Спектакль Мандельштам
Трагический спектакль Романа Виктюка о судьбе Осипа Мандельштама.
«Мы живем, под собою не чуя страны…». Если героем спектакля Романа Виктюка становится творец – это всегда творец, отверженный властью, – и никогда творец, идущий в общей колонне. Обратившись в новом спектакле к трагической судьбе одного из ярчайших русских поэтов – Осипа Мандельштама, – режиссер создает не обвинение государственной системе – он пишет реквием ушедшим поэтам. Всем тем, кто принес себя в жертву собственной жестокой музе, не позволяющей им не творить. Всем тем, кто, уходя, твердо знал, что останется в вечности. Тем, кто находил в этом знании – спасение.
«Мандельштам» – первая в России постановка одноименной пьесы американского драматурга Дона Нигро, фигуры противоречивой и невероятно интересной. Будучи влюбленным в русскую литературу, написав множество пьес о великих писателях и поэтах, осмысляя через их судьбы различные периоды российской истории – он ни разу не был в России. Его героями становились Пушкин и Гоголь, Толстой и Чехов, Пастернак и Цветаева. Пьеса «Мандельштам» – художественное произведение, основанное на документальных фактах жизни поэта Осипа Мандельштама и судебного процесса над ним. К его трагической биографии в отечественном театре до Романа Виктюка почти никто не обращался, хотя в его судьбе, как в предельно правдивом зеркале, отразились все жестокие и страшные реалии того времени, когда он жил и творил. Времени, когда под колесами машины уничтожения, которой стала тоталитарная система, погибали лучшие.
Роман Виктюк создал сценически лаконичную и при этом многослойную и многозначную постановку о судьбе великого поэта, о вечном противостоянии Художника и власти – и о том, что поистине гениальные произведения неподвластны ни времени, ни человеческой воле. Они были и останутся – в вечности, как и их создатели.
Отзывы о «Мандельштам»
Ещё 9 отзывов«Мандельштам» - один из последних спектаклей Романа Виктюка, его премьера состоялась в 2017 году. Что удивительно, в основе постановки лежит пьеса американского драматурга Дона Нигро, а к биографии Мандельштама в русских театрах практически никто не обращался, хотя его судьба – отражение сталинской тоталитарной эпохи.
Этот спектакль с точки зрения традиционного «виктюковского» символизма показался мне относительно прямолинейным, по крайней мере, в основной мысли: на протяжении всего действия над сценой висел нарисованный образ распятого Иисуса. В постановке задействовано всего пять актеров: лучший друг главного героя Пастернак (Прохор Третьяков), сам Мандельштам (Игорь Неведров), их жены (Людмила Погорелова и Екатерина Карпушина) и, конечно, товарищ Сталин (премьера Александра Пескова).
Спектакль очень многослойный: на первом плане, конечно же, параллели между Пастернаком и Иудой, которых сложно избежать, хотя держится он очень достойно. Вообще, налицо конфликт интересов: честный и желающий оставаться свободным, светлый Мандельштам, так и не смог найти компромисс и писать хвалебные оды советской власти, хотя Сталин просил его об этом открыто. И оскорбленный политик начинает мстить, попутно ломая характер Пастернака как друга Мандельштама: от попытки заставить его клеветать на товарища до подписания приговора.
Очень трагично наблюдать, как Пастернак, имея семейные обязательства, старается защитить перед Сталиным и друга, и себя. Например, знаменитое стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны», прочитанное всего нескольким слушателям, он сразу назвал самоубийством. А дальше непримиримого Мандельштама ждали ссылки, опала, отказы в публикациях и работе и прогрессирующее безумие.
Диаметрально противоположны и женские образы в спектакле: верная Надежда Мандельштам, которая отправляется в ссылки вслед за мужем, и жена Пастернака, которая отказывается пускать на порог дома вернувшихся из отдаленных мест друзей мужа, чтобы защитить детей. И, главное, обеих женщин можно понять.
Скажу честно, я считаю себя уже достаточно взрослой, чтобы сказать, что образы, подобные Мандельштаму, мне не близки – я тоже уже больше ценю скорее комфорт и спокойствие, нежели сгорание за идею и желание пожертвовать жизнью, чтобы избежать рабства. Но, наверное, без этой искры и не было бы настоящих поэтов!
Спектакль об отношениях творческого человека и государства. В какой-то мере Мандельштама можно заменить на других жертв того периода. Да хотя бы тех, чьи портреты также "участвовали" в спектакле (могу ошибиться): Гумилева, Флоренского, Мейерхольда. Отличительным моментом было бы творчество поэта, но в спектакле не будет стихов. Лишь одно, "то самое", тот повод, когда государство получило право "наказывать". И пьеса Дона Нигро, скорее, фантазия на тему, и постановка несколько "пере". Но в этой несколько нарочитой манере, театральности, ярче проступают именно "отношения". И ход с телефонными разговорами Сталина и "его друга" Пастернака просто прекрасен. Именно прямой разговор верхов и допущенных низов. То ли настоящие разговоры, то ли с воображаемым "другом". И вот три героя - Сталин, то есть государство, требующее от граждан определённого поведения. Не подчиняющийся талант - Мандельштам. Талант, желающий выжить - Пастернак. Мандельштам - чуткий к миру, творчество для которого - это жизнь. Его стихи рвутся наружу, они хотят быть услышанными. Он не революционер, желающий свергнуть режим, нет, просто у него в голове стихи пишутся о том, что он видит. И если он видит Сталина таким, то так и напишет. А не прочитать эти стихи другим людям - это просто нечестно по отношению к его собственному детищу. Его обязанность как автора не только записать, но и найти аудиторию для своих стихов. Возможно, прокричать на улице всем прохожим.... Мандельштам не может подстраиваться, да и не хочет... С каким-то детским упрямством он действует вопреки ограничениям. Ему нужна свобода, а именно её отбирает государство. Да, можно говорить, что главных тут два персонажа - Мандельштам и Сталин, но мне даже интересней Пастернак. Он не самоубийца как Мандельштам (а прочитав те стихи, тот по факту его совершил), он не имеет власти как Сталин. Он тоже талант, его тоже корёжит (если даже не больше Мандельштама) от ограничений, но он принимает правила игры, чтобы продолжить и жить, и работать. Он разрывается между двух друзей - "другом" Сталиным и настоящим нежно любимым другом Мандельштамом. Те двое - полюса, а Пастернак между. А ведь у них жены, у Пастернака дети... ты ответственен не только за себя, твои действия скажутся и на дорогих тебе людях. После ареста мужа с Надеждой Мандельштам перестают даже здороваться все. И как она рада приходу Пастернака, единственного, кто не делал вид, что её в принципе уже не существует! И как Пастернак в "дружеской" беседе со Сталиным проявляет чудеса дипломатии, чтобы не донести на Мандельштама. "Тебе не читал? - Я не слышал". Таков закон игры - ты либо с нами, либо против нас. Сидеть на двух стульях сложно...
Герои поданы несколько утрировано. Сталин внешне на себя не похож, скорее он собирательный образ чекиста, власти. Очень чёткий образ дебютанта в этой роли Александра Пескова. И совершенно трогательный, наивный, светлый, на удивление позитивный даже в разговорах о самоубийстве Мандельштам. А как он планирует жить в подсобке какого-нить театра! Кажется - неубиваемый оптимист! Мне очень понравился в этой роли Игорь Неведров.
И если предыдущие два образа всё же больше крайности, то именно Пастернак на контрасте достоверен. Такой настоящий, переживающий, осознающий... Прохор Третьяков.
Читайте про другие
события
Фотографии к спектаклю «Мандельштам»
Актеры «Мандельштам»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.