Отзывы о "Васса"

Оценка редакции
inessa 5 июня 2022, 01:10

Сходила на «Вассу» - спектакль по горьковской пьесе «Васса Железнова», причем режиссер Сергей Виноградов объединил в нем оба варианта первоисточника. Более того, в 2021 году, после того, как в главной роли стала выходить Нэлли Пшенная, постановка претерпела еще одну новую редакцию.

Результат получился очень необычным: пьеса Горького (как и все его произведения) всегда казалась мне, по тому, что я о ней слышала, тяжелым социальным произведением, с типичными для него элементами революционного настроя, порицания вымирающего класса богачей-предпринимателей и т.д. Собственно, потому и не слишком хотелось её читать – я вообще не большая любительница этого автора. Однако, спектакль получился не только очень сильным драматически, но и с элементами комедии и даже фарса. Особенно радовали музыкальные вставки – романсы и игра небольшого оркестра, который в остальное время аутентично сидел за столом в углу – музыканты пили и играли в карты. Также, забыла упомянуть, что играется спектакль на сцене «Под крышей», где я была впервые: это очень длинный зал, в котором всего 4 ряда, что позволяет быть в максимальной близости от артистов и погрузиться в действие.

Главную роль – Вассу Железнову, играет Нэлли Пшенная. Чопорная пожилая женщина в блеклых серых одеждах, она обладает поистине стальным характером, держа в «ежовых рукавицах» всю семью. Впрочем, ее сложно за это винить: оба сына – Семен (Андрей Межулис) и убогий Павел (Владислав Боковин), просто иждивенцы, которые пустят по ветру весь нажитый семейный капитал, попади он к ним в руки. Вассу неоднократно называют «зверем», но я скорее на ее стороне – у нее была цель сохранить «бизнес», говоря по-современному и состояние, и она не видела потенциала и необходимых качеств в своих бездарных наследниках. Однако, во втором действии мы видим, что эта женщина уже действительно начинает брать на себя слишком много, становясь фактически вершительницей судеб всех своих домочадцев, считая, что только она может знать, что им делать и как жить. Именно эта упертая самоуверенность в конечном счете и приведет к трагедии и всю семью, и саму Вассу.

Единственная, кто любит деспотичную свекровь, это невестка Людмила (Ирина Климова), наивная и светлая девушка, добротой которой пользуются неоднократно недобрые люди. Людмила мучается, живя с нелюбимым мужем-калекой, который еще и впадает в истерики по любому поводу, и имея полную зависимость от Прохора Железнова, дяди ее мужа, который знает ее старую тайну и шантажирует. В очередной раз поражаюсь, как Ирине Климовой удаются такие юные героини – она очень органична в этих ролях.

Прохор Железнов в исполнении Александра Бобровского – самый харизматичный герой спектакля, как по мне. Я первый раз смотрела Александра в драматическом спектакле (ранее пару раз видела в небольшой роли Пилата в ИХС), и должна сказать, что он действительно великолепный актер. Образ Прохора, кажется, неслучайно имеет некие визуальные параллели с Распутиным – бородатый мужик в русской рубахе, несмотря на внешность, обладает огромным магнетическим влиянием на дам, чем активно пользуется. Прохор – единственный, в ком Васса чувствует конкурента и угрозу, которую, конечно же, попытается устранить. У этого героя была такая сильная харизма, что он был единственным из мужчин в спектакле, кого мне было реально жаль.

Открыла для себя еще одну прекрасную актрису – Анну Гарнову, которая сыграла Рашель, жену старшего сына Вассы, который тяжело болен и остается как бы «за кадром». Через Рашель, вернувшуюся из-за границы беглую революционерку, как раз и выражаются все мысли о вымирании класса капиталистов, к которому и принадлежит Васса. Которая, кстати, очень наивно восклицает перед Рашель: «Все равно по-твоему не будет!» - будет, через несколько лет грянет революция. Рашель почему-то вызывает огромное доверие у всей семьи, возможно, как новое лицо, не отягощенное многолетними семейными скандалами. С ней по очереди откровенничают Людмила, Павел и Семен, жена Семена Наталья и сама Васса. Но тут стоит заметить, что мне понравилась именно игра актрисы (не знаю, как это выразить, но она как будто реально полностью слилась со своей героиней), но резко отрицательные эмоции вызвала сама Рашель. Эта самоуверенная, богато разодетая холеная женщина, развязно ведущая себя абсолютно со всеми мужчинами в доме, не кажется искренней носительницей революционных идей – скорее либо «мутящей воду» от скуки, либо красивой приманкой для вовлечения новых последователей в ряды оппозиции.

В семье Вассы несчастны все, просто кто-то пытается бодриться, а кто-то уже «с надломом»: насильно разлученная ею с сыном Рашель, не имеющий возможность реализовать даже свою мечту о маленькой ювелирной лавке Семен, его жена староверка Наталья, живущая в черном теле и втайне мечтающая о прекрасных платьях и приемах, страдающая Людмила и истеричный Павел, давно сломавшийся под давлением неласковой матери. Кстати, возникла мысль, что Васса отыгрывается на детях еще и потому, что собственный муж в молодости никогда ее не жалел – вот такая преемственность поколений. Даже горничной Липочке (Марина Кондратьева) уготована трагическая судьба – тут тоже свою роль играют секреты молодости и шантаж, которым ее вовлекают в темные дела семьи Железновых.

Спектакль оставляет тяжелое послевкусие: темные декорации, темные дела, гротескные герои – пружина закручивается все первое действие, достигает максимума в конце второго, а далее начинает стремительно раскручиваться. Чувство безысходности этой прежде всего семейной драмы (а не социальной), усиливает понимание, что через несколько лет ударит революция и все усилия и жертвы Вассы пойдут прахом в любом случае.

Елена Елена 31 мая 2022, 05:12

О том, что у пьесы Максима Горького «Васса Железнова» кроме известного нам по спектаклю Константина Зубова и Евгения Велихова в Малом театре с Верой Пашенной в роли Вассы и фильму Глеба Панфилова с Инной Чуриковой, есть еще один вариант, написанный еще до революции, я узнала лишь несколько лет назад, посмотрев с большим интересом спектакль Александра Марина в Табакерке.
В театре Моссовета режиссер Сергей Виноградов и вовсе представил своеобразный микс из двух пьес – для усиления драматической коллизии пьесы он заменил в первой редакции пьесы роль Анны, дочери Вассы, ее невесткой Рашелью из второй редакции.
Очень люблю и ценю Сергея Виноградова как актера, а вот с его работой на режиссерском попроще столкнулась впервые (хотя в Википедии указано более 20 его режиссёрских работ в кино и на телевидении).
Премьера «Вассы» состоялась 25 декабря 2017 года.
Спектакль ставился на Валентину Талызину и играли его изначально на большой сцене.
Сейчас роль Вассы исполняет Нелли Пшенная (уж не по созвучию ли ее фамилии с Верой Пашенной ее выбрали на эту роль???) и идет постановка на сцене «Под крышей».
На мой взгляд, непомерно вытянутое в длину сценическое пространство мешает целостности в восприятии спектакля. Так, практически все второе действие происходит в правой части сцены и бедные зрители, сидящие с левой стороны, лишены возможности в полной мере прочувствовать накал страстей в доме Железновых при оглашении завещания. А ведь эта сцена создавалась именно как камерное пространство, где зритель чувствует себя вовлеченным в само действие.
Декорации, созданные Марией Рыбасовой, состоящие из минимума предметов мебели и ряда черных ширм, создают ощущение жутковатого, безжизненного пространства и способствуют созданию тревожного настроения, отвечающего невеселым, мягко говоря, перипетиям пьесы Горького.
Блеклый, бежево-коричневый костюм Вассы контрастирует с яркими, цветными нарядами других персонажей (художник Виктория Севрюкова).
Режиссер поставил пьесу в весьма необычном для нее жанре – горьковские персонажи у него запели и затанцевали!!! И поют они прекрасными голосами, да еще и под живую музыку – на сцене на протяжении всего действия присутствует небольшой оркестр!!!
Сергей Виноградов, вводя в свой спектакль подобные номера, видимо, хотел дать зрителям возможность при их помощи проникнуться шокирующим, как будто наэлектризованным климатом, царящим в доме Железновых.
Сцен с самой Вассой немного, особенно в первом действии, где акцент сделан на Прохора Железнова (Александр Бобровский), образ которого решен режиссером в гротескной форме (а-ля Григорий Распутин) и никак не вяжется с амплуа героя-любовника и Рашель (Анна Гарнова), которая здесь «играет роль исповедника» - к ней по очереди приходят, чтобы излить душу, все члены этого семейства. На пламенную революционерку, за которой охотится жандармерия, она, заявившаяся в странном, непомерно ярком, аляпистом наряде, а далее, по ходу действия, и на столе танцующая, и сидящая на коленях у Прохора, и позволяющая себя лапать Павлу, ну совсем не похожа.
Все актерские работы в спектакле замечательные. Великолепно показали змеиный клубок семьи Железновых!
Нелли Пшенная, выглядевшая весьма потерянной во время болезни мужа, к которой даже испытываешь сочувствие, на ваших глазах превращается во властную, жестокую хозяйку чужих судеб.
Можно пожалеть и старшего сына Вассы - Семена (Андрей Межулис), не нашедшего понимания в семейном союзе с кликушей Натальей, которую тоже в весьма гротескной форме, вызывая раздражение и даже отвращение к своему персонажу, играет восхитительная Лилия Волкова.
А как сердце кровью обливается у зрителей от несчастных судеб Людмилы (Ирина Климова), жены убогого Павла (Владислав Боковин), и горничной Липы (Марина Кондратьева).
В конце спектакля действующие лица поют о том, что в их жизни нет ничего, кроме «креста на груди».
И это становится своеобразной кульминацией спектакля, который и без того снабжен щедрой музыкальной партитурой, разработанной Александром Чевским.
Спектакль у Сергея Виноградова вышел необычный и, на мой взгляд, неоднозначный.
Однако, зал искренне аплодировал артистам, долго не отпуская их со сцены.

Наталья 16 ноября 2018, 12:19

Спектакль «Васса» в Театре Моссовета приурочили к юбилею Максима Горького, 150-летию со дня его рождения. Произведения Горького удивительно сценичны, проблемы, о которых он пишет, не теряют своей значимости, продолжают волновать, остаются интересными. Язык горьковских персонажей, их монологи, диалоги, фразы представляют собой богатый дар для актёра. Пьеса существует в двух вариантах, тот, который написан в 1910 году – рассказывает об истории матери, главы семейного клана Железновых, вторая версия, подправленная в 1935 году, приобретает требуемый временем «революционный» окрас «классовой борьбы».

Режиссёр Сергей Виноградов поставил свой, третий уже по счёту вариант этой семейной трагедии, немного поменяв героев, а то и вовсе, убрав некоторых. Виноградов привнёс лёгкость, разбавив спектакль музыкальными номерами, которые позволяют тем, кому сюжет кажется тяжелым, воспринимать его более водевильно. Но истинным любителям классики, песенно-музыкальные вставки не мешают.
Сценография сдержанна и лаконична. Тёмные декорации с блёклым рисунком, как будто на выцветшем ситце. Но, как известно, художники используют цвет подмалёвка для того, чтобы он просвечивал сквозь нанесённый на него объект. Так вот чёрным, тёмным, будут наполнены сущности всех без исключения героев пьесы.
Спектакль изобилует экспансивными по накалу психологическими сценами. Сидящие рядом со мной зрители аплодировали в конце этих сцен – значит, смотрят его не в первый раз.

Перед нами разворачивается драма в семье начала 19 века, но на местах героев можно очень легко представить себе персонажей из нынешних реалий.

