Отзывы о "Сказки венского леса"
Известную формулу "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя" обычно приписывают Достоевскому. Возможно это было справедливо для девятнадцатого века, но век двадцатый должен был бы вывести другую формулировку: "Все мы выросли из пьес Чехова". Взять хотя бы спектакль "Сказки венского леса", идущий в театре имени Маяковского на сцене "На Сретенке", и поставленный Никитой Кобелевым по пьесе знаменитого австрийца Эдена фон Хорвата. (В Германии Хорвата чтут наравне с Брехтом, а у нас он совсем неизвестен.)
"Сказки Венского леса" были написаны в 1931 году: в прошлом - Первая мировая война, в настоящем - всемирный экономический кризис, в будущем - нацистская Германия. Казалось бы что нам за дело до жизни рядовых австрийцев, старающихся кто как может устроить свою жизнь, но когда смотришь спектакль, вдруг неожиданно появляется мысль, что перед нами чеховские персонажи. А чеховским героям мы сопереживаем генетически: все так близко, все знакомо. Как и у Чехова, в спектакле много застолий: персонажи пьют то, чай, то вино, то водку, много разговаривают и в результате только туже затягивают петли проблем на своих жизнях.
Марианна (Анастасия Дьячук), повторяет судьбу Нины Заречной: поиск любви, счастья, побег из дома, разочарование, унижение, смерть ребенка.
Валерия (Юлия Силаева) напоминает Машу - пьющая, стареющая и влюбленная в проходимца Альфреда (Вячеслав Ковалев).
"В воздухе звон и пение — как будто постоянно звучит отголосок вальса "Сказки Венского леса" Иоганна Штрауса", — писал Хорват в комментариях к постановке своей пьесы. И вальсы постоянно доносятся со сцены театра имени Маяковского, они окутывают зал волшебной дымкой, но жизнь героев спектакля отнюдь не волшебна. Хорват развенчивает миф об уютной Вене и ее добропорядочных и зажиточных бюргерах, режиссер спектакля послушно ему вторит.
Декорации, созданные художником-постановщиком Михаилом Краменко, одновременно и лаконичны, и полны динамики. Простым движением веревочного занавеса создаются новые пространства, а неоновые вывески обозначают место действия.
Все в этой постановке ненавязчиво, но образно и гармонично - работа создателей спектакля заслуживает самых высоких похвал. Актеры заставляют абсолютно верить своим персонажам. Волшебная сила искусства погружает зрителей в проблемы героев пьесы, и зал сопереживает им на каждом повороте сюжета. В результате спектакль смотрится на одном дыхании и не может оставить равнодушными поклонников традиционного театра.
Пьеса Эдена фон Хорвата, по которой поставлен спектакль, вышла в 1931 году. История, которая рассказана в ней, в сущности, обычна. Это история соблазненной и покинутой девушки. Интересно другое, то, что фон Хорват в форме вполне традиционной народной комедии с постоянными персонажами показал общество в предчувствии нацизма. В "Сказках Венского леса" Австрия еще очень далека от аншлюса и вступления в войну. Но она уже, пусть крошечными шагами, но идет к этому.
Итак, Вена. 1931 год. Улица, на которой расположены магазины: мясная лавка, магазин игрушек, табачная лавка. Почти все персонажи, которых увидят зрители, тут и живут, пришлые разве что Альфред (В. Ковалев), чья семья обитает за городом у разрушенного замка, и Эрих (В. Макаров) приехавший из Касселя. С первого же взгляда зрителям понятно, что Альфред - альфонс и проходимец. Без всякого сожаления он ломает жизнь женщин, которые встречаются на его пути, обирая и обманывая их. На его фоне Эрих, студент-юрист, кажется воплощением благопристойности. Он берет деньги у Валерии (Ю. Силаева), но клятвенно обещает вернуть долги. Но через 2 часа зритель изменит свое мнение об этих персонажах. Да Альфред - мелкий мошенник, но он способен измениться, для него есть надежда. А для целеустремленного и якобы честного Эриха надежды нет, он явный нацист.
