булгаков – два самых «мистических» русских писателя, и по каким же еще произведениям снимать/ставить ужасы, если не по их. Жутковатая атмосфера пронизывает с первых минут: на сцене в дымке появляются девушки-навки (Вероника Саркисова, Ксения Ефремова, Алина Дмитриева и Любовь Ярлыкова). В длинных белых рубашках и босые, они – потусторонние духи из злых сказок: поют зловещие протяжные песни, издают резкие крики и непрерывно танцуют.
Декораций практически нет – только огромные карты по бокам сцены и игральные столики. И свет, и это самое главное. Я убеждена, что свет – сам по себе декорация, которая «дорисовывает» то, чего может не хватать. Сцена то погружается в темноту, то озаряется ярким белым светом, но чаще всего свет синий, что делает атмосферу еще более темной и мрачной.
Жители города N, куда приезжает Ихарев (Владимир Курцеба) явно не живые, это потусторонний город, населенный привидениями и покойниками с выбеленными лицами, у которых свои планы на незваного гостя. Не зря у гостиничного слуги Алексея (Фарид Тагиев) петля на шее. Ихарев кажется легкой добычей: талантливый шулер, довольный собой после очередного выигрыша, а еще у него есть меченая колода карт с человеческим именем «Аделаида Ивановна». Конечно, им заинтересовались три главных городских шулера: Швохнев (Антон Белов), Кругель (Денис Шалаев) и Степан Иванович Утешительный (Олег Анищенко). Они, кстати, вызывают ассоциации с булгаковскими Коровьевым, Бегемотом и Воландом.
Им так легко удается убедить его в его таланте, в том, что они его уважают и берут «в долю». А цель их – богатейший помещик Глов (Константин Курочкин), который никогда не играет. Помещик уезжает, но оставляет вести дела по заложению имения своего сына (Михаил Грищенко). У сына в голове ничего, кроме мечтаний о карьере гусара, и за него шулеры и решают взяться. Но какую игру ведут все на самом деле? Все ли являются теми, за кого себя выдают? И кто выйдет победителем из настоящей, роковой игры, где ставка – жизнь героя?
Хотя пьеса Гоголя считается незакоченной, финал спектакля очевидный и недвусмысленный. Мораль – не играйте в карты, особенно с незнакомцами и опасайтесь захолустных уездных городишек. 10 из 10.
В одном из интервью Сергей Женовач, говоря о своей постановке пьесы Н. Гоголя «Игроки», отметил:
«Мне кажется неверным, когда в Гоголе замыкаются на верхнем слое, всяких чертях, страшилках и гротеске. Надо уходить от этих бесконечных чертей, с которыми принято ассоциировать Гоголя. Его сложная противоречивая природа скорее наивная, чем жуткая и страшная. «Познай, где свет, — поймешь, где тьма», как у Блока. Гоголь погружался в темное, чтобы увидеть свет. Он хорошо чувствовал природу темного. А оно имеет свойство затягивать. Но тянулся-то он к светлому, и в этом его внутренняя драма».
При этом на встрече с творческой группой спектакля «Бег» (первой работой С. Женовача на посту художественного руководителя МХТ им. Чехова), когда участники стали проводить параллель между его постановкой и спектаклем Ю. Бутусова, Сергей Васильевич подчеркнул, что каждый режиссер при создании спектакля имеет право на свой взгляд прочтения пьесы.
И оказалось, что взгляд Олега Анищенко, поставившего в 2017 году «Игроков», в корне отличается от взгляда Сергея Женовача.
Он то увидел в гоголевской комедии ни много, ни мало, как мистический триллер!!!
В языческой философии всё мироздание делится на три части: Явь, Навь и Правь.
Навь зовут Миром Теней. И вот в эту саму Навь и поместил режиссер гоголевских персонажей, добавив к ним еще и девушек Нави (говорят, что Гоголю как раз ставили в упрек отсутствие женских ролей в этой пьесе), этаких потусторонних русалок-навок, хороводящих на сцене в течение всего спектакля (Вероника Саркисова, Ефремова, Бахтиева, Дмитриева Воропаева. Вероника Саркисова, Ксения Ефремова, Зарина Бахтиева, Алина Дмитриева и Любовь Воропаева
Тройка шулеров - Утешительный (Олег Анищенко), Кругель (Денис Шалаев) и Швохнев (Антон Белов), слуга Алексей (Фарид Тагиев), Глов-старший (Константин Курочкин) и Замухрышкин (Максим Лакомкин) здесь тоже с большим налетом чертовщинки. А эксцентричный Швохнев и вовсе всем своим обликом напоминает Коровьева из свиты Воланда (помните его узенький клетчатый костюмчик?).
Само же действие разворачивается вокруг главного действующего лица – игральных карт, эдакой мистической силы, против которой невозможно устоять.
Сюжет интересен, полон азарта, юмора, динамики и легкости. А вот сыграть его, я думаю, задача непростая! Ведь это «спектакль в спектакле» и «не проколоться» артистам в нем очень сложно!
Как я завидовала зрителям, не знакомым с пьесой Николая Васильевача, ведь развязка ее очень неожиданная! У меня-то это далеко не первые «Игроки» - начиная с телеспектакля гениального Р.Г. Виктюка, который тоже ввел в спектакль женский персонаж – Аделаиду Ивановну (так Ихарев любовно назвал свою крапленую колоду карт, над которой работал не один месяц) и играла ее прекрасная Маргарита Терехова, и заканчивая спектаклем Игоря Яцко в ШДИ, отдавшего почему-то все главные роли актрисам (вот вам и еще один нестандартный режиссерский взгляд!).
Тем не менее спектакль настолько затягивает, что даже зная финал, смотришь его, не отрывая взгляд от сцены ни на секунду!
В мистическую канву спектакля виртуозно вписаны пластические движения (хореография Артура Ощепкова) и пение девушек Нави (странные и тревожащие композиции в исполнении Инны Желанной).
Ну и, как всегда, просто потрясающий свет! Интересная находка – столики с подсветкой, делающие лица склонившихся над ними игроков совсем потусторонними (художник по свету Анатолий Докин).
Весь рисунок спектакля просто завораживает – одна сцена игры, когда карточные столы кружат по сцене в безумном хороводе, чего стоит! И это только малая толика интереснейших режиссерских находок!
Все «бесовское отродье» в спектакле было на высоте! Даже трудно кого-то из них выделить особо. Они создали просто потрясающую фантасмагорию!
Первый раз я смотрела спектакль, в котором роль Глотова-младшего, истеричного молодого человека, играл Михаил Грищенко, и я даже не ожидала, что характерные роли ему так идут! В этот раз – Евгений Кулик, совсем незнакомый мне актер, тоже был неплох!
Не знаю почему, но мне не нравится игра Владимира Курцебы, исполняющего здесь главную роль Ихарева. Вот «не верю» я ему и все тут! На мой взгляд, одними и теми же красками он «рисует» и радость и боль, и в голосе его я всегда слышу одни и те же интонации… Видела его уже не в одном спектакле, очень хочу изменить свое отношение к нему, но пока как-то не получается…
Комедия «Игроки» считается незаконченной, поэтому создатели спектакля придумали свою концовку, опять же в духе триллера. Так что «сюрприз» ждет даже тех, кто знаком с сюжетом пьесы.
Читайте про другие
события
Актеры «Игроки»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.