У Валентины Талызиной получилась совершенно особая Васса.
Васса Валентины Талызиной - стержень семьи, она же и осиновый кол.
Её Васса видит всех насквозь - ещё не успели подумать, сделать, сказать, как она уже знает, уже осведомлена, уже предугадывает, уже предпринимает шаги и действия.
Её Васса страшна тем, что она вовсе не выглядит страшной.
В Вассе Талызиной нет ничего от зверя, хищника. И перегрызает глотки она как-то буднично, устало, без особого удовольствия. Васса действует как машина, запрограммированная на уничтожение помех на своём пути, эдакий терминатор на современный лад. Она может договориться и с Богом и с чёртом, и если на Страшном суде потребуют оправдывающий её действия документ, то он будет выглядеть почти как в письме у мушкетёров: «Податель сего делал всё во благо семьи». И это пресловутое «благо» Васса трактует через собственное восприятие законов выживания. Сложно сказать, глядя на неё, что именно ею движет и не прикрывается ли она «материнской любовью» как удобной ширмой. Если представить себе, что экзистенциальное понятие души похоже на некий механизм, состоящий из разных винтиков и шестерёнок, то здесь у Вассы Железновой явно наблюдается какая-то очевидная поломка, не достаёт какой-то чрезвычайно важной детали. Отсутствует сенсор, отвечающий за такие нематериальные субстанции как понятия греха и совести.
В этой женщине есть что-то от многоликой тёмной богини Гекаты, которая вершила суд и раздавала наказания. Но человеческое «правосудие» Железновой не имеет божественной природы и в его основе лежат материально-рассудочные резоны. Васса – человек, который заступил на чужую территорию, управлять судьбами людскими не в её власти, это прерогатива Высших сил. Васса так отягощает свою совесть безнравственными действиями, таких неподъёмных камней набирает в свой «кармический рюкзак», что ей «прилетает» бумерангом уже при жизни. Все три её сына (прим* такова редакция пьесы Сергея Виноградова), что называется, не удались, а у трёх снох свои скелеты в шкафу.
Члены семьи не только не любят друг друга и сосуществуют бок о бок в пространстве, наполненном вакуумом, не только по-разному понимают, что такое любовь и определяют для себя форму и меру её присутствия в их жизни, но прежде всего, жаждут безграничных и лёгких материальных благ. В её доме живут как на каторге, все томятся в кандалах обязательств и изнурительного, опустошающего ожидания долгожданных денег от наследства.

Интересный рисунок роли у Наташи (Лилия Волкова), жены второго сына Семёна (Андрей Межулис). Её Наташа неудовлетворённая носительница уродливых фантазий, карикатурна и представляет собой слабую тень от своей свекрови, которой безуспешно старается подражать. Тяжёлый характер своей героини актриса передаёт через странные рубленые жесты и ломаные телодвижения.
Показалось, что образ жены младшего сына калеки Павла (Юрий Черкасов) гулящей Людмилы (Анастасия Косарева) противоречит органике актрисы и не очень убедителен. Брат мужа Прохор (Александр Бобровский) нарочито гротескная фигура с всклокоченной бородищей, мешковатых шароварах, разве что не в лаптях, тоже немного смущал неявным попаданием в «героя-любовника».

Второе действие более тёмное, и более напряжённое. Если сначала Васса была достаточно витальной, то, приближаясь к финалу, она расстаётся со своей динамичностью, заметно замедляется, «сдувается» на глазах, но при этом актёрская мощь таланта Валентины Талызиной усиливается. Актриса не кричит, не повышает голос, не сверкает глазами, изображая власть и самодурство, она полностью уходит от шаблонного образа и показывает нам усталую, надломленную, но упёртую женщину, у которой «болит сердце». Так о чем болит сердце Вассы Железновой? О деньгах, которые достанутся детям-обормотам, о внуке, у которого она, не задумываясь, отняла мать, о прислуге Липочке, чью жизнь она загубила?

Темнота поглощает людей в её доме. Дом, наполнен тенями из прошлого, и люди тоже превращаются в тени. Мы уже знаем, что скоро миллионы Железновых пойдут прахом, дети сгинут в революционном лихолетье, и все усилия сохранить накопленный капитал, не дать разрушиться построенному, бессмысленны.
А значит - не будет оправдания её деяниям.

(c) https://pamsik.livejournal.com/230957.html

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма