Отзывы о "Волшебная гора"

Оценка редакции
Мария Мария 20 мая, 01:15

Расскажу все откровенно, чтобы потенциальные зрители быстренько решили идти на этот спектакль или нет (спойлер — скорее всего вы, прочитав это, не захотите покупать билеты).

Около 40-50 минут актеры просто кашляют. Изредка актриса читает коротенькое стихотворение, которое знаменует смену времени года. Всего стихотворений четыре.

Последние 20 минут идет разыгрывание инфернальных сценок актрисой и актером (если вам повезет - актерствовать будет сам режиссер Богомолов, у нас же был парень, читающий по листу бумаги). Тема - смерть. Орган из трупов (которые не звучат, а молчат по-разному); 83-летняя бабушка, которая думает, что беременна, а у нее опухоль; дама, убившая 20 детей, чтобы они умерли красиво.
Жутко, неприятно, не смешно.

Смысл, который вкладывал режиссер (как я это поняла): поиздеваться над зрителем и вступить с ним конфликт. То есть конфликт и драма не на сцене, а смещаются в зрительный зал. То, что актер читает по листу - скорее всего это тоже издевка. Я думаю, что поняла все правильно, потому что в определенный момент, на вопрос, что бы вы сказали нашим зрителям, актриса отвечает: «идите на ***».

Некоторые прогулялись на *** еще в первые 20 минут кашля. Сидеть в полутемном зале и слушать кашель - действительно «удовольствие» сомнительное. И если режиссер готов послать своего зрителя на три буквы, то зритель вправе сделать то же самое. Я думаю с этим спектаклем Богомолов теряет своих поклонников. Некоторых навсегда. Единственное, что в каком-то смысле восхищает - ему очевидно все равно.

Еще одно удивительное свойство — спустя несколько дней спектакль «продолжается», но уже в реальной жизни зрителей — они с негодованием пересказывают все, что происходило друзьям, упоминают, что 20 человек покинули зал во время сеанса кашля, злятся на режиссера. На мой взгляд, такие спецэффекты не стоят времени, денег и плохого настроения, которое сохранится на весь вечер. Но отследить это пролонгированное действие «шутки» Богомолова было любопытно.

Спектакль действительно выглядит и ощущается минимум как шутка, максимум как издевка, оплеуха - оглушительная и неприятная. Те, кто предпочитает уважительное отношение к себе и не готов к абьюзивным отношениям с кем бы то ни было, пусть и с прославленным режиссером, справедливо оскорбятся.

Думаю, что «Волшебная гора» Томаса Манна выбрана для названия неслучайно. Привлечь и впоследствии задеть хотелось думающую публику — людей, которые считают себя интеллектуальной элитой. Но я не зря написала «для названия» — от романа здесь ничего кроме названия и, конечно, кашля нет. «Волшебная гора» славится интересными размышлениями автора на самые разные темы, но странные маньячные шуточки про смерть никак с ними в один ряд встать не могут.

Больше происходящее похоже на перформанс. И я думаю, что справедливо продавать этот «опыт» именно как перформативное нечто.
После спектакля хотелось пойти и спросить, где возвращают деньги за билеты, потому что покупали мы спектакль, а получили эксперимент. Обманули. Какое-то театральное инфоцыганство :)

Инна 6 декабря 2019, 12:11

Каким будет спектакль для вас, зависит от того, насколько подготовленной будет публика. Чем меньше будет зрителей, знающих о том самом сорокаминутном кашле, тем лучше.
Действие первой части происходит в туберкулёзом санатории, где люди болеют, страдают и, в конечном счёте, покидают санаторий мёртвыми. И пока на сцене минимум действия, в зале происходит все самое интересное. У кого-то сдают нервы и начинается громкое возмущение, возгласы и крики, ругань. Кого-то разбирает смех. Смех вообще отличная защитная реакция, когда могз не понимает, что происходит. Кто-то даже засыпает от монотонности. А кто-то просто не выдерживает и уходит. Но главное, весь зал начинает кашлять. В зрительном зале любого театра переодически раздаётся кашель, но тут он как никогда в тему.
То есть люди в зале страдают, кашляют, а самые не стойкие покидают зал первыми. В рамках спектакля, они словно умерли. Четвёртая стена незаметно падает и зрители, того не осознавая, становятся частью действия. Всё срежиссированно. А срежиссировать реакцию людей - это гениально.
Второе действие состоит из нескольких жутких, но восхитительно завораживающих текстов о смерти. Причём все эти разговоры о мёртвых детях, поедании любимой и о музыке из трупов - самая живая часть постановки

Мария 8 октября 2019, 10:01

Оживленные разговоры перед закрытыми дверьми театрального зала периодически перемежаются легким кашлем. Казалось бы, на улице уже давно не лето, да по такой погоде остается лишь радоваться, что сам не заболел. Только вот кашляют не зрители, звук исходит как будто из-за дверей… Видимо, показалось.
Третий звонок, толпа медленно заполняет зал и с удивлением отмечает минималистичность декораций — ржавая коробка с ярко-голубой окисью на стенах и две фигуры в ней — мужчина и женщина.
Со временем становится понятно, что сам спектакль к произведению Томаса Манна имеет не совсем стандартное отношение — нет ни следа содержания романа, однако образ передан необычайно точно. Зрители наблюдают за существованием людей, находящихся на грани жизни и смерти, в мире, где единственным звуком является их собственный кашель. И лишь изредка, вырываясь из плена болезни и бессилия, они замечают течение времени по смене времен года.
Зрители не выдерживают. Тишина, разрываемая постоянным надсадным кашлем, выводит из себя и заставляет сделать хоть что-то. И каждый делает по-своему: кто-то тихо переговаривается в попытке осознать действие на сцене, кто-то встает и уходит, кто-то нервно смеется, кто-то начинает кричать что-то и аплодировать, а кто-то настолько погружается в атмосферу происходящего (или, если быть точнее, не происходящего), что у него начинает натурально першить в горле. Кажется, что все вокруг затягивает в трясину бесконечности времени.
Однако вдруг все преображается, и перед зрителями начинает стремительно проноситься череда коротких сумбурных зарисовок об убийствах, музыке трупов, эпидемиях и превознесении смерти.
Ужасающе до мурашек. Вызывающе. Смешно. Завораживающе до дрожи.

Мария 8 октября 2019, 10:01

Оживленные разговоры перед закрытыми дверьми театрального зала периодически перемежаются легким кашлем. Казалось бы, на улице уже давно не лето, да по такой погоде остается лишь радоваться, что сам не заболел. Только вот кашляют не зрители, звук исходит как будто из-за дверей… Видимо, показалось.
Третий звонок, толпа медленно заполняет зал и с удивлением отмечает минималистичность декораций — ржавая коробка с ярко-голубой окисью на стенах и две фигуры в ней — мужчина и женщина.
Со временем становится понятно, что сам спектакль к произведению Томаса Манна имеет не совсем стандартное отношение — нет ни следа содержания романа, однако образ передан необычайно точно. Зрители наблюдают за существованием людей, находящихся на грани жизни и смерти, в мире, где единственным звуком является их собственный кашель. И лишь изредка, вырываясь из плена болезни и бессилия, они замечают течение времени по смене времен года.
Зрители не выдерживают. Тишина, разрываемая постоянным надсадным кашлем, выводит из себя и заставляет сделать хоть что-то. И каждый делает по-своему: кто-то тихо переговаривается в попытке осознать действие на сцене, кто-то встает и уходит, кто-то нервно смеется, кто-то начинает кричать что-то и аплодировать, а кто-то настолько погружается в атмосферу происходящего (или, если быть точнее, не происходящего), что у него начинает натурально першить в горле. Кажется, что все вокруг затягивает в трясину бесконечности времени.
Однако вдруг все преображается, и перед зрителями начинает стремительно проноситься череда коротких сумбурных зарисовок об убийствах, музыке трупов, эпидемиях и превознесении смерти.
Ужасающе до мурашек. Вызывающе. Смешно. Завораживающе до дрожи.

Елизавета Ефремова 19 марта 2019, 12:54

«Все страньше и страньше все чудесатее и чудесатее» подумала Алиса… Пожалуй ничего более странного, чем спектакль «Волшебная гора» в Электротеатре я еще не видела. И похоже не только я, видимо странность спектакля произвела сильное впечатление и на жюри «Золотой маски», раз его выдвинули на конкурс. Жаль я была не на конкурсном показе – хотелось бы увидеть, а возможно и услышать реакцию жюри – например удастся ли им удержаться от кашля. В программке написано, что спектакль поставлен по повести Томаса Манна, но текста Манна там нет совсем, но есть ощущение умирания и чувство смерти. На сцене железный куб весь в ржавых потеках – образ пораженных туберкулезом легких? Со сцены раздается надсадный кашель – признак умирания от туберкулеза? Женщина кашляет, а потом читает стихи. Стихи о природе, мы понимаем, что сменяются времена года, а кашель не прекращается. Летом больной становится вроде бы лучше (почти не кашляет). Похоже поздней осенью она умерла – дальше начинаются тексты о смерти и только о смерти. Жуткие, ужасающие истории о смерти. Но бывает и смешно: «Говорят, вы добиваете покойников - да. - Но зачем? Они мертвые, у них об этом справка есть. - Для верности - Но чем? - веслом. Но почему веслом? - я в детстве занимался греблей. И весло у меня есть!». А вот истории о поедании трупов и убийстве детей невыносимы. Да и весь спектакль это испытание зрителей на прочность. Непонятно когда спектакль начинается, так же непонятно когда он заканчивается – просто чуть ярче становится свет и нас начинают выпроваживать из зала. Зато возникает ощущение непрерывности течения времени – жизнь ли, смерть ли, все равно все канет в лету. «Современная музыка стремится к упрощению, а ее вершина - тишина. Правда, что у вас оргАн изготовлен из трупов? Да. Я гений. Мой оргАн изготовлен из трупов. Каждой симфонии нужен свой набор трупов. Поэтому каждый раз, когда я приезжаю в город, я первым делом иду в морг». Эдвард Олби считал, что театр не должен быть комфортным – тогда «Волшебная года» абсолютно идеальный спектакль. Даже смотреть его некомфортно – лишь треть зрителей видит всю сцену, для остальных экран с расфокусированной картинкой. Но этот спектакль невозможно забыть. Даже не мысли, ощущения прокручиваются в организме – на час теряешь себя во времени и непонятно потом где себя искать…

nastyanet 30 июля 2018, 11:56

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,
Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.
Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится.
Низко стелется птица, пролетев над моей головой...

Это был очень странный спектакль от Константина Богомолова, страннее я еще не видела.
Декораций на сцене нет, если не считать металлического короба, из которого вытащили две детали, одна лежит внутри, вторая снаружи. Таким образом можно заглянуть внутрь короба, потому что там происходит «действие» спектакля.
Только «действие» по сути началось минут через 50 после начала спектакля, потому что начало укладывалось в схему — мужчина лежит, женщина кашляет, зрители смотрят. Единственное, что происходило за это время — в коробе гас свет, женщина выходила на просцениум и монотонным голосом читала стихи (странное впечатление производят стихи, которые читаются без интонации), затем свет включался и женщина возвращалась внутрь короба продолжать кашлять. Возможно это должно было создать атмосферу санатория, где лечат туберкулез (если все таки вспомнить Томаса Манна, у которого позаимствовано название спектакля).
Вторая часть спектакля тоже не имеет отношения к роману «Волшебная гора» — здесь звучат рассказы самого Константина Богомолова о смерти, точнее об умирании, трупах (рассказ про школьников и орган из трупов редкое впечатление оставляют).
Я не могу найти слов, чтобы описать свои эмоции после этого перформанса, спектаклем назвать это сложно, специфическое зрелище.

Татьяна 25 июля 2018, 10:51

Проще было б написать, что не понравилось. Но это всё же не совсем так. Спектакль для очень терпеливых (и выспавшихся накануне).
Чрезмерно оригинально.
Собственно, имя режиссёра я знала - Константин Богомолов, и подозревала, что просто не будет :-))). В самом театре была впервые, но наслышана, что он вовсе не классический. Это позволило не уйти сразу.
Стихи интересно подобраны и сочетаются с паузами между ними. (ох, уж эти паузы...).
Далее следуют как бы небольшие диалоги-зарисовки. Больше о теме смерти. Неожиданные и довольно интересные в целом. Шокирующие даже.
Да, скорее спектакль всё же не понравился, чем понравился, но бесспорно одно - заставляет поразмышлять. Как современное искусство. Проще сказать - фигня-мазня, но у него фишка-то диалог со зрителем - заставить того попробовать догадаться, что хотел автор показать (даже если автор ничего и не хотел показать). Важна идея...

Так и не поняли, закончился ли спектакль, когда уходили. Совершенно не исключаю, что что-то было для самых терпеливых и любознательных. Как бонусные сцены для высидевших все финальные титры блокбастера..

И да - захотелось прочитать "Волшебную гору" Томаса Манна..

Татьяна 25 июля 2018, 10:51

Проще было б написать, что не понравилось. Но это всё же не совсем так. Спектакль для очень терпеливых (и выспавшихся накануне).
Чрезмерно оригинально.
Собственно, имя режиссёра я знала - Константин Богомолов, и подозревала, что просто не будет :-))). В самом театре была впервые, но наслышана, что он вовсе не классический. Это позволило не уйти сразу.
Стихи интересно подобраны и сочетаются с паузами между ними. (ох, уж эти паузы...).
Далее следуют как бы небольшие диалоги-зарисовки. Больше о теме смерти. Неожиданные и довольно интересные в целом. Шокирующие даже.
Да, скорее спектакль всё же не понравился, чем понравился, но бесспорно одно - заставляет поразмышлять. Как современное искусство. Проще сказать - фигня-мазня, но у него фишка-то диалог со зрителем - заставить того попробовать догадаться, что хотел автор показать (даже если автор ничего и не хотел показать). Важна идея...

Так и не поняли, закончился ли спектакль, когда уходили. Совершенно не исключаю, что что-то было для самых терпеливых и любознательных. Как бонусные сцены для высидевших все финальные титры блокбастера..

И да - захотелось прочитать "Волшебную гору" Томаса Манна..

u-z 7 декабря 2017, 11:19

Попа к попе и попытки понять друг друга.Музыка странная,напоминает космос,Запредельное что-то.Дверь куда-то открывается.Может,в будущие? И странно-задумчивая поза лотоса.Отрешенные лица.Зал сидит молча.Погруженность в себя,уход от действительности.Кончается таинственной музыкой,немного страшной.В январе пойду снова.

u-z 7 декабря 2017, 11:18

Попа к попе и попытки понять друг друга.Музыка странная,напоминает космос,Запредельное что-то.Дверь куда-то открывается.Может,в будущие? И странно-задумчивая поза лотоса.Отрешенные лица.Зал сидит молча.Погруженность в себя,уход от действительности.Кончается таинственной музыкой,немного страшной.В январе пойду снова.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Другие спектакли / драма