Отзывы о "Умер-шмумер, лишь бы был здоров"
Основная идея спектакля — инсценировка еврейских анекдотов в разных жанрах разговорного театра:
- сценка;
- куплеты;
- анекдот от первого лица.
Сквозного сюжета нет, объединяет действие лишь присутствие одних и тех же лиц на сцене и группировка диалогов по темам: «у врача», «у реббе», «диалоги супругов в постели», «женские откровения». Собственно, вполне себе эстрадный формат «Кривого зеркала», «Смехопанорамы» и «Аншлага». Но у этих передач получалось убедительней.
Во-первых, вопрос к формату подачи. Театр и эстрада — вещи разные. На эстраде выступают, в театре — перевоплощаются в роли. Для эстрады не нужны декорации: вышли два артиста, исполнили номер, поклонились, ушли. А в театре не так: там декорации есть, людей много, они туда-сюда ходят. И нужно это, по идее, для того, чтобы создать ощущение альтернативного пространства, которое живет по своим законам, со своими героями, у каждого из которых свой характер. По идее — так (не берём сейчас формы современного театра).
Что имеем в «Умер-шмумер»: прекрасные декорации, южный дворик, в глубине на экране плещется море. Эффектные находки в работе со светом. И — никакого театра. Как на детском утреннике: вышли двое актеров, озвучили кусочек текста, ушли за сцену, вышли следующие. Если все герои на сцене разом — двое общаются, остальные культурно ждут. Затихают и ждут, чтобы не мешать. Атмосферой большой шумной еврейской семьи как-то не веет.
Спектакль бы смотрелся , если у каждого героя был бы свой характер, своя отличительная черта (ворчливая тётя Сара, циничный дядя Хаим, меркантильный Мойше, любвеобильная Софочка). Так ведь не было! Имя есть у каждого, а своего характера практически ни у кого нет. В финансовых диалогах участвовали все, и в циничных тоже, и в откровенно пошлых (в последних особенно часто). Именно участвовали, не перевоплощаясь в персонажа. Тетя Берта, а правда, что ваш муж — Нет, не правда; А кстати, куда пошла Сара — А кто её знает; Мойше, а вы в курсе, что с вашей женой спит весь город; Дядя Хаим, а что такое — и так без остановки, в течение более часа перед зрителем мельтешат абсолютно бессвязные реплики. Белые нитки, которыми это шилось, нагло топорщатся и упрямо лезут наружу. Апофеозом стала сцена поедания арбуза, когда герои, не глядя друг на друга, не общаясь друг с другом, меланхолично рассказывают анекдоты. Откусили кусок арбуза — рассказали — снова откусили кусок. И так по очереди.
Во-вторых, вопрос к манере подачи. Еврейские анекдоты без характерного одесского говора — это уж, извините, деньги на ветер. Елена Санаева в образе породисто-хамоватой Тёти Сары была прекрасна и так, Джульетта Геринг в образе прелестницы Софочки тоже вполне убедительна. Но в целом, сложилось впечатление, то играли актёры вполсилы: мизансцены путали, реплики произносили вяло, кто-то (Мария Раевская) — и вовсе не на опоре.
И в третьих, вопрос к самому материалу — проблема здесь ровно та же, что и у «Кривого зеркала» и «Аншлага»: обилие низкопробного, грубовато-бытового юмора и порядком истертых сюжетов. Анекдот по Борю и Льва, мечтающих сменить свои имена на Буи и Луи, и Хаима, совсем о подобном не мечтающем, произвёл в этом плане совершенно неизгладимое впечатление.
Вывод: если формат театра Евгения Ваганасовича столь дорог вашему сердцу, что вы готовы мириться с некачественной формой его подачи, небрежной игрой актёров, отсутствием качественной режиссуры — то идти, определенно, стоит.
В противном случае — идти не рекомендуется. Разве что для того, чтобы прослушать прекрасно сыгранное трио музыкантов — аккордеон, скрипка и кларнет, — периодически разбавлявшее бурлящую эссенцию юмора. Или в исследовательских целях — чтобы проникнуться масштабом пропасти между вкусовыми предпочтениями театральной публики. Ибо поколение 60+, численно преобладавшее в зале, реагировало на происходящее с нескрываемым энтузиазмом.
Одесский дворик, несколько еврейских семей и одна русская. Протянутая через двор бельевая веревка и стук костяшек домино. Перекрикивающиеся через двор соседки, очередь к доктору, который, видимо, нечасто захаживает. Ребе, к которому за советом забредает в том числе и русский Ваня, по привычке называющий раввина батюшкой. И складывающаяся из мозаики анекдотов разной степени бородатости жизнь, в которой все взаимосвязано и все в той или иной степени друг другу родные, где к смерти и рождению относятся в равной степени легкомысленно, но из этого легкомыслия и вырастает настоящая житейская мудрость.
"Умер-шмумер, лишь бы был здоров" - спектакль легкий и развлекательный, но при этом теплый и очень добрый. И с прекрасной живой музыкой. А еще в нем чудные актеры, создающие очень точные и обаятельные образы героев анекдотов - Елена Санаева, Владимир Шульга, Татьяна Циренина, Ольга Гусилетова, Иван Мамонов...
А главные герои все равно солнце, море и Одесса.
И тепло - южное, летнее и человеческое.
А вот сюжета в спектакле действительно нет. Мешает ли это? И да, и нет. Местами композиция из анекдотов вдруг рассыпалась (во многом это зависело от исполнителей, а также от того, насколько исполнение анекдота соответствовало привычному - например, про "а после операции я смогу играть на скрипке?" исполняют с моей точки зрения неправильно, хоть что со мной делайте, да и про сахар в моче тоже), частушки в середине на месте ложного антракта были несмешными практически все, а ближе к концу волей-неволей испытываешь от такого обилия анекдотов лёгкое утомление.
Но впечатления от целого эти недостатки не портят, а ощущение после "Умер-шмумер" остаётся самое светлое. Почему-то узнаёшь в спектакле себя, даже если не еврей и в Одессе никогда не жил. Такое чувство, точно побывал там на летних каникулах, снимал комнату в этом самом дворике, точно Ваня с Машей, а теперь вспоминаешь об этом и очень хочешь вернуться туда, в место, где вопрос о смысле жизни настолько прекрасен, что ни за что не променяешь его на ответ.
Процветание - это мерседес, шампанское, красивые женщины, а кризис - метро, ситро и тетя Сара))
Эту и многие другие мудрости представил Иосиф Райхельгауз в своем юном спектакле "Умер-шмумер, лишь бы был здоров" в Школе Современной Пьесы.
Одесский шумный дворик. Море. Крик чаек. Бессчисленные семьи живут практически одной большой на этой скромной территории. Виртуозные музыканты сопровождают всю пьесу живой и бодрой игрой на скрипке, аккордеоне и кларнете. Там, вдали, плещется море на большом экране, волны бегут к берегу, призывают искупаться, фигурки двух героинь медленно и плавно исчезают в воде - очень красивый модный спецэффект этого театра.
2 часа погружения в веселые остроумные находчивые истории, претендующие на правдивость. Возможно комплименты не совсем тактичны и даже весьма сомнительны, но их произносят открытые, совершенно дружелюбные люди. Я наслаждалась этой постановкой, в которой очень удачно скомпилированы все возможные еврейские анекдоты. 99%, что вам тоже понравится этот своеобразный, но добрый юмор, и вы будете хохотать. "Раньше были трусы, так ими можно было машину помыть, а теперь что? Этими стрингами даже очки не протрешь")))
А вот когда все герои на сцене собрались вокруг ароматного спелого арбуза и стали его откровенно дегустировать, так хотелось хотя бы маленький кусочек...
Все образы - яркие, живые, немного лукавые, они постоянно куда-то бегут и движутся, на приемах у доктора и Реббе один посетитель сменяет другого, перед зрителем мелькают разные истории, что делает постановку очень динамичной и высокоскоростной)) Герои активны и болтливы, как говорится, что у них на уме, то и на языке, на них совершенно невозможно сердиться, они говорят правду не потому, что хотят вас обидеть, а потому что искренне хотят помочь)) "Если на твои похороны ты позовешь Сару, они не доставят мне никакого удовольствия")))
Все актеры бесподобны, но Хаим Владимир Шульга бесподобнее всех!
Если вы заскучали, давно не улыбались и не смеялись, то обязательно сходите на эту пьесу!
За приглашение благодарю moskva_lublu!
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
БродскийМаяковскийБлок
Минималистичный спектакль-концерт собран из стихотворений трёх важнейших поэтов XX века — Иосифа Бродского, Владимира Маяковского и Александра Блока.