Спектакль Крылья из пепла
Лучшая трагедия английского драматурга Джона Форда в яркой постановке Романа Виктюка.
Виктюк транслирует в спектакле идею, которая уже много лет является одной из центральных в его творчестве: полное и окончательное постижение жизни может произойти только через уход от бренности мира – в вечность и свет, в небесную – в противоположность греховной – любовь. А любить самой чистой любовью могут только те, кто сохранил в душе невинность и чистоту ребенка.
Режиссер отказался от оригинального названия пьесы «Как жаль, что она шлюха», поскольку, как и всегда, вкладывает в свою постановку особый, важный ему смысл – идею святости любви. Поэтому он назвал спектакль «Крылья из пепла».
На сцене «Дома Света» на Стромынке – история невозможной, запретной любви и гибели Джованни и Анабеллы. Виктюк поставил ее как сон о святых детях, мечту о возвышенном, об очищении через страдание, о соединении любящих душ в небесах.
Героев ведет игра, в которую они входят без постороннего умысла и через которую постигают бытие – ощущением надвигающейся смерти. А когда нет умысла, тогда возможны крылья и нет страха: герои знают, что смертельный исход их любви – всего лишь переход на новый уровень существования, в новое пространство.
Сделав основой действия на сцене возврат к мифической, эпической структуре человеческого существования, Виктюк предлагает своему зрителю погружение в мистерию огня. Красная, огненная цветовая гамма – цвет энергии главных героев, от которой исходит сияние, – становится соучастником всего сценического действа.
В новой работе мастера вдохновляло творчество великих: художницы Александры Экстер, одной из основоположников стиля ар-деко, режиссера и драматурга Антонена Арто, композитора-минималиста Джона Кейджа. Благодаря музыке, цвету и световой партитуре спектакля Виктюк оживил само театральное пространство, сделав его движущимся и звучащим.
Отзывы о «Крылья из пепла»
Ещё 2 отзываКрылья из пепла. Театр Романа Виктюка. 18.10.2021.
На любой спектакль Театра Виктюка я хожу за красотой и изяществом.
И за оригинальностью, которая начинается еще до начала спектакля. Здание, в котором театр размещен – это бывший ДК, этакий конструктивизм-конструктивизм: часть гигантской шестеренки, внутри которой тоже не всё просто: сначала нужно спуститься, потом подняться… и еще раз подняться… и в партере, если вы не в первых рядах, опять подняться… про балкон я молчу: пока туда заберешься, первую сцену, считай, пропустишь.
Но мне это все, в общем, нравится… и как эффектно опускаются рольставни перед началом действия!
И всё-таки – за красотой.
Если женщины в этом театре все до одной талантливы, то мужчины – не просто талантливы, но и безумно красивы. Идеальное мужское тело – это сейчас такая редкость… а если его идеальность подчеркнута эффектность костюма… А движения!... Боже ж мой, как они все двигаются!
И как говорят! У них у всех так шикарно поставлены голоса, настолько всегда хорошо тонирован текст…
Да. Люблю этот театр.
«Крылья из пепла» ставил сам Мэтр в 2017 году.
Поставил, как он это всегда делал, очень красиво – в спектакле есть всё, о чем я выше написала: красивые талантливые актеры, шикарные костюмы, эффектные движения…
Вот что-то с пьесой «не то». Хорошо, что спектакль идет меньше двух часов, чтобы от него не устать.
Впрочем, ради этой краткости пьеса Джона Форда (современника Шекспира) явно сокращена и потеряла оригинальное название – «Как жаль, что она шлюха»; даже не понятно, какой из сцен можно было бы это название обосновать.
Осталась одна сюжетная линия (и крошками рассыпанные другие эпизоды). Так, отец главных героев появляется пару раз на инвалидной коляске и произносит, кажется, одну необязательную фразу.
Или – Анабелла говорит Соранцо, мол, не ухаживайте за мной, это ни к чему не приведет… И тут же, в диагональ логике – ну ладно, может быть когда-нибудь… И новая диагональ: следующая сцена – это уже свадьба этих двоих.
Я еще больше сокращу действие, быстренько пересказав сценическую версию произведения Форда.
Значит, жили-были родные брат и сестра, очень друг друга любили, вместе играли в классики и догонялки… Додогонялись: сестричка беременна от брата, который с самого начала утверждал: мол, я без нее и жить не буду, прям возьму и зарежусь этим кинжалом.
Нет. Страстно, до безумия влюбленный не зарезался. Кинжалом он проткнул плод в ее животе, потом вырезал сестре-возлюбленной сердце. И пошел с этим сердцем в бальную залу, где опять же резал не себя, а окружающих.
В общем, романтичный такой молодой человек, ведь режиссер поставил это как «сон о святых детях, мечту о возвышенном, об очищении через страдание, о соединении любящих душ в небесах».
Ну, не знаю. У меня на красивом, в общем, финале (Игорь Неведров – люблю его! – читает текст из книги Форда) была одна ассоциация: помните, герой Аркадия Райкина пел: «Скольких я зарезал, скольких перерезал». Вот примерно так. Только более изящно.
Жальче всего красавца Соранцо, от большой любви и уважения ставшего рогоносцем (да еще рога-то кто ему наставил!), а потом, ни за что, ни про что, убитом рукою этого… возвышенного и страдающего «святого ребенка».
Так что не поняла и не оценила я содержания.
НО! Уже писала, что всё прочее в спектакле было: и рольставни перед началом, и костюмы, и движения красивых людей, и хорошо поставленные голоса…
Обо всём этом я могу говорить раз за разом - это то, за чем я хожу в Театр Романа Виктюка.
И так: очередной спектакль увиденный мою в Театре Виктюка – «Крылья из пепла», и как все спектакли Мастера, это спектакль о любви. Роман Григорьевич уверен, что именно любовь правит миром, и в своих спектаклях помещает героев в самые экстремальные и невыносимые условия для того, чтобы тему любви раскрыть наиболее остро. Вот и в спектакле «Крылья из пепла» любовь приравнена к трагедии и ведет влюбленных к смерти. Спектакль поставлен по пьесе английского драматурга начала XVII века, современника Шекспира, Джона Форда. Но, как всегда, для Виктюка пьеса оказывается лишь отправной точкой для очередного путешествия в страну любви, уверена, что автор ни за что не узнал бы свое произведение, увидев его в этом воплощении. Обычно спектакли Виктюка начинаются неспеша, с оттяжечкой, постепенно набирая обороты, и, к концу, со скоростью курьерского поезда, низвергаются в пропасть. На этот раз действие сразу начинается с точки кипения: Джованни (Игорь Неведров) влюблен в свою сестру Анабеллу (Анна Нахапетова), осознает греховность такой любви, но его чувство сильнее общественных рамок и религиозных запретов, этот шквал, Мальстрём, Ниагара, этот безумный водоворот засасывает и нежную, юную Анабеллу. Основная музыкальная тема спектакля романс Курта Вайля на слова Мориса Магра JE NE T’AIME PAS (Я не люблю тебя) в проникновенном исполнении Елены Образцовой. Видимо этот романс, именно в этом исполнении, наполненном ощущением потери, в чем-то очень важен для Виктюка, впервые Елена Васильевна спела его в давнем спектакле Мастера «Антонио фон Эльба», затем Виктюк использовал его в «Федре» и вот теперь он звучит и в «Крыльях из пепла». Игорь Неведров, исполнитель главной роли, уникальный актер, он на столько тонко чувствует творчество Виктюка, что кажется именно так бы играл Роман Григорьевич, если бы вышел на сцену. Анну Нахапетову я впервые увидела в драматической роли – она была абсолютно естественна, ни секунды фальши не чувствовалось в ее Анабелле. Этот дуэт главный и ведущий дуэт спектакля, все остальные действующие лица – массовка, кордебалет лишь оттеняющие чувства влюбленных. Сколь бы трагическим не был конец героев его спектаклей, Виктюк всегда оставляет зрителям лучик надежды, вот и в «Крыльях из пепла» Джованни и Анабелла встречаются за порогом смерти, чтобы обрести вечную любовь.
Читайте про другие
события
Актеры «Крылья из пепла»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.