Отзывы о "Мандельштам"
«Мандельштам» - один из последних спектаклей Романа Виктюка, его премьера состоялась в 2017 году. Что удивительно, в основе постановки лежит пьеса американского драматурга Дона Нигро, а к биографии Мандельштама в русских театрах практически никто не обращался, хотя его судьба – отражение сталинской тоталитарной эпохи.
Этот спектакль с точки зрения традиционного «виктюковского» символизма показался мне относительно прямолинейным, по крайней мере, в основной мысли: на протяжении всего действия над сценой висел нарисованный образ распятого Иисуса. В постановке задействовано всего пять актеров: лучший друг главного героя Пастернак (Прохор Третьяков), сам Мандельштам (Игорь Неведров), их жены (Людмила Погорелова и Екатерина Карпушина) и, конечно, товарищ Сталин (премьера Александра Пескова).
Спектакль очень многослойный: на первом плане, конечно же, параллели между Пастернаком и Иудой, которых сложно избежать, хотя держится он очень достойно. Вообще, налицо конфликт интересов: честный и желающий оставаться свободным, светлый Мандельштам, так и не смог найти компромисс и писать хвалебные оды советской власти, хотя Сталин просил его об этом открыто. И оскорбленный политик начинает мстить, попутно ломая характер Пастернака как друга Мандельштама: от попытки заставить его клеветать на товарища до подписания приговора.
Очень трагично наблюдать, как Пастернак, имея семейные обязательства, старается защитить перед Сталиным и друга, и себя. Например, знаменитое стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны», прочитанное всего нескольким слушателям, он сразу назвал самоубийством. А дальше непримиримого Мандельштама ждали ссылки, опала, отказы в публикациях и работе и прогрессирующее безумие.
Диаметрально противоположны и женские образы в спектакле: верная Надежда Мандельштам, которая отправляется в ссылки вслед за мужем, и жена Пастернака, которая отказывается пускать на порог дома вернувшихся из отдаленных мест друзей мужа, чтобы защитить детей. И, главное, обеих женщин можно понять.
Скажу честно, я считаю себя уже достаточно взрослой, чтобы сказать, что образы, подобные Мандельштаму, мне не близки – я тоже уже больше ценю скорее комфорт и спокойствие, нежели сгорание за идею и желание пожертвовать жизнью, чтобы избежать рабства. Но, наверное, без этой искры и не было бы настоящих поэтов!
Спектакль об отношениях творческого человека и государства. В какой-то мере Мандельштама можно заменить на других жертв того периода. Да хотя бы тех, чьи портреты также "участвовали" в спектакле (могу ошибиться): Гумилева, Флоренского, Мейерхольда. Отличительным моментом было бы творчество поэта, но в спектакле не будет стихов. Лишь одно, "то самое", тот повод, когда государство получило право "наказывать". И пьеса Дона Нигро, скорее, фантазия на тему, и постановка несколько "пере". Но в этой несколько нарочитой манере, театральности, ярче проступают именно "отношения". И ход с телефонными разговорами Сталина и "его друга" Пастернака просто прекрасен. Именно прямой разговор верхов и допущенных низов. То ли настоящие разговоры, то ли с воображаемым "другом". И вот три героя - Сталин, то есть государство, требующее от граждан определённого поведения. Не подчиняющийся талант - Мандельштам. Талант, желающий выжить - Пастернак. Мандельштам - чуткий к миру, творчество для которого - это жизнь. Его стихи рвутся наружу, они хотят быть услышанными. Он не революционер, желающий свергнуть режим, нет, просто у него в голове стихи пишутся о том, что он видит. И если он видит Сталина таким, то так и напишет. А не прочитать эти стихи другим людям - это просто нечестно по отношению к его собственному детищу. Его обязанность как автора не только записать, но и найти аудиторию для своих стихов. Возможно, прокричать на улице всем прохожим.... Мандельштам не может подстраиваться, да и не хочет... С каким-то детским упрямством он действует вопреки ограничениям. Ему нужна свобода, а именно её отбирает государство. Да, можно говорить, что главных тут два персонажа - Мандельштам и Сталин, но мне даже интересней Пастернак. Он не самоубийца как Мандельштам (а прочитав те стихи, тот по факту его совершил), он не имеет власти как Сталин. Он тоже талант, его тоже корёжит (если даже не больше Мандельштама) от ограничений, но он принимает правила игры, чтобы продолжить и жить, и работать. Он разрывается между двух друзей - "другом" Сталиным и настоящим нежно любимым другом Мандельштамом. Те двое - полюса, а Пастернак между. А ведь у них жены, у Пастернака дети... ты ответственен не только за себя, твои действия скажутся и на дорогих тебе людях. После ареста мужа с Надеждой Мандельштам перестают даже здороваться все. И как она рада приходу Пастернака, единственного, кто не делал вид, что её в принципе уже не существует! И как Пастернак в "дружеской" беседе со Сталиным проявляет чудеса дипломатии, чтобы не донести на Мандельштама. "Тебе не читал? - Я не слышал". Таков закон игры - ты либо с нами, либо против нас. Сидеть на двух стульях сложно...
Герои поданы несколько утрировано. Сталин внешне на себя не похож, скорее он собирательный образ чекиста, власти. Очень чёткий образ дебютанта в этой роли Александра Пескова. И совершенно трогательный, наивный, светлый, на удивление позитивный даже в разговорах о самоубийстве Мандельштам. А как он планирует жить в подсобке какого-нить театра! Кажется - неубиваемый оптимист! Мне очень понравился в этой роли Игорь Неведров.
И если предыдущие два образа всё же больше крайности, то именно Пастернак на контрасте достоверен. Такой настоящий, переживающий, осознающий... Прохор Третьяков.
Об истории жизни Мандельштама, а точнее, как одно его смелое стихотворение сломало жизнь поэту, рассказывается в спектакле театра Романа Виктюка.
Тяжёлые времена, тяжёлый эмоциональный рассказ. Спектакль поставлен по пьесе американского драматурга Дона Нигро. На сцене всего пять артистов, изображающих Осипа Мандельштама и его супругу Надежду, собрата по перу Бориса Пастернака и его жену, и руководителя страны Иосифа Сталина.
Чем меньше у человека привязанностей в этой жизни, тем более независимым и смелым он может себе позволить быть. Именно это разделяет по детски прямого и несколько психологически неустойчивого Мандельштама и более рассудительного, опасающегося за жизни родных, Пастернака. А за ними следит и пытается вести разговор об их творчестве "вождь народов".
Внешне актёры совершенно не похожи на свои исторические прототипы, но абсолютно оправданным выглядит выбор Игоря Неведрова на роль Мандельштама. Образ подчёркивает детскость, прямодушие и незащищённость поэта. Артист прекрасно передаёт нервное состояние и психическую нестабильность, он понимает и оправдывает беспокойство Пастернака, когда тот отказывает возвратившемуся из заключения поэту в дружеской встрече в собственном доме. А на предложение Пастернака прогнуться перед властью, написав какой-нибудь опус, восхваляющий Сталина, Мандельштам отвечает резким отказом: «Я не хочу писать мусор! Я считаю, что если бы писал стихи, восхваляющие Сталина, то получился бы мусор, иронический мусор».
Гнущего свою линию, преуспевшего в софизме и казуистике Сталина исполняет артист Александр Песков. И тут никакого внешнего сходства, но железная механистичность голоса и манера ведения диалога заставляют верить в силу этого человека. Сталин в разговоре с Пастернаком говорит о своем обучении в семинарии: «церковь научила меня всему, что я знаю о свободе выражения мнений».
Пастернак в спектакле - аморфная добрая сущность, таким передаёт образ Прохор Третьяков.
Твердыми, каждая в своей правоте, предстают перед зрителями супруги поэтов. Екатерина Карпушкина показывает в образе Надежды Мандельштам непримиримость и ненависть к существующей власти. Людмила Погорелова, воплощая образ жены Пастернака, демонстрирует очень женские качества: настойчивость в желании оградить семью от проблем и потрясений, связанных с контактами с «нежелательными знакомыми».
Для меня минусом постановки было недораскрытие поэтического таланта Мандельштама. Звучит лишь одно стихотворение, то самое, злое о Сталине, которое Пастернак назвал не имеющим отношения к искусству. Другие же стихи, по настоящему раскрывающие диапазон поэта, так и не были продемонстрированы. Но это претензия, вероятно, больше к драматургу, слишком политизировавшему пьесу. И крайне интересна мысль Дона Нигро, вложенная в уста ЕГО Сталина: «Думаешь, кто-нибудь обратил бы внимание на тебя или Мандельштама, если бы не я?». Геростраты сталинских времен, обретшие известность за пределами Родины. Те же, кто творил не выходя за рамки цензуры, такой известности не получили. Повороты истории и конъюнктура выносят на поверхность одни имена и присыпают песками вечности другие. Хотелось бы, чтобы ныне живущие люди помнили не только имена поэтов тех непростых лет, но и их произведения.
Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся... (Осип Мандельштам)
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.