Отзывы о "Бедность не порок"

Оценка редакции
Н. Романова 7 декабря 2023, 12:53

Я знаю, где находится самая большая театральная ёлка. Разукрашенное дерево, высотой с двухэтажный дом расположилось в фойе театра Надежды Бабкиной "Русская песня" и пробиться сквозь толпу желающих сфотографироваться с ним решительно невозможно. Но для создания новогоднего и рождественского настроения в Театре есть и кое-что, получше ёлки.
2 декабря я побывала на премьерном спектакле "Бедность не порок" по пьесе Островского. 200-летний юбилей со дня рождения писателя мы отмечаем весь год, и спектаклями по пьесам Александра Николаевича отметились практически все театры. Премьера в Театре "Русская песня" случилась очень вовремя. Москву завалило снегом и атмосфера на сцене с колядками, ряжеными и рождественскими чудесами оказалась как нельзя более подходящей. Действие пьесы как раз и происходит в канун Рождества, когда даже самое невозможное становится реальным, любовь побеждает суровый родительский запрет, а богатые выходят замуж за бедных.
Сразу скажу ради чего точно стоит посмотреть этот спектакль - ради невероятной сценографии Максима Обрезкова. Уже очень давно слежу за работами этого замечательного художника. Его фантазия способна наиболее выигрышно представить любое сценическое пространство. Спектакль "Без вины виноватые" со сценографической точки зреня получился просто редкостной красоты. А так как сидела я не очень близко, то полноценный обзор сцены для меня превратился в выставку прекрасных живописно-графических полотен художника с многоуровневыми плоскостями декораций и маленькими фигурками актеров на фоне. У меня даже эпитетов не хватает, чтобы описать все переливы зеленоватых, розоватых, сиреневатых немного сумеречных оттенков фона, на котором периодически встает огромная луна, словно сбитая из деревянных досок, сквозь щели которых проглядывает свет. Почему я так много про это пишу? Да потому что такая стильная сценография полностью меняет хорошо знакомый, широко растиражированный фольклорный образ коллектива Надежды Бабкиной. Приглушенная сценическая эстетика добавляет происходящему на сцене благородного изящества, а костюмы, в которых нет привычной яркости и пестроты прекрасно это состояние поддерживают. Замечательный художник Тамара Эшба пошла по совершенно особенному пути, соединив купеческий и народный костюм и добавив в него современые элементы. Это так контиленно смотрится в пространстве сцены, словно сценграфию и костюмы создавал один человек. Особенно хороша была невеста в платье с буфами и небольшом кокошнике. Ее длинная фата очень эффектно скользила по бутафорскому снегу, засыпавшему сцену.
В спектакле ожидаемо много музыки и народных плясок, но вместе с тем в действие врываются и современные ритмы, звучит городской романс, например те же до боли знакомые "Вдоль по Питерской" или "Вот мчится тройка удалая", и музыкальная линия словно идет параллельно действию пьесы, удачно вплетаясь в его канву. Тема Рождества, святочных обрядовых мотивов, колядок, ряженых становится важной, яркой частью спектакля. Надежде Бабкиной удалось заразить идеей постановки прекрасных мастеров сцены: уже упомянутых художников и известного своими громкими спектаклями и актерскими работами режиссера Павла Сафонова, а также команду отличных артистов. Хочу отметить прекрасную работу Олега Кассина. Его неудавшийся жених, разоритель и мошенник, старик-фабрикант Африкан Савич получился очень колоритным, похожим на сказочного злодея, этакого скрипучего Кощея бессмертного, который "над златом чахнет", а красная девица в результате все равно достается не ему, а Иванушке-дурачку. Но все же небольшую ложку дегтя в эту визуально прекрасную рождественскую сказку, уж простите, добавлю. Если брать в целом, драматическая часть все-таки по своему накалу не дотягивает до визуальной, хореографической и музыкальной. Но тут у меня претензии скорее к Островскому. Специально перечитала пьесу, и могу сказать, что и у самого драматурга персонажи несколько картонные. А в спектакле дух и буква первоисточника соблюдены практически на 100%. Забитого приказчика Митю(Антон Лызо), беззаветно влюбленного в хозяйскую дочку(Александра Никифорова) уж точно нельзя назвать героем чьего-либо романа. И что только Любовь Гордеевна в нем нашла? Вот вроде бы даже и собрался ее тайком увезти, спасая от ужасной доли выйти за нелюбимого старика, но, столкнувшись с нежеланием любимой идти против воли сурового отца Гордея Карпыча(Александр Чернявский) сразу же идет на попятный. Даже мать героини Пелагея Егоровна(Надежда Бабкина) не против накого исхода дела, но нерешительная молодежь позорно отступает и готова смириться со своей участью. Митя оказывается способен только страдать, беспорядочно мотаясь по сцене, и почему-то все время падая в самые неожиданные моменты, да стишки Кольцова любимой читать, а добиться своей цели и убедить возлюбленную бежать с ним, его характера уже не хватает. Но любовь, как известно, зла...Спасает возлюбленных только чудо в лице неожиданно объявившегося дядюшки Любима Карпыча(Иван Замотаев, он же композитор и аранжировщик), который так удачно и вовремя объявил старика Африкана мошенником и поссорил с отцом семейства, а тот в порыве негодования и согласился выдать Любушку за Митю. Хэппи энд, короче!
Но, невзирая на все драматургические коллизии, возможность послушать поистине прекрасные народные голоса, в том числе и самой Надежды Георгиевны, увидеть артистов в чудесных костюмах на фоне шикарной декорации уже многого стоит! В любом случае, для создания предновогоднего настроения спектакль подходит просто идеально. Убедилась лично!

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма