Спектакль Русский авангард. Эпоха в лицах
Документальный мультижанровый спектакль соткан из поэзии Серебряного века и эпохи авангарда, песенных шлягеров Вертинского и фрагментов мировой музыкальной классики. На сцене — реальные лица эпохи. Владимир Маяковский и Анна Ахматова, Александр Блок и Марина Цветаева, Зинаида Гиппиус и Велимир Хлебников, Александр Вертинский и Осип Мандельштам.
Новая постановка режиссера Георгия Долмазяна — это современный взгляд на сложный и неоднозначный период российской истории. Действие разворачивается в едином вихре событий на стыке двух эпох XIX и XX: открытие «Бродячей Собаки», расцвет искусств, первая мировая война, революция.
«Русский Авангард. Эпоха в лицах» с успехом был представлен на IV Книжном фестивале «Красная площадь». Входит в программу культурно-образовательного исследовательского проекта «Мост между Цветаевой и Маяковским», созданного театром МОСТ и двумя музеями — Владимира Маяковского и Марины Цветаевой.
Отзывы о «Русский авангард. Эпоха в лицах»
Русский авангард. Оттепель. Театр МОСТ
Две творческих волны объединила постановка Театра МОСТ «Русский авангард. Оттепель». Очень созвучные, ранее игравшиеся отдельно друг от друга, два проекта 27 января 2021 были объединены в одно представление. Два мульти-жанровых портрета времени кисти режиссера Георгия Долмазяна.
Первый портрет, первая волна выносит нас к дверям литературного кабаре «Бродячая собака». Юные интеллектуалы, которым мало интересна политика и экономика, но которые восхищаются собратьями по перу. Те, кому подвластно искусство выстраивания замысловатых стихотворных фраз. Кто может, жонглируя словами, виртуозно передавать свои чувства: любовь, боль, негодование. Все те, для кого стихосложение, в рамках визита в литературное кабаре — игра, импровизации и состязание. Игроков достаточно: тут и и Михаил Кузьмин, и Велимир Хлебников, и Анна Ахматова, и Марина Цветаева, и Владимир Маяковский, и иные поэты, чьи стихи узнаваемые или не очень звучат со сцены. Подобные шарады заставляют напрягать память, чтобы позже отыскать, что чьему перу принадлежит.
В один исторический момент проживаются миллионы разных судеб. Бывал ли Александр Вертинский в Бродячей собаке, которая просуществовала с начала 1912 года до марта 1915? Он начал свою концертную деятельность в Москве в 1913 году, но он по духу был близок к постоянным посетителям петербургского подвала, да и знал многих лично. Поэтому смотрятся логичными песни Александра Николаевича, перемежающие поэтические выступления и мемуарные воспоминания. Артист Леонид Семенов прекрасно вжился в образ Вертинского, мягкое грассирование добавляет сходства манере исполнения музыкальных номеров.
История разворачивается и нас несет в Крым к Максимилиану Волошину. Пожар на его даче в канун 1914 года сумели заговорить и потушить, но страшные события — Мировую войну — никто из людей искусства остановить не в силе. А за войной не менее страшная, сминающая судьбы и ставящая по разные стороны баррикад родных людей революция.
Нет грома революционных побед. Слишком многие оказались ненужными Родине. И вместо победных гимнов звучит умиротворяющий Вертинский:
...Бросьте ж думу свою,
Места хватит в раю.
Вы усните, а я вам спою.
В синем и далеком океане,
Где-то возле Огненной Земли,
Плавают в сиреневом тумане
