Отзывы о "Маугли. Доброй охоты!"
«Маугли. Доброй охоты!» в Театре Романа Виктюка – это первая режиссерская работа Дмитрия Бозина, наверное, одного из самых знаменитых учеников Мастера. Несмотря на то, что режиссер – не Роман Григорьевич, спектакль прекрасно вписался в стилистику Театра.
Удивило, что в зале было немало детей – все-таки, это совсем не детский спектакль, скорее – сказка для взрослых, страшноватая такая.
Действие начинается в полной темноте, а Дмитрий читает текст. Постепенно джунгли наполняются звуками и животными, проступающими из темноты, но освещение все равно остается слабым, это синевато-фиолетовый свет, в котором с трудом видны лица героев. Джунгли в этом спектакле – это суровое место, усеянное костями убитых животных, где готовится большая охота, и возможно, она станет последней для их обитателей.
К моему удивлению, Маугли играла девушка, Мария Михайлец, причем совершенно не чувствовалось, что это – не молодой человек, настолько пластична и грациозна она была. Да и имеет ли значение, кто играет роль, главное ведь – верно ее передать. Этот замысел режиссера распространяется на все роли – и мы видим двух Багир (Аделия Абдулова и Вера Тарасова), или Каа, которого играет вереница артистов, которые двигаются и говорят в унисон – и я считаю это гениальнейшим решением. Мудрый Балу (Дмитрий Тадтаев), старый гордый Акела (Алексей Сычев) …такие знакомые герои предстают перед нами совсем иными, но очень правильными.
Параллельно с подготовкой к Охоте нам показывают и ретроспективные сцены – воспоминания Багиры о том, как она выкупила Маугли у Шерхана, убив буйвола или как уже повзрослевший Маугли впервые пришел к людям. Люди в деревне, кстати, живут в клетках – и тут еще вопрос, кто хозяин сам себе – человек или зверь? Трогательна сцена, когда после встречи со своей настоящей, человеческой, матерью, Маугли встречает Мать Волчицу (Наталья Мороз). А уж когда Маугли и его родителей обвинят в колдовстве и хотят убить – лучше уж жизнь с волками, право слово, чем с такими дикими людьми. Месть, впрочем, будет жестокой…
Я могу долго перечислять, как прекрасны декорации и способы изображения героев – например, еще выделяется, что вместо слона Хатхи мы видим только его бивни, но он совершенно реален, он тоже – герой. А как прекрасны многочисленные трюки на канатах, на кольцах, в клетках….Браво физической подготовке актеров!
А охота тем временем приближается, Рыжие собаки уже подступают… Чем же все закончится? Доброй охоты, Маугли, доброй охоты!
И добавлю, что мне очень нравится традиция Театра, по которой в конце на поклоны выходит сам режиссер – мне кажется, это очень трогательно.
К сожалению, в этот раз не обошлось без ложки дегтя. В гардеробе мне выдали номерок не от моей куртки. В итоге, после спектакля оказалось, что по данному номерку чья-то чужая парка, а на той вешалке, где моя куртка, номерка нет вообще. Молодой человек забрал у меня номерок, забрал парку, но куртку мне, конечно, не отдал, слушать меня не стал, игнорировал меня, сколько я ни просила решить ситуацию. Наконец, после того, как я 40 минут простояла в гардеробе и все зрители разошлись (на вешалках остались фактически только моя куртка и эта злосчастная парка), меня с некоторой претензией спросили, где номерок от моей куртки. Как же я могу ответить на этот вопрос, когда вы мне его не давали? Наконец, после доказательств, что моя куртка – это моя, мне ее отдали. К счастью, даже не потребовали штраф за якобы «утерянный» мною номерок, я бы и такому не удивилась уже, если честно. Можно было бы, например, принести свои извинения и вежливо попросить подождать, пока зрители разойдутся, а не поворачиваться молча ко мне спиной из раза в раз. Короче, ребята, будьте повнимательнее, очень неприятная ошибка, а отношение еще неприятнее.
Пришел момент рассказать про спектакль «Маугли. Доброй охоты» более развернуто. Не уверена, что у меня получится сделать, чтобы отзыв отражал все стороны спектакля, но я попробую.
Первое, что хотелось бы отметить, это ритм. Ритм спектакля, который вводит в транс, погружает в себя, примерно, как первое появление Каа, когда он опутывает в свои кольца «человечка».
- Луна заходит, - сказал он, - достаточно ли света, чтобы видеть?
Со стен пронёсся стон, похожий на звук ветров в вершинах деревьев:
- Мы видим, о Каа.
- Хорошо. Теперь начинается танец, танец голода Каа. Сидите и смотрите.
Раза два или три он прополз, делая большие круги и покачивая головой то вправо, то влево; потом стал свивать своё мягкое тело в петли, восьмёрки, тупые треугольники, которые превращались в квадраты и пятиугольники; свёртывался в виде холмика, и всё время двигался без отдыха, без торопливости. В то же время слышалась его тихая, непрерывная жужжащая песнь. Воздух темнел; наконец, мрак скрыл скользящие изменчивые кольца змеи; слышался только шелест её чешуи...
Ритм поддерживается и дальше, при помощи музыки Асафа Авидана, Дейва Мэтьюса и Марион Уиллиамс.
Второе — это цвет и свет. Цвет в спектакле черный, и казалось бы в нем должны были слиться и герои, и декорации (почти все и всё в черном цвете), но без опознавательных знаков легко угадывается, кто Балу, кто Багира (прекрасный дуэт двух теней), кто Шер-хан (единый в четырех лицах). А вот свет играет роль — то луна, то Красный цветок.
Ну и самое главное — потрясающий актерский состав.
Иван Иванович в роли Маугли мне показался гармоничным персонажем (читала другие мнения, по началу приглядывалась, но не заметила). В сцене с родителями он был таким трогательным, и тут же он преображается, когда возвращается к стае.
Антон Даниленко прекрасен в роли Акелы, почему то именно он оказался для меня самым притягательным персонажем.
Багира в исполнении Виктории Савельевой и Елены Чубаровой — очень интересная находка, особенно в сцене разговора с Маугли. Актрис на сцене две, а по ощущениям Багира одна.
А еще мне хотелось бы отметить Режиссера в этом спектакле. Его голосом начинается спектакль, а Дмитрий умеет читать, погружая в читаемый текст. И в каждой выбранной песне, в каждом изменении ритма прослеживались те же движения, что уже чувствовались в его моно-спектаклях, особенно в «Скорпи-Оне», здесь же это развернулось в полную мощь.
В июле 2012 года я попала на ежегодный театральный марафон, проводимый Театром Романа Виктюка и…просто «заболела» им!!!
Неподдающееся уже счету количество раз пересмотрены все спектакли, созданные гениальным Романом Виктюком.
А теперь вот уже и его ведущие артисты решили сказать свое слово в режиссуре!
Дмитрий Бозин – в театре до недавнего времени без его участия не обходился практически ни один спектакль.
У меня нет слов, чтобы высказать свою благодарность этому талантливому артисту и мудрейшему человеку за то, что он открыл передо мной совсем другие миры. Его авторские программы «Черепаха», «Невыносимая любовь к людям», «Автор категорически утверждает», «И-НЕ-ЗА-ТЕ-ВАЙ!»(прыжок в стихию) и «Скорпи-Он» смотрятся на одном дыхании, заставляют очень о многом задуматься и изменить свой взгляд на мироздание!!!
Мне не удавалось до сегодняшнего дня посмотреть поставленный Дмитрием в его родном театре еще в 2017 году спектакль, но я предчувствовала, что это будет что-то неординарное. Так и случилось!!!
«Маугли. Доброй охоты!» полностью укладывается в уже отработанную мной за прошедшие с этим театром 6 лет схему – посмотрела (разинув рот) спектакль, теперь перечитай книгу, найди и послушай музыку, изучи интервью с режиссером и иди смотреть спектакль заново, но уже другими глазами!!!
Да уж, с первого раза понять и переварить все увиденное и услышанное за те два часа, которые шло это магическое, почти ритуальное действо, просто невозможно.
Пока у меня «пазлы не сложились». Остался только восторг от сценографии, невероятной пластики молодой поросли виктюковцев, от их слаженного многоголосья, от прекрасного исполнения стихов Киплинга на языке оригинала…
А как невероятно смотрятся их танцы с черепами буйволов и с бамбуковыми стволами!
Основная сложность восприятия спектакля заключается в том, что сцены из «Книги джунглей» начинают показывать в хаотичном порядке, в полумраке и в очень замедленном ритме. Однако потом ты незаметно втягиваешься в то странное действие, которое происходит на сцене под конструкцией, изображающей то буйвола (выкуп, который заплатила Багира за человеческого детеныша), то жилище людей, то наливающиеся кровью бивни Хатхи и уже просто не можешь оторвать свой взгляд!
Очень интересный спектакль, в котором невозможно выделить какого-то одного исполнителя (да простит меня любимый Иван Иванович, играющий роль Маугли), перед нами единая Стая, живущая по своим законам.
Может быть поэтому волею режиссера здесь нет «реального» Каа, Шерхана, Хатхи и других известных персонажей, они лишь только обозначены.
Багира же, «двуликая и непредсказуемая», играет здесь вместе со своей тенью.
Пересказывать увиденное нет смысла. Спектакль получился красивый (несмотря на его монохромность), очень поэтичный и музыкальный.
«По словам режиссера, это спектакль о звериной ярости и звериной нежности. О великом воине, духом и гневом не уступающем Ахиллу, и его наставниках, в мудрости своей равных кентавру Хирону. О ясности разума, когда ты доходишь до края жизни и осознанно пересекаешь порог великого страха или когда твой разум прикажет разгневанному сердцу сдержать клинок в ножнах. И еще… Несомненно… Это спектакль о Колдовстве Великой Природы» (со страницы спектакля на сайте театра - http://teatrviktuka.ru/maugli/).
Дмитрий Бозин выбрал для своего разговора со зрителем очень сложный язык - спектакль привязан к нумерологии, наполнен оккультными знаками, масонскими символами (включая главный – пирамиду), но посмотреть его однозначно стоит!!!
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.