Спектакль Вальпургиева ночь
«Вальпургиева ночь» в театре МОСТ — новая версия спектакля режиссера Евгения Славутина по легендарной трагедии Венедикта Ерофеева. Первая постановка состоялась в сезон 1989-1990 гг. на сцене Cтуденческого театра МГУ.
Новая «Вальпургиева ночь» — это новый вызов общественно-политическому и личному устроению сознания современного человека. По словам режиссера, прошло почти тридцать лет, и мы оказались в мире, представленном писателем в 1985 году, когда была написана трагедия. Слово Ерофеева оказалось пророческим: безумные идеи героев из сумасшедшего дома становятся реальностью наших дней.
Соединяя трагедию и фарс, режиссерский прием Славутина влечет за собой неповторимый эффект наступления «Вальпургиевой ночи»: отчаянно смешной и, одновременно, пронзительно трагической. Ночи, когда господствуют темные силы, но с восходом солнца тьма отступает.
События пьесы относятся к началу 80-х годов, к периоду распада СССР. Действие разворачивается с 30 апреля на 1 мая, в самую веселую и гибельную для всех персонажей ночь. Переплетение жанровых и смысловых ходов, замаскированные цитаты, гротескные отсылки к античным авторам и современным философам, советские агитационные штампы, возведенные в абсолют абсурда, и провидческие предсказания, уже ставшие действительностью XXI века.
Перед показом спектакля в фойе театра МОСТ впервые в России будет представлена уникальная экспозиция из документальных материалов: первых афиш, писем к сестре и фотоархива Венедикта Ерофеева, который был передан супругой писателя Галиной Носовой в знак дружбы и признательности режиссеру Евгению Славутину.
Отзывы о «Вальпургиева ночь»
Спектакль, поставленный Евгением Славутиным в 1989 году, ещё до публикации пьесы «Вальпургиева ночь или шаги командора» в советской печати, на сцене Студенческого театра МГУ, возобновленный к 80-летию со дня рождения автора уже на сцене Театра МОСТ, настолько хорош, что до сих пор собирает полные залы!!!
Пришедшим на него зрителям предстоит сутки провести в психушке, а по сути, прожить с обитателями одной из ее палат целую жизнь.
Сутки же эти выпадают как раз на время сбора ведьм, колдунов и прочей нечисти на шабаш (а заодно и на канун Первомая).
Как и все произведения Ерофеева, пьеса «Вальпургиева ночь» наполнена глубокой мудростью, подкреплённой неимоверным количеством неожиданных цитат из классики и энциклопедических источников.
Но не пугайтесь!
Ерофеев - мастер издевательства над классиками. Информацию он преподносит в таком занятном эквилибре, что воспринимается это не поучительно, а забавно.
Устами персонажей своей пьесы автор доносит до читателя мысли различных деятелей, от древнеримских философов до советских поэтов-песенников.
Слышать такие умные речи от пациентов дурдома необычно и смешно.
Весь спектакль можно буквально растащить на цитаты, которые, к сожалению, весьма актуальны в наше непростое время… Поэтому юмор здесь, скорее уж, черный…
Венедикт Ерофеев определил жанр своей пьесы как трагедию, что логично - всё в ней начинается плохо, а заканчивается ещё хуже…
Спектакль же Театра МОСТ с подзаголовком «Безумная больница в трёх отделениях» назван режиссером театральной фантазией.
И смотреть происходящую на сцене фантасмагорию, скажу я вам, было чрезвычайно интересно!
Итак, 30 апреля в палату №3 психбольницы поступает новый пациент - Лев Гуревич.
Гуревич (Евгений Панфёров) - существо абсолютно уникальное - горький пьяница, но эрудит, поэт и философ, рассуждающий, что «путь мой до магазина занимает ровно 670 моих шагов – а по Брокгаузу, это точная ширина Босфора». И что-то связывает его с медсестрой Натали (Анна Голотова), дежурство которой , оказавшееся роковым для персонажей пьесы, выпало как раз на вальпургиеву ночь…
Палата в психушке - это отражение общества там, за стенами и решетками этой больницы.
Кто-то из ее обитателей просто не вписался в «нормы и порядки», кто-то «косит» под больного, а кто-то и в самом деле болен.
Каждый в палате - это какая-то невероятная личность.
Особо мне запомнились Витя-обжора (Роман Зуев), который ест все подряд, даже шашки с шахматами, трогательный старичок Вова (Александр Осипов) с его рассказами о своей деревне и контр-адмирал Михалыч (Александр Сизов), над которым как раз в этот день устроили расправу.
Ну, это, естественно, кроме Прохорова, старосты 3-ей палаты (Андрей Рогозин) и его оруженосца Алехи (Михаил Рысин) – смотреть на их дуэт сплошное удовольствие!!!
А медики? Один персонаж лучше другого!!! Не дай Бог попасть в их лапы!!!
В спектакле нет маленьких или проходных ролей - все сыграли невероятно сильно и свой трагический смысл есть у каждого персонажа.
Здесь и обнаженные души пациентов, страдающих, униженных, потерявших надежду, и гротескные, уродливые фигуры старшего врача (Анатолий Сафронихин) и ее свиты - грубых, равнодушных, тупых.
Спектакль стоит посмотреть хотя бы ради интереснейших актерских работ, чтобы погрузиться в волну их обаяния и энергетики!!!
Зрители в зале на протяжении всего немаленького действия были заворожены, как кролики удавом - ни лишнего движения, ни звука.
Прекрасно вписаны режиссером в ерофеевский сюжет и демонические пляски. Одна «Hava nagila» чего стоит!!! Браво хореографам - Юлии Вергун и Елене Ершовой!
Если бы не возникшие ассоциации с сегодняшним днем, которые камнем легли на сердце, я бы сказала, что спектакль вызвал у меня полный восторг…
Читайте про другие
события
Актеры «Вальпургиева ночь»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.