Все персонажи пьесы колоритные донельзя. Это и Валерия, вдова обер-секретаря канцелярии, которая держит табачную лавку. Дама лет 50, которая еще не потеряла ни вкуса к жизни, ни здравый смысл. И бывший ротмистр, достойный человек, который пытается помочь соседям.
С мясником Оскаром (А. Сергеев) все сложно. Поди пойми, что хотел сказать автор 90 лет назад. Менталитет изменился. И то ли он хороший человек, готовый все простить, то ли мерзавец себе на уме.
Торговец игрушками Цауберкениг (С. Рубеко). Тут типаж понятен - отец, проклявший свое оступившиеся дитя, но продолжающий любить его.
Люди встречаются, влюбляются, расходятся, ссорятся, мирятся, выясняют отношения... И из всех этих маленьких событий вырастает картина жизни Австрии в период между двумя войнами. Невеселая картина. Тем более невеселая для нас, знающих, чем это закончится. Автор этого не знал. Он погиб в Париже в 1938. Убит веткой каштана, рухнувшей на него во время грозы. Фон Хорват всегда боялся молний и, как видно, не зря. Как видно, он обладал определенной интуицией ибо предчувствовал как свою смерть, так и судьбу Австрии.
Спектакль смотрится с интересом, там отличные актерские работы, хорошая режиссура, отменные декорации и костюмы (Вот тут М. Краменко и М. Даниловой просто 5+ надо ставить. Даже купальники персонажей продуманы). Тем не менее, у меня есть некоторые вопросы к режиссеру: «Почему первое действие несколько затянуто и перегружено? Почему сцена в кабачке напрямую скопирована из «Ночного портье», хотя здесь она – явный анахронизм?».
29 декабря 2019 я посмотрела на камерной сцене Театра им. Вл. Маяковского спектакль Никиты Кобелева «Сказки Венского леса».
До этого видела только одну работу Никиты (но какую!!!) – спектакль «Бердичев».
Ознакомилась с публикациями прессы о спектакле – запуталась в перечисленных действующих лицах и так и не поняла, что же мне предстоит увидеть.
Это первая постановка написанной в 1931 году пьесы австрийского драматурга Эдена фон Хорвата в российском театре.
Чуть более трех часов перед зрителями разворачивается острая психологическая (а совсем не сатирическая, как заявлено в программке) драма о безысходности человеческих судеб владельцев небольших венских магазинчиков накануне прихода к власти фашистов.
Меня заинтересовало, почему режиссер решил поставить именно это произведение, понимая, что показать модное сейчас свое видение известной широкой аудитории зрителей пьесы куда легче.
Видимо, девиз Никиты Кобелева – «Мы не ищем легких путей!»
Вот как он сам объясняет выбор пьесы в своих интервью:
«Пьесу «Сказки венского леса» я нашел в букинистическом сборнике. Потрясла и пьеса, и судьба автора, которого сегодня в Германии чтут наравне с Брехтом».
«Прочёл сборник залпом, понял, что хочу ставить именно «Сказки» - сочный и яркий язык, накал страстей, какой редко сыщешь в классической драматургии – и стал ждать, когда появится возможность поставить спектакль.
Отказ от «гарантированного» счастья ради любовной авантюры с практически гарантированным печальным финалом – таких сюжетов в мировой драматургии действительно немало.
«Сказки Венского леса» привлекли меня ёмкостью, жёсткостью и узнаваемостью. Эта пьеса для меня чем-то сродни «Бесприданнице, но она острее – нет необходимости в скидке на происхождение и бедность героини, как это приходится делать в отношении Ларисы.
Хорват постарался показать слепую и глупую любовь со всей допустимой беспощадностью, выявив оборотную, неприглядную сторону трагедии чистого бескорыстного чувства, оставшегося невостребованным».
Слепую и глупую любовь Марианны (дочери владельца магазина игрушек) превосходно показала зрителям Анастасия Дьячук.
Я всегда утверждала, что актеру нужен режиссер, который его чувствует (как алмаз нуждается в профессиональном огранщике, иначе он не заиграет).
Не так давно главным моим разочарованием после просмотра спектакля «Снимается кино!» была именно Настя. А здесь буду петь ей дифирамбы, я была просто потрясена ее игрой – настолько она была убедительна во всех сценах. Бесспорно, в руках талантливого Никиты Кобелева она превратилась в самый что ни на есть драгоценный бриллиант!
До сих пор в ушах звенит ее вопрос «Что ты еще приготовил мне, Господи?». А приготовил он ей, к сожалению, очень много испытаний. Расплата за внезапно вспыхнувшею в ней любовь ждала ее очень жестокая…
Анастасии Дьячук просто поражает своей искренностью, виртуозностью и желанием донести до зрителя всю трагедию своей героини.
«Я сразу влюбилась в «Сказки венского леса», когда еще читали пьесу. Это одна из лучших пьес, по-моему, в мировой драматургии» (из интервью актрисы).
Героиня Насти воспылала любовью к Альфреду, никчемному игроку на скачках, но обладающему, как говорится, «отрицательным обаянием».
В прочитанных мной рецензиях все в один голос утверждают, что Вячеслав Ковалев убедительно сыграл Альфреда. Мне так не показалось. Возраст и внешние данные артиста у меня никак не вяжутся с образом сердцееда. Хотя в «Изгнании» он мне очень понравился.
Прекрасные актерские работы продемонстрировали Сергей Рубеко (отец Марианны, владелец магазина игрушек Цауберкениг), Игорь Марычев (Ротмистр), Юлия Силаева (Валерия, владелица табачного магазина, любовница Альфреда) и Александра Ровенских (мать Альфреда).
Еще на спектакле «Снимается кино!» у меня появился любимчик - Всеволод Макаров, сыгравший с бесподобной иронией своего Киногероя (в программке указано «киноактер»). Я им любовалась все действие.
Здесь у него небольшая роль Эриха – студента, племянника Цауберкенига и, по совместительству, альфонса (а в конце спектакля он появляется аж со свастикой на рукаве). И в этом образе Всеволод тоже был очень убедителен!
Отдельно следует выделить небольшую, но задающую спектаклю тон, роль девочки еврейского происхождения Иды, которую исполнила Дарья Хорошилова. Браво!
К сожалению, бабушкой Альфреда была в этот вечер не Татьяна Орлова, об исполнении которой роли «чудовища в юбке» написано столько лестных слов. А вот Елена Мольченко, на мой взгляд, не нашла нужных красок для создания запоминающегося образа.
Очень интересное музыкальное оформление спектакля – какая же Вена без вальсов Иоганна Штрауса. При этом, вальс с одноименным пьесе названием звучит по мере накала трагизма действия, наоборот, все веселее (браво Николаю Орловскому, музыкальному руководителю постановки).
И, по иронии судьбы, мне опять (а так было практически все второе действие спектакля «Снимается кино!») в лицо бил осветительный фонарь, подсвечивающий временами лавку с детства влюбленного в Марианну мясника Оскара (Андрей Сергеев). Причем, толку от этого освещения для действия не было практически никакого. А стеклянные витрины лавок, являющиеся главным элементом декорации, бликовали и этим изрядно мешали (художник по свету Андрей Абрамов).
Посмотрела я спектакль с большим интересом. Скучно мне точно не было.
Если вы уже видели спектакли Никиты Кобелева и вам нравится стиль его постановок, то советую сходить на «Сказки Венского леса» – достойная работа и режиссера и актеров. Но попереживать на нем придется немало!
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.