Отзывы о "Маркес. Без слов"
Представитель литературного направления «магический реализм», колумбийский писатель-прозаик Габриэль Гарсиа Маркес был награжден 8 декабря 1982 года Нобелевской премией по литературе «за произведения, в которых фантастическое и реалистичное сочетается в богатом воображаемом мире, отражающем конфликты и жизнь на континенте».
Вот в этот-то воображаемый мир Габриэля Гарсиа Маркеса, в котором так тесно реальность переплетена с фантастикой, и погружает зрителей, пришедших на спектакль «Маркес. Без слов», театр С.А.Д.
Особое настроение у зрителей создают звуки, которые звучат еще до начала самого действия, – это шум моря и дождя.
На сцене разворачивается феерическая сюрреалистическая притча, то ли про главного героя бессмертного произведения Маркеса «Сто лет одиночества» полковника Аурелиано Буэндиа, то ли про него самого…
Открывая очередную шкатулку, хранящую воспоминания о его прошлом, главный герой спектакля начинает свой очередной увлекательный рассказ.
При этом ты как бы погружаешься в медитацию и наслаждаешься каждым моментом происходящего на сцене.
«И плетётся бесконечная паутина истории. И хочется, чтобы она не заканчивалась».
Почти весь спектакль построен на пантомиме и клоунаде (консультант по пластике Рушан Иксанов). Лишь изредка «за кадром» мы слышим небольшой комментарий происходящему.
Постановка и ее главные персонажи у многих вызовут ассоциации с и Марселем Марсо, и с Вячеславом Полуниным, и со спектаклями знаменитого мима Джеймса Тьерре.
А автор идеи и режиссёр это завораживающего действия - ВАЛЕРИЙ УШАКОВ, актер театра Е. Вахтангова, подтвердивший, что талантливый человек талантлив во всем!
Интересная сценография (художник-постановщик и художник по костюмам - Мария Бутусова), художник по свету Михаил Хвастунов).
Отвлечься от происходящего на сцене просто невозможно – там зрителей ждет сюрприз за сюрпризом – один «волшебный» шкаф чего стоит!
А кроме него здесь есть тени, живущие своей жизнью, перемещающиеся по сцене рамы от картин, штора, превращающаяся в волнующееся море, шляпа со светящимися домами, вращающаяся словно земной шар и даже настоящий рыцарский поединок!!!
Ну а уж чтобы передать, как невероятно пластично и на одном дыхании играют Ян Гахарманов (Аурелиано) и Марк Бурлай (Полковник), заставляя зрителей в течение спектакля переживать всю палитру эмоций, просто нет слов!!! Это выше всех похвал!!!
Мне очень хочется еще раз окунуться в этот чарующий мир и привести сюда своих друзей!
Я начну с Конца ( с итога) :
Всем , влюблённым в искусство театра , ценящим игру актёров, нестандартные решения, любящим творчество Маркеса - всем непременно сюда - в театр С. А. Д. на завороживший и околдовавший меня спектакль " Маркес. Без слов."
По идее , главное, что я хотела сказать о спектакле , я уже сказала . Но , не открывая секретов , давайте все-таки немного поговорим о нем .
Уверена , все читали хоть что- то из Маркеса . Автор , пишущий в стиле магического реализма , с помощью бусин-слов создаёт целые миры, живущие по своим , таким странным и таким понятным законам . Нанизанные слова и судьбы героев могут виться и сплетаться в бесконечные сети, могут оборваться, рассыпавшись дробью дождя по крыльцу , могут оторваться от нитки и вознестись на небо... так как же лишить его слов ? Слов, из которых построен этот мир ?
Поставить на сцене произведение Маркеса ... как? Не получится ли это лишь бледный оттиск с прекрасной гравюры? Но то, что показали на сцене всего ШЕСТЬ молодых актёров - это мир Маркеса . Это мир, где Аурелиано Буэндиа проживает на наших глазах фрагменты своей жизни , но одновременно он и сам Маркес из своей не менее магически- реальной автобиографии .
Небольшой реквизит , и никаких спецэффектов , а все эмоции выражаются с помощью тела, с помощью глаз? Мимика , совершенство, уместность и завершенность каждого жеста у актёров достойны аплодисментов .
Невероятен Ян Гахарманов в роли Аурелиано ,
Марк Бурлай в роли Полковника ,
Евгения Ивашова это удивительнейшая Урсула , столь органичная в этом мире выходящих из шкатулок или пыльных шкафов , воспоминаний и прячущихся потом от людей в рамах картин и зеркалах .
Василий Цыганцов - в роли Отца и Ассистента,
Лада Чуровская, играющая Прекрасную Даму , восхитительно невозмутима и невероятно пластична в каждом движении . Великолепен в сцене боя Андрей Вистинь -Рыцарь.
Ещё раз аплодисменты актёрам .
О чем спектакль : наверное, о человеческой жизни и памяти . Главный герой открывает шкатулки , где лежат его воспоминания , и вырвавшись на свободу , они фантасмагорически разворачиваются перед нами . Но это ещё и поиск ответа на вечный вопрос : где то главное воспоминание твоей жизни , ради которого ты прошёл свой путь по этой земле?
Это философская притча, рассказанная без слов языком тела, цирка и музыки о желании забывать и страхе быть забытым , о неумении рассказать о своей любви и страхе одиночества , о тех , кто проходят через твою жизнь и вдруг покидает ее и не оглядывается никогда .
Но!!!!! При всей философской глубине , это ещё и очень зрелищный спектакль ! В нем столько находок , которые восхитительно талантливы . Это и горящие слова в книге , и рамы картин, перемещающиеся по сцене вместе со зрителями , это удивительный, полный бесконечных сюрпризов шкаф , тень, которая живет своей жизнью , стул на потолке , совершенно фантастическая работа актёров с тканью и пальто .
Вы ни на миг не оторвёте глаз от сцены , потому что эти талантливые режиссерские находки следуют одна за другой . И каждая достойна быть лучшей сценой спектакля .
Невероятная пластика и красивые точные движения актёров завораживают . Эти бесконечные пальто, исчезающие-появляющиеся руки , и мимика объясняющая все без слов .
Автор ор идеи и режиссёр ВАЛЕРИЙ УШАКОВ, и ещё раз аплодисменты за создание такого огромного магически-реалистичного мира столь малыми средствами .
Интересная работа с костюмами , с красивейшим отсылом к знаменитым картинам : Художник- постановщик, художник по костюмам МАРИЯ БУТУСОВА. А как восхитительна шляпа со светящимися домами , которая вращается на подставке словно земной шар или проносящиеся за окном поезда, города .
Прекрасно выполнена работа Художника по свету: МИХАИЛ ХВАСТУНОВА- небольшое пространство становится многомерным и глубоким .
Я не пишу ни об одной восхитившей меня своим решением, сцене , пусть это будет вашим самостоятельным открытием .
И дополнительный бонус для желающих посетить спектакль ( а я ОЧЕНЬ советую посмотреть) - проходит он в здании оранжереи . То есть , купив билет на спектакль , дополнительно вы получаете возможность погулять по дорожкам Аптекарского огорода, сходить в Оранжерею и увидеть выставленные там сейчас акварели Андрияки .
Спектакль основан на произведениях Габриэля Гарсиа Маркеса:
«Генерал в своём лабиринте», «Глаза голубой собаки», «Жить, чтобы рассказывать о жизни»,
но основной акцент сделан режиссером на роман «Сто лет одиночества».
И он действительно без слов. Слова возникают лишь иногда в виде закадрового текста.
Но и они воспринимаются скорее, как шуршание дождя.
Да. В Макондо идет дождь!
И не только дождь. И не только в Макондо.
Творческая группа во главе с автором идеи и режиссёром ВАЛЕРИЕМ УШАКОВЫМ и актеры ЯН ГАХАРМАНОВ, МАРК БУРЛАЙ, ЛАДА ЧУРОВСКАЯ, ВАСИЛИЙ ЦЫГАНЦОВ, АНАСТАСИЯ ЛУКЬЯНОВА создали на сцене удивительный мир, который я бы назвала "страна Маркеса".
И каждый сантиметр пространства - это тысячу раз Маркес. И не смотря на то, что я всегда считала и продолжаю считать, что Маркес у каждого свой, это воплощение и моих собственных представлений об этой "стране".
Я наблюдала за тем, что происходило на сцене и узнавала своего Маркеса. И это было как чудо.
Какое же верное решение - обойтись без слов. Слова излишни. В стране под названием "Маркес" настолько сильна концентрация жизни, чувств и эмоций, что слова в ней - блажь и прихоть.
И какова мощь актёрского таланта всех, кто выходит на сцену в этом спектакле!
Насколько выразительны лица! Насколько виртуозно продуман каждый жест, каждое движение!
Когда вдруг в какой-то момент краем сознания замечаешь, что настолько пристально следишь за малейшими изменениями на лице актёра,
словно это лицо - единственное, что существует в мире - это КОСМОС, господа!
И этот космос творят совсем молодые актёры. Творят легко и естественно. Заставляя смеяться и плакать, сопереживая героям.
Да, читая Маркеса, я всегда отчаянно мечтала увидеть всё происходящее своими глазами. И уговаривала себя смириться с тем,
что такое вряд ли возможно, потому что "страна Маркеса" - она лишь на страницах его книг и в нашем воображении.
Но нет! Это уже реальность! На сцене театра С.А.Д. можно легко стать гостем этой страны, достаточно просто купить билет.
А я, а я перечитываю "Любовь во время чумы" и мечтаю теперь увидеть и это своими глазами.
Сходите в театр!
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.