Отзывы о "Ревизор. Версия"
Состоялось мое знакомство с ещё одним московским театром - это театр "Et Cetera".
Да, я впервые в нем , и особенно мне повезло, что первое знакомство состоялось на спектакле "Ревизор. Версия".
Перед походом в театр волновалась - в столь неодназночно дерзко- конструктивистском здании боялась встретить слишком много псевдосовременных штучек и в оформлении театра и в самой постановке .
Но, все оказалось действительно первоклассным - уютные классические фойе , великолепная театральная атмосфера, красивые комнаты отдыха, покорившие меня ростовые указатели как пройти . Все очень правильно, уютно , комфортно и безупречно организованно .
И вот начинается само театральное действие . То, ради чего мы и пришли в его величество Театр .
Режиссёр-постановщик Роберт Стуруа , хоть и сильно сократил пьесу , уместив ее в 1,5 - часовое действие без антракта , но сделал это столь тактично , что вся сюжетная канва полностью сохранена и даже не сразу замечаешь, что текст подвергся неким сокращениям .
Это именно тот Ревизор , которого представляешь, когда впервые знакомишься с бессмертным произведением Гоголя . История на все времена , со столь Узнаваемыми характерами и персонажами , что актуальность ее лишь усиливается , а не теряется .
Актёры играли великолепно, Особенно блистал Владимир Скворцов в роли городничего .
Восхитила сценография спектакля - каждое мгновение выветренностью своих поз и взаимного расположения героев выглядят так, словно только что сошли с иллюстрации в книге . Каждая деталь в образе : прическа, костюм, тембр голоса, движение - все выдерживает самую строгую критику . Аплодисменты ещё раз актерам и режиссеру-постановщику.
И о костюмах хочется сказать отдельно . Анна Нинуа создала отвечающие эпохе , но в то же время какие- то общечеловеческие костюмы . В прекрасном вышитом сюртуке я представляю с той же долей достоверности и современного чиновника .
Так же хочется отметить грим от Николая и Мари Максимовых - каждый образ очень ярок , но точно до той черты , где усиление приведёт к фарсу . Профессиональная работа и удивительное чувство меры.
Какие сценические находки мне понравились? Это, конечно, танец предпринимателей вокруг спящего Хлестакова, и толстые пачки денег , летящие в его саквояж, и великолепная сцена , когда уверенно ступая после всех пережитых волнений, выходит "весь цвет " города и начинается землетрясение...
Но главным открытием этой постановки был для меня образ Хлестакова . Интрига началась ещё до спектакля . Ведь В пьесе Гоголя Хлестакову 23 года, а исполняющему эту роль Александру Калягину 75 лет.
Замечательное решение . Эту разницу не только не попытались завуалировать , но и нарочито подчеркнули . Хлестаков в спектакле – находится в основном в инвалидном кресле.
Он достаточно слаб и морально и физически , волосы взьерошены, как у типичного стареющего человека , свой знаменитый монолог он произносит устало-равнодушным голосом человека смирившегося , уставшего врать . Сила прибывает к нему постепенно извне . От окружения, соревнующегося в раболепном чинопочитании .
Игра Александра Калягина была превосходна . Он был мудр и простоват , ведомый и ведущий , проницательный и наивный .... он был НАСТОЯЩИЙ . И я в него поверила абсолютно . Столь убедительно и гармонична была его роль сыграна на сцене .
Невозможно не сказать о музыке в постановке . Гениальная вставка :"Хор пленных иудеев" из оперы Верди идеально дополнила картинку жизни уездного города N.
Спектакль шёл под музыку Канчели, Верди, Шуберта, Дюка Эллингтона, Астора Пьяцолла и Кшиштофа Пендерецкого. Музыка дополняла игру актёров, расставляла акценты и подчеркивала нюансы .
Замечательный спектакль с глубоко психологической игрой актеров, интересной режиссерской работой , красивыми костюмами .
И какое изящное решение в самой знаменитой сцене ,когда все застыли в гротескных позах ,- с неба падает , кружась, белое перышко . Какая невесомая деталь - но в ней и противопоставление статики и движения, свободы и прикованность, светлого и темного...
Я с удовольствием ещё не раз приду в замечательный театр Et Cetera , чтобы на его знаменитых разностильных стульчиках зрительного зала насладится профессиональной режиссурой и великолепной актёрской игрой
Интересная версия. Я бы даже сказала страшная. Всё же персонажи пьесы комичны, а тут никаких особенных ярких красок, острохарАктерных образов. Особенно женские образы - аристократки, красавицы - что мать, что дочь. И очень грустно наблюдать, как они заигрывают с Хлестаковым. И тут же главный удар - Хлестакова играет Александр Калягин - так что чиновник ещё и стар, если не сказать дряхл. Конечно, сам Александр Александрович мил до невозможности! Но этот образ дряхлого недалёкого чинуши, которого ещё и все принимают за высокую шишку... Эх.. И ведь правда жизни... Повторюсь, особенно страшно видеть красавиц мать и дочь, рядом со стариком в инвалидном кресле.
Нагнетают атмосферу и декорации - стены с множеством чёрных окон - прям Сталинград после бомбёжек.. Даже хрустальные люстры не очень-то "оживляют" картину. Именно что наводимый лоск не скрывает обшарпанности жизни, а элегантные наряды - низость души.. Злободневно..
А концовка довольно неожиданна!
Антон Антонович Городничий - Владимир Скворцов. Довольно молодой, энергичный. Сразу видно - деятель. Умеет вести дела. Настолько контраст с Хлестаковым создаёт!
Анна Андреевна, его жена - Наталья Благих. Такая герцогиня прям! Совершенно не похожа на карикатурных провинциальных дам - сама как столичная штучка! И когда она начинает заигрывать с Хлестаковым - и дико смешно и до отчаянья грустно! Ведь и муж-то её очень ничего! А оба унижаются.
Марья Антоновна, его дочь - Кристина Гагуа. Аналогично как и с мамой. Такая прелестная барышня - красавица, на роялях играет, Пушкина читает... А ведь тоже готова выскочить за хвастливого старика замуж. Такая нежная...
Вот могла же бы за Бобчинского (Фёдор Бавтриков, если не ошибаюсь) выйти. Хоть несколько неловок, но тоже ж мил!
Нельзя не упомянуть двух ооочень колоритных персонажей - говорливого слугу Хлестакова Осипа (Григорий Старостин) и суровую экономку Авдотью (Елизавета Рыжих). Забавные образы - представители народа. А то всё аристократия. :-))))
Отправляясь на этот спектакль, я, конечно, знала, что играть юного Хлестакова в «Et Сetera» будет умудренный сединами Александр Калягин, но даже не предполагала, насколько спектакль окажется необычным помимо этого. Нет, там не было чего-то супер-новомодного, никаких наворотов, но как же классно, современно и интересно он смотрелся.
С начала и до конца постановка пропитана какой-то неуловимой мистикой, потусторонним присутствием и влиянием на происходящее. При этом воспринимается абсолютно как нечто реальное. Вот такое противоречие, с одной стороны - узнавание (ну ничего не меняется за 200 лет), с другой - инфернальный трепет.
Еще перед самым началом спектакля "Ревизор.Версия" в зрительном зале начинает подниматься к потолку люстра. Возможно, так происходит всегда, не знаю, но у меня подозрение, что это не так. Потому что как только гаснет свет в зале, на сцене начинает спускаться с колосников уже другая люстра, и она будет принимать участие в действии до самого финала.
Мне вообще очень понравилась сценография этой постановки Роберта Стуруа. Я бы даже сказала, графика, так четко и резко обозначены некоторые сцены, такими тенями - силуэтами являются время от времени персонажи.
И сами действующие лица часто двигаются какими-то дергаными па, что очень здорово вписывается в концепцию постановки. Очень понравились какие-то мелкие, но яркие находки: как спускается ларец с бумагами в руки Городничего, как мгновенной яркой вспышкой сгорает в его руках письмо. Как-то откуда-то из-под земли, как черти из преисподней, появляются Бобчинский и Добчинский. Вот уж правда, бесы попутали Городничего, напустили морок, заставили поверить в ревизора.
Долго ломала голову над тем, что хотел сказать режиссер, в финале спустив с небес в руки Городничего белое перо. Не знаю, правильно ли поняла, но видимо, это намек, что мир, в котором живет Городничий и его окружение, это преисподняя, и ждут его адовы муки, и только вот это перо, прилетевшее сверху, показывает, как низко он пал и как далек от него свет... Ну что-то такое, гоголевское, мистификация )).
Ведь недаром за несколько минут до финала, когда семья Городничего торжествует и ведет дочь к алтарю, кто-то раскачивает над ними люстру и под ними землю, не даром спотыкаются они и падают.
Смотрится все это динамично, местами смешно, местами прямо жутковато. Что стоит одна сцена, когда Хлестаков с подсвеченным снизу жутким лицом угрожает Городничему всеми карами, очень классно сыграно.
Вообще, конечно, самой мистической в этой версии Ревизора является именно фигура Хлестакова. Не юный хлыщ, а Дьявол в образе немощного старика, обернувшийся в финале той самой Карой небесной. Очень здорово играет его Александр Калягин, просто браво! Веришь ему безусловно. Вот не возникает вопросов, почему готовы пасть в его объятия и жена, и дочь Городничего, почему сам Городничий и все его окружение трепещет перед ним и унижается. Хотя сидит перед ними беспомощный, глуховатый и подслеповатый старик в инвалидном кресле, жалуется на то, что голоден и покусан клопами. И как резко меняется его облик в финале, когда выходит он к ним на своих ногах и воплощает собой весь их кошмар - столичного Ревизора. Кстати, очень забавно обыгран вот этот момент, когда спрашивают у Добчинского, молод или стар Ревизор, в ответ мы слышим только невнятное гортанное курлыканье.
И смешно, и грустно наблюдать за тем, как старается угодить Городничий этому лже-ревизору, понравился Владимир Скворцов, игравший эту роль, очень убедителен.
Его жена в исполнении Натальи Благих сначала не вызвала у меня никаких эмоций, ну есть и есть, но когда она начинает соблазнять Хлестакова, зал просто в ауте. Это неожиданно и гомерически смешно.
Говоря об актерах, нельзя не упомянуть Григория Старостина, игравшего слугу Хлестакова, Осипа. Это сугубо комедийный персонаж, начиная с внешнего облика и заканчивая его невнятной речью, понятной только его хозяину. Позабавил.
Вообще, вот эта харАктерная парочка слуг - Осип и Авдотья (Елизавета Рыжих) - постоянно разбавляют действие маленькими смешными эпизодами. Особенно запомнилась их сценка во время молитвы. Прелесть )).
В общем, очень удачный получился у меня поход в театр «Et Сetera», и спектакль понравился, и сидели прекрасно, в четвертом ряду партера (собственно, это тоже причина, что понравился, я же видела лица и детали), спасибо администратору, да еще подруга напоила меня на халяву кофе с пирожным )). Праздник удался. )
Кстати говоря, и сам театр очень нравится. Удобные красивые кресла, так уютно разные по цвету и форме, красивые интерьеры, любезные капельдинеры.
Рецензии
Рецензия: «Ревизор. Версия»
Гоголь по-новому с сюрпризом в финале и Александром Калягиным в роли Хлестакова.
26 июня 2017, Наталья Витвицкая
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.