Отзывы о "Василий Теркин"

Оценка редакции
Фестиваль
Дария Дария 7 сентября, 10:45

В связи с напряженным графиком, 29 августа у меня выдался интенсивный день Гастролей Архангельского театра драмы в Москве; в 15 - «Василий Теркин» на новой сцене театра Вахтангова, а в 19 - «Пряслины» на основной.

И если по вечерней постановке мои ощущения вышли довольно смешанными (возможно, в том числе из-за не самого удачного места и технических накладок), то «Теркин» режиссера Алексея Ермилышева. Произведение ставится часто, и мне очень понравился вариант в любимом театре, так что на спектакль я шла с некоторым трепетом - планка задана самая высокая.

Небольшой зал, молодые актеры на расстоянии вытянутой руки, интересный ход с современными ребятами-«попаданцами» (сразу вспоминается к/к «Мы из будущего»), но при этом никакого пафоса, патриотическое произведение в исполнении молодых актеров выглядит звонким и чистым.

Редко можно увидеть на сцене «Теркина на том свете» - а здесь получилось очень органично, без лишнего нагнетания, и с огромной любовью к произведению Твардовского.

Хронометраж совсем небольшой - полтора часа, и спектакль смотрится на одном дыхании - как глоток чистого воздуха, хотя я не большой любитель военной тематики в 2024 году, и рада, и не увидела особенной политики, хоть это и не просто.

Невзирая на дневное время четверга, зал был полон, и, кажется, все зрители разделили мой восторг, а вечером состоялся второй - и последний, показ спектакля в рамках гастролей.

М Годлевская 4 сентября, 03:57

Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана.
Столетья поплывут из темноты".
© Борис Пастернак, "Гамлет" из романа "Доктор Живаго"

Роман "Доктор Живаго" Бориса Пастернака, кажется, столько в себе несет, что никто не разглядит всего, по крайней мере, с первого раза, но зато каждый найдет в нем что-то, что затронет именно его. Социально-экономическая составляющая первой трети XX века российской истории, темы веры, жизни и смерти, судьбы людей и, конечно, любовь, - все это сложно уложить в книгу, а в спектакль тем более. Однако, режиссер Андрей Тимошенко не побоялся поставить перед собой столь трудную задачу и добился потрясающего результата. В конце августа Архангельский театр драмы им. М.В. Ломоносова привез постановку "Доктор Живаго" на гастроли в Москву на сцену Театра имени Евгения Вахтангова, и мне повезло оказаться среди зрителей. Новый взгляд и интересное переложение, что важно - без перенесения на наши дни, несомненно дали новую жизнь роману прошлого века.

В спектакле практически нет декораций, необыкновенных костюмов, но зато очень много символики в деталях, которые от первой до последней минуты доводили до дрожи внутри. Стук черенками лопат по деревянным доскам, словно молотками по гвоздям, вбиваемым в крышку гроба; осколок льда в руках Юрия; новое платье Лоры, которое символизирует ее превращение из девочки во взрослую женщину; бал уродливых масок, отражающих внутренние качества людей; красные полотна флагов, растянутых по всей сцене и отбросивших на все вокруг кроваво-красные оттенки; паутина бинтов в госпитале, соединившая впервые Лору и Юру; фигурные прозрачные окна, несущие домашний уют, свет и тепло дома; снежное конфетти в недолгие минуты счастья Лоры и Юры; могильные кресты, позади которых стояли погибшие персонажи, - все это разжигало воображение и заставляло меня затаить дыхание. В качестве основной сцены в постановке используется наклоненный наискосок подиум, и все события разворачиваются именно на нем. Возможно, это моя фантазия, но таковым я вижу путь России и судьбу русского человека - либо тяжелый подъем, либо неминуемое падение вниз, но всегда неустойчивое положение. Спасибо за великолепную работу и художнику по свету Ольге Раввич. Приглушенный, точечный, разных цветов и оттенков, а в одном эпизоде даже направленный в сторону зрителей сразу, кажется, восьмью мощными софитами, он придавал дополнительный объем и завершенность декорациям и образам. Яркие софиты, направленные в зал - интересная задумка, оригинальный эффект, но не слишком приятно для привыкших к темноте глаз.

Еще этот спектакль интересен и тем, что в нем задействована вся труппа Архангельского театра драмы, ведь в романе достаточно много массовых сцен. Надо же как-то показать и швейную мастерскую Гишар, и забастовку рабочих железной дороги, и красную армию, и отряд партизан, и солдат в госпитале, и простой народ. Разумеется, двадцать человек - не армия, а десять - не производство, но благодаря грамотной сценографии, свету и символике, воображение додумывает остальных самостоятельно. Но начала́ я с массовки, а так хочется отметить актеров, сыгравших главные роли в спектакле. У Нины Няниковой получилась совершенно обворожительная, одновременно и сильная, и слабая Лора. А Тоню, верную и любящую жену Живаго прекрасно сыграла Екатерина Зеленина. И Тоня, и Лара чисты, искренни, красивы, и на месте Юрия Живаго я бы, наверное, тоже разрывалась между ними. Хорошо хоть, что в спектакль не ввели еще и его третью любовь из романа. Кстати, персонаж доктор Живаго стал для меня отнюдь не положительным образом, - слабый, трусливый, влюбчивый, - малодушный. Либо таким я его увидела в исполнении Дмитрия Белякова, либо просто мой взгляд на этого героя романа стал другим. А вот Комаровский в исполнении Ивана Братушева вовсе не кажется злодеем, напротив, харизма актера, внутренняя сила и уверенность персонажа действовали очень даже притягательно. В конце концов, Лара сама поддалась на его соблазнения, а отец Юрия сам планомерно уничтожал свою жизнь, это был их выбор. Отдельная благодарность хормейстеру Олегу Щукину за постановку вокальных вставок, многократно усиливающих впечатление от спектакля.

В постановке опущен фрагмент из последней части романа, где Живаго окончательно опустился, тем самым, как мне кажется, сместив акценты, и сделав постановку более философской, а Доктора более правильным и романтичным. К тому же, на протяжении всей постановки мы слышим от Живаго отрывки его стихотворений, в том числе и стихотворение "Гамлет", которым заканчивается спектакль. У Пастернака все стихи главного героя собраны в последнюю главу. Я бы сказала, что это чуть более обтекаемая интерпретация угловатого тяжелого произведения, идеально подходящая для театра и для неподготовленного зрителя, - ************, доступно, эмоционально, глубоко, гармонично. Спасибо большое Архангельскому театру драмы им. М.В. Ломоносова и Андрею Тимошенко за именно такого "Доктора Живаго".

М Годлевская 4 сентября, 03:42

Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана.
Столетья поплывут из темноты".
© Борис Пастернак, "Гамлет" из романа "Доктор Живаго"

Роман "Доктор Живаго" Бориса Пастернака, кажется, столько в себе несет, что никто не разглядит всего, по крайней мере, с первого раза, но зато каждый найдет в нем что-то, что затронет именно его. Социально-экономическая составляющая первой трети XX века российской истории, темы веры, жизни и смерти, судьбы людей и, конечно, любовь, - все это сложно уложить в книгу, а в спектакль тем более. Однако, режиссер Андрей Тимошенко не побоялся поставить перед собой столь трудную задачу и добился потрясающего результата. В конце августа Архангельский театр драмы им. М.В. Ломоносова привез постановку "Доктор Живаго" на гастроли в Москву на сцену Театра имени Евгения Вахтангова, и мне повезло оказаться среди зрителей. Новый взгляд и интересное переложение, что важно - без перенесения на наши дни, несомненно дали новую жизнь роману прошлого века.

В спектакле практически нет декораций, необыкновенных костюмов, но зато очень много символики в деталях, которые от первой до последней минуты доводили до дрожи внутри. Стук черенками лопат по деревянным доскам, словно молотками по гвоздям, вбиваемым в крышку гроба; осколок льда в руках Юрия; новое платье Лоры, которое символизирует ее превращение из девочки во взрослую женщину; бал уродливых масок, отражающих внутренние качества людей; красные полотна флагов, растянутых по всей сцене и отбросивших на все вокруг кроваво-красные оттенки; паутина бинтов в госпитале, соединившая впервые Лору и Юру; фигурные прозрачные окна, несущие домашний уют, свет и тепло дома; снежное конфетти в недолгие минуты счастья Лоры и Юры; могильные кресты, позади которых стояли погибшие персонажи, - все это разжигало воображение и заставляло меня затаить дыхание. В качестве основной сцены в постановке используется наклоненный наискосок подиум, и все события разворачиваются именно на нем. Возможно, это моя фантазия, но таковым я вижу путь России и судьбу русского человека - либо тяжелый подъем, либо неминуемое падение вниз, но всегда неустойчивое положение. Спасибо за великолепную работу и художнику по свету Ольге Раввич. Приглушенный, точечный, разных цветов и оттенков, а в одном эпизоде даже направленный в сторону зрителей сразу, кажется, восьмью мощными софитами, он придавал дополнительный объем и завершенность декорациям и образам. Яркие софиты, направленные в зал - интересная задумка, оригинальный эффект, но не слишком приятно для привыкших к темноте глаз.

Еще этот спектакль интересен и тем, что в нем задействована вся труппа Архангельского театра драмы, ведь в романе достаточно много массовых сцен. Надо же как-то показать и швейную мастерскую Гишар, и забастовку рабочих железной дороги, и красную армию, и отряд партизан, и солдат в госпитале, и простой народ. Разумеется, двадцать человек - не армия, а десять - не производство, но благодаря грамотной сценографии, свету и символике, воображение додумывает остальных самостоятельно. Но начала́ я с массовки, а так хочется отметить актеров, сыгравших главные роли в спектакле. У Нины Няниковой получилась совершенно обворожительная, одновременно и сильная, и слабая Лора. А Тоню, жену Живаго, вообще сыграла з.а. России Екатерина Зеленина. И Тоня, и Лара чисты, искренни, красивы, и на месте Юрия Живаго я бы, наверное, тоже разрывалась между ними. Хорошо хоть, что в спектакль не ввели еще и его третью любовь из романа. Кстати, персонаж доктор Живаго стал для меня отнюдь не положительным образом, - слабый, трусливый, влюбчивый, - малодушный. Либо таким я его увидела в исполнении Дмитрия Белякова, либо просто мой взгляд на этого героя романа стал другим. А вот Комаровский в исполнении Ивана Братушева вовсе не кажется злодеем, напротив, харизма актера, внутренняя сила и уверенность персонажа действовали очень даже притягательно. В конце концов, Лара сама поддалась на его соблазнения, а отец Юрия сам планомерно уничтожал свою жизнь, это был их выбор. Отдельная благодарность хормейстеру Олегу Щукину за постановку вокальных вставок, многократно усиливающих впечатление от спектакля.

В постановке опущен фрагмент из последней части романа, где Живаго окончательно опустился, тем самым, как мне кажется, сместив акценты, и сделав постановку более философской, а Доктора более правильным и романтичным. К тому же, на протяжении всей постановки мы слышим от Живаго отрывки его стихотворений, в том числе и стихотворение "Гамлет", которым заканчивается спектакль. У Пастернака все стихи главного героя собраны в последнюю главу. Я бы сказала, что это чуть более обтекаемая интерпретация угловатого тяжелого произведения, идеально подходящая для театра и для неподготовленного зрителя, - ************, доступно, эмоционально, глубоко, гармонично. Спасибо большое Архангельскому театру драмы им. М.В. Ломоносова и Андрею Тимошенко за именно такого "Доктора Живаго".

М Годлевская 3 сентября, 01:13

"Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда...
Кому память, кому слава,
Кому темная вода,-
Ни приметы, ни следа."
© Александр Твардовский, "Василий Теркин", часть 4 "Переправа"

Когда в школе мы проходили "Василия Теркина" Александра Твардовского, и поэму фрагментами раздавали учить наизусть, мне достался фрагмент "Переправы", первая половина. С тех пор к ней я не возвращалась, но в памяти осталось не очень теплое воспоминание, поскольку я любила литературу и сама хотела выбирать, что учить, а не зубрить по принуждению. И поэтому, когда Архангельский театр драмы им. М.В. Ломоносова привез на гастроли в Москву одноименный спектакль "Василий Теркин" режиссера Алексея Ермилышева, я поняла, что надо обязательно идти, чтобы обновить впечатление. Спектакль, показывали на Новой сцене Театра имени Евгения Вахтангова, камерной и уютной, с удобными стульями и большим подъемом. Приятно было видеть среди зрителей много молодежи, были даже совсем юные зрители, которые после спектакля с восхищением пересказывали маме наиболее запомнившиеся моменты так, как они их поняли.

Кто же этот Василий Теркин, и почему про него написана целая поэма? А Василий Теркин - собирательный образ русского солдата смелого, находчивого, добродушного и жизнелюбивого. Этот простой парень уже герой: "Бьется Теркин, держит фронт". И пусть даже речь в стихотворении о Великой Отечественной *****, сегодня ода русскому солдату вновь звучит актуально, ведь и сейчас ведется "Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле". Но как возможно поставить на маленькой сцене спектакль, в котором столько сцен на поле боя? Оказывается, можно, пробудив воображение зрителей с помощью правильных декораций, прекрасно выстроенной работы со светом, подходящих костюмов, а главное - благодаря превосходной игре актеров.

На сцене мы видим деревянную стену, и перед ней деревянные балки, - очень похоже на чердак старого дома, где стоят старый сундук, проектор, проигрыватель пластинок, висят шинели и рассыпаны страницы какой-то книги. Все это находит молодежь, возможно, бродящая по заброшенным домам, а может быть, и на чердаке дома своих бабушки и дедушки... Начиная читать, они увлекаются стихотворением, собирают страницы и плавно погружаются в поэму с головой. Они одевают шинели, перестают читать из книги и начинают все с бо́льшим выражением декламировать строки наизусть, распределяя роли. Текст автора читали вчетвером, все женские роли исполняла Мария Степанова, а мужские - Николай Варенцов, Георгий Селиванов и Тимофей Тихонов.

Роль Василия Теркина на себя примерили все трое - Николай, Георгий и Тимофей, что очень символично, ведь это собирательный образ бравого солдата, так что любой солдат может быть Василием Теркиным: "По уставу каждой роте Будет придан Теркин свой". Декорации практически не изменялись, за исключением лишь одного белого полотна в конце, символизирующего не то снег, не то облака на том свете, куда попал Василий Теркин после одной из атак. Весь спектакль свет сменялся на синий, зеленый, красный, мигал, становился то ярче, то тусклее, то теплее, то холоднее. Актеры сначала надели шинели, а после - гимнастерки, брюки галифе и кирзовые сапоги, найденные в старом сундуке.

Персонажи поэмы шли в бой, нападали на немца, переправлялись по переправе, ехали в поезде, заходили в родную деревню, пели песни, спасали раненого Теркина с заснеженного поля, когда он уже был на грани смерти - "Прогоните эту бабу, Я солдат еще живой". Удивительно, что все это происходило примерно на десяти квадратных метрах, но в воображении зрителей, по крайней мере, в моем воображении, история разворачивалась на большом пространстве и в разных локациях, - так создателям постановки и актерам удалось пробудить работу воображения. Вот не зря в программке написано не "спектакль", а "реставрация в одном действии".

Получился нескучный спектакль, который хорошо показывать школьникам, в чью программу входит поэма Александра Твардовского "Василий Теркин", и которым необходимо правильное патриотическое воспитание. Возможно, кто-то после даже заинтересуется, поговорит с прабабушками и прадедушками, захочет прикоснуться к одному из самых трагических, но самых героических и великих периодов истории нашей Родины. Впрочем, и зрители, у которых школа осталась далеко позади, с удовольствием посмотрят такую качественную постановку и, возможно, даже иными глазами взглянут на это произведение, как я, например. Я-то знаю, что школа, порой, очень портит отношение к тому, что в ней проходят на уроках. Спасибо Архангельскому театр драмы им. М.В. Ломоносова за спектакль на такую важную тему и за полученные от просмотра впечатления.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма