Отзывы о "Семинар"
Совсем недавно написанная Терезой Ребек пьеса «Семинар» с большим успехом шла на Бродвее, где роль профессора Леонарда исполнял Алан Рикман. А в филиале (не на основной сцене!) театра им.Пушкина режиссер Сергей Аронин впервые поставил «Семинар» в Москве в рамках «Режиссерской лаборатории».
Автор пьесы постепенно раскрывает перед нами мир молодых авторов, которых жажда к новым знаниям привела на курс семинаров с эксцентричным профессором Леонардом. Леонард берет под крыло не всех, а только имеющих хорошие рекомендации и заплативших 5000 долларов за курс вперед.
Семинары проходят в квартире Кейт (Эльмира Мирэль). Кейт - дочь богатых родителей, живет одна в квартире в центре с 7 комнатами с видом на реку, заедает стрессы и отсутствие парня чипсами и сырым тестом и много лет переписывает свой единственный роман в стиле Джейн Остин.
Мартин (Антон Феоктистов) – ее друг по гимназии. Мартин – типичный представитель среднего класса, он завидует богатой Кейт и одновременно желает получить часть ее денег. Особенно критичной ситуация становится, когда он отдает за курс Леонарда последние 5000 долларов и ему нечем платить за квартиру. Кейт, много лет влюбленная в Мартина, потеряв самоуважение, предложит ему пожить у себя, хоть он и спит в ее собственной квартире с другой студенткой – Иззи.
Иззи (Анна Бегунова) – очень любвеобильная девушка. Она яркая блондинка, с броским макияжем, в обтягивающем черном мини-платье. Иззи свободно разговаривает о сексе, не стесняется сначала выпить с успешным Дугласом, который может быть полезен ей своими связями. Затем переночевать с преподом-Леонардом, а закончить все развлечениями с Мартином в квартире у Кейт. Пишет Иззи очень абстрактно, но с чувством, ее тексты привлекают к себе внимание, что и отмечает Леонард. Иззи мечтает написать роман о сексе и наркотиках, который соответствует ее бунтарскому духу.
Дуглас (Игорь Теплов) кажется самым перспективным из четверых студентов. Он имеет богатого дядюшку, который помогает ему издаваться и отучился в престижном университете (куда, к слову, упорно не берут Мартина). Дуглас одет с иголочки и пишет такие же, как и он сам, стилистически идеальные, выверенные тексты. Но так ли они хороши? Дуглас – не беллетрист, он скорее киносценарист, и ему стоит попробовать себя на ином поприще.
Наконец, поговорим о центральной фигуре, человеке, ради которого студенты и собрались на уроки за немалую сумму – Леонарде (Андрей Заводюк). Леонард врывается в маленькую комнатку как ураган и переворачивает все представления своих студентов о преподавании. Прежде всего, он вовсе не собирается их ничему учить. А вот унижать и критиковать их произведения – да, да, и еще раз – да. Первой его жертвой стала Кейт, которую Леонард обозвал «старой девой, копирующей Остин». Следующим – Дуглас, его манеру письма и самоподачи окрестили «шлюхачеством». Иззи Леонард похвалил, но реально ли за ее талант или же он просто хотел с ней переспать?
Мы косвенным образом узнаем, что Леонард в молодости был обвинен в плагиате текстов одного из своих учеников. А его поездки в Сомали и Казахстан – не побег ли от самого себя и общества?
Несмотря на обилие ненормативной лексики и издевательство над чужими трудами, Леонард такими жесткими методами пробуждает в учениках желание показать, на что они способны. Особенно сильно его тактика действует на Кейт, она даже начинает писать новый, злободневный роман-мемуары про Сомали, мафию и проституцию инкогнито, от лица мужчины. Кроме того, во втором акте она освободится и от собственных предрассудков и токсичной застарелой любви к Мартину, и поможет ей в этом тоже Леонард, а лицо Мартина просто надо видеть :)
Неудивительно, что после таких жестких разносов Мартин никак не может осмелиться показать свою книгу Леонарду. Но, когда во втором акте это наконец происходит, мы понимаем, что именно Мартин – тот истинный талант, самородок, который нуждается в огранке. Леонард займется им плотнее, но и об остальных студентах не забудет. И каждый в финале получит то, что он заслуживает.
Спектакль очень рекомендую к просмотру, он короткий, всего пара часов, там есть где посмеяться и есть, над чем задуматься. Обещанная ненормативная лексика в спектакле действительно звучит, но немного, в допустимых по контексту местах и, в основном, из уст Леонарда :)
Мне кажется, это история о том, что у каждого человека есть своя дорога, двигаясь по которой он придет именно туда, куда нужно.
Правда, без человека-проводника он будет ходить по кругу. Или двинется совсем не нужным ему путем, только удивляться будет: вроде всё верно... так откуда же все эти буераки-реки-раки берутся и почему все вокруг подножки ставят.
Итак.
Семинар для начинающих писателей. Руководитель-гуру (ничего давно не пишущий, но с именем, легендой и сплетней за плечами).
Четверо студентов, заплатившие каждый по 5 тысяч долларов. Шикарная квартира одной из слушательниц, отданная поз занятия, а позже — еще и под любовные утехи двух соучеников.
Однажды лично мне в жизни попался такой человек, который буквально развернул за плечи и, толкнув, сказал: «Какого... ты здесь прозябаешь? Иди ТУДА».
Спасибо ему огромное, если б не это, и правда бы до сих пор прозябала... А так — пусть не по гладкой дорожке, пусть все время заходя в тупички, но таки иду по своей личной дороге из желтого кирпича к виднеющемуся вдали Изумрудному городу...
Что до спектакля... Вроде и завершился он для всех так, как предрекал руководитель Леонард. Каждый правильной дорогой пошел и каждый пришел в идеальный для себя конечный пункт.
То есть это превосходный преподаватель с отличным чутьем и пониманием творчества (своего и чужого).
Но по тому, как этот учебный процесс показан, как проходили занятия (нам показали фрагменты четырех из них). Нуууу... Не знаю. Я бы посчитала, что переплатила. Мне было бы просто не интересно ТАК учиться. Не было атмосферы творчества, не было хорошей компании, те микрофрагменты авторских произведений, которые зачитывались со сцены и заливались патокой похвалы или тем, что «по вкусу и не мёд» (а сколько мата! ах, эти творческие американцы, эти гениальные преподаватели! Из-за количества ненормативной лексики иногда казалось, что пьеса написана Михаилом Волоховым, а не американкой, Терезой Ребек, окончившей католическую школу для девочек, кстати)... В общем, такое обучение мне бы совсем не по душе.
Но это лично моё мнение.
И то, что мне не понравились ход и методы обучения писательскому мастерству, не означает, что мне не понравился спектакль.
Очень эмоциональное действие. Очень неожиданные переходы. И финал тоже неожиданный; то, что поучились немного, да и пришли к хеппи энду буквально все — правда же, это прекрасно?
И, наконец, очень сильный и красивый актер Андрей Заводюк в роли Леонарда.
И остальные тоже неплохи.
Спектакль Театра имени Пушкина «Семинар» поставлен режиссером Сергеем Арониным по пьесе американской писательницы и сценаристки Терезы Ребек. С некоторых пор меня заинтересовало творчество Сергея Аронина, но на его постановки я попадаю как-то случайно, ненароком. Вот и в этот раз шла на спектакль, не поинтересовавшись темой и авторами. И только выйдя в легком потрясении во время антракта в фойе, прочитала на афише его имя. Спектакль «Семинар» идет в филиале театра, занавеса нет и взору зрителей сразу же открываются декорации, выполненные художницей Екатериной Ряховской. Декорации вроде бы простые, но при этом очень стильные – слегка напоминают пустынный пейзаж из Маленького Принца. Действие происходит в шикарной квартире, принадлежащей Кейт (скромные дизайнерские наряды, шесть лет пишет рассказ про Джейн Остин). Здесь гуру от литературы Леонард (по слухам гений, стильные шмотки, часто ездит в развивающиеся страны) проводит частный семинар для четырех начинающих писателей, заплативших ему по пять тысяч баксов. Казалось бы для Дугласа (строгие костюмы, полезные связи) и так открыт путь в издательства – богатый дядюшка за спиной, а Иззи (минимум одежды, пишет о сексе) проскользнет везде, выскользнув из платья, семинар не так важен как для интроверта Мартина (за семинар отдал последние деньги, из квартиры выгнали, о чем пишет, мы так и не узнаем), но все они терпеливо сносят пренебрежительное презрение Леонарда в надежде на будущие успехи. И что самое интересное, унижая и грубя, преподаватель им действительно помогает – он их учит искать свои пути в литературе и не гнуться перед трудностями. Леонард мимоходом и практически оскорбительно советует Дугласу писать сценарии для мыльных опер, это в результате и оказывается его путем к успеху. Кейт бросает свой бесконечный рассказ и переключается на политические риалити стори, хотя и набрела она на эту тему самостоятельно, пожелав разыграть Леонарда, но тот почувствовал, что именно здесь ее призвание. Изии расцвела на полях секслитературы. А вот в Мартине Леонард увидел истинный талант и спектакль заканчивается сценой их совместной увлеченной работы над текстом возможно гениальной будущей книги.
Леонард: Андрей Заводюк
Дуглас: Игорь Теплов
Мартин: Антон Феоктистов
Иззи: Анна Бегунова
Кейт: Эльмира Мирэль
https://2ekzegeza2.livejournal.com/97346.html
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.