Спектакль Сказки венского леса

Оценка редакции
Дата премьеры: 3 февраля 2018

Лирическая и ироничная история поиска любви накануне прихода нацистов к власти.

В основе спектакля режиссера Никиты Кобелева текст, российской сцене еще незнакомый. Пьеса «Сказки венского леса» австрийского драматурга Эдёна фон Хорвата (1901-1938) — неотъемлемая часть немецкоязычного театра уже более 80 лет. Пьеса была написана в 1931 году, в тот же год завоевала сцену и получила премию Генриха Клейста, а уже в 1933 горела на площади Мюнхена среди других запрещенных произведений автора.

Сатирическая драма, разворачивающаяся в венских магазинчиках 30-х годов, повествует о внезапной страсти. Дочь владельца магазина игрушек Марианна разрывает помолвку с перспективным мясником Оскаром и сбегает с неприкаянным и жуликоватым игроком Альфредом. Через год отчаянная любовь оборачивается целой чередой злоключений. Серия семейных и любовных драм ожидает и других обитателей венских пригородов. Хорват создает портрет общества, находящегося в ситуации экономического и личностного кризиса. В такой момент каждый борется за свое счастье, а часто просто за комфорт, как умеет. Здесь много шутят, радуются жизни, устраивают пикники на берегу Дуная, выпивают в барах и жалуются на несвежую колбасу, а в то же время принимают роковые решения, оступаются и пускают свои и чужие жизни под откос.

Отзывы о «Сказки венского леса»

Елизавета Ефремова 25 октября 2021, 02:39

Известную формулу "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя" обычно приписывают Достоевскому. Возможно это было справедливо для девятнадцатого века, но век двадцатый должен был бы вывести другую формулировку: "Все мы выросли из пьес Чехова". Взять хотя бы спектакль "Сказки венского леса", идущий в театре имени Маяковского на сцене "На Сретенке", и поставленный Никитой Кобелевым по пьесе знаменитого австрийца Эдена фон Хорвата. (В Германии Хорвата чтут наравне с Брехтом, а у нас он совсем неизвестен.)
"Сказки Венского леса" были написаны в 1931 году: в прошлом - Первая мировая война, в настоящем - всемирный экономический кризис, в будущем - нацистская Германия. Казалось бы что нам за дело до жизни рядовых австрийцев, старающихся кто как может устроить свою жизнь, но когда смотришь спектакль, вдруг неожиданно появляется мысль, что перед нами чеховские персонажи. А чеховским героям мы сопереживаем генетически: все так близко, все знакомо. Как и у Чехова, в спектакле много застолий: персонажи пьют то, чай, то вино, то водку, много разговаривают и в результате только туже затягивают петли проблем на своих жизнях.
Марианна (Анастасия Дьячук), повторяет судьбу Нины Заречной: поиск любви, счастья, побег из дома, разочарование, унижение, смерть ребенка.
Валерия (Юлия Силаева) напоминает Машу - пьющая, стареющая и влюбленная в проходимца Альфреда (Вячеслав Ковалев).
"В воздухе звон и пение — как будто постоянно звучит отголосок вальса "Сказки Венского леса" Иоганна Штрауса", — писал Хорват в комментариях к постановке своей пьесы. И вальсы постоянно доносятся со сцены театра имени Маяковского, они окутывают зал волшебной дымкой, но жизнь героев спектакля отнюдь не волшебна. Хорват развенчивает миф об уютной Вене и ее добропорядочных и зажиточных бюргерах, режиссер спектакля послушно ему вторит.
Декорации, созданные художником-постановщиком Михаилом Краменко, одновременно и лаконичны, и полны динамики. Простым движением веревочного занавеса создаются новые пространства, а неоновые вывески обозначают место действия.
Все в этой постановке ненавязчиво, но образно и гармонично - работа создателей спектакля заслуживает самых высоких похвал. Актеры заставляют абсолютно верить своим персонажам. Волшебная сила искусства погружает зрителей в проблемы героев пьесы, и зал сопереживает им на каждом повороте сюжета. В результате спектакль смотрится на одном дыхании и не может оставить равнодушными поклонников традиционного театра.

Catherine 4 марта 2020, 09:33

Пьеса Эдена фон Хорвата, по которой поставлен спектакль, вышла в 1931 году. История, которая рассказана в ней, в сущности, обычна. Это история соблазненной и покинутой девушки. Интересно другое, то, что фон Хорват в форме вполне традиционной народной комедии с постоянными персонажами показал общество в предчувствии нацизма. В "Сказках Венского леса" Австрия еще очень далека от аншлюса и вступления в войну. Но она уже, пусть крошечными шагами, но идет к этому.

Итак, Вена. 1931 год. Улица, на которой расположены магазины: мясная лавка, магазин игрушек, табачная лавка. Почти все персонажи, которых увидят зрители, тут и живут, пришлые разве что Альфред (В. Ковалев), чья семья обитает за городом у разрушенного замка, и Эрих (В. Макаров) приехавший из Касселя. С первого же взгляда зрителям понятно, что Альфред - альфонс и проходимец. Без всякого сожаления он ломает жизнь женщин, которые встречаются на его пути, обирая и обманывая их. На его фоне Эрих, студент-юрист, кажется воплощением благопристойности. Он берет деньги у Валерии (Ю. Силаева), но клятвенно обещает вернуть долги. Но через 2 часа зритель изменит свое мнение об этих персонажах. Да Альфред - мелкий мошенник, но он способен измениться, для него есть надежда. А для целеустремленного и якобы честного Эриха надежды нет, он явный нацист.

Все персонажи пьесы колоритные донельзя. Это и Валерия, вдова обер-секретаря канцелярии, которая держит табачную лавку. Дама лет 50, которая еще не потеряла ни вкуса к жизни, ни здравый смысл. И бывший ротмистр, достойный человек, который пытается помочь соседям.

С мясником Оскаром (А. Сергеев) все сложно. Поди пойми, что хотел сказать автор 90 лет назад. Менталитет изменился. И то ли он хороший человек, готовый все простить, то ли мерзавец себе на уме.

Торговец игрушками Цауберкениг (С. Рубеко). Тут типаж понятен - отец, проклявший свое оступившиеся дитя, но продолжающий любить его.

Люди встречаются, влюбляются, расходятся, ссорятся, мирятся, выясняют отношения... И из всех этих маленьких событий вырастает картина жизни Австрии в период между двумя войнами. Невеселая картина. Тем более невеселая для нас, знающих, чем это закончится. Автор этого не знал. Он погиб в Париже в 1938. Убит веткой каштана, рухнувшей на него во время грозы. Фон Хорват всегда боялся молний и, как видно, не зря. Как видно, он обладал определенной интуицией ибо предчувствовал как свою смерть, так и судьбу Австрии.

Спектакль смотрится с интересом, там отличные актерские работы, хорошая режиссура, отменные декорации и костюмы (Вот тут М. Краменко и М. Даниловой просто 5+ надо ставить. Даже купальники персонажей продуманы). Тем не менее, у меня есть некоторые вопросы к режиссеру: «Почему первое действие несколько затянуто и перегружено? Почему сцена в кабачке напрямую скопирована из «Ночного портье», хотя здесь она – явный анахронизм?».

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 6)

Читайте про другие
события

Актеры «Сказки венского леса»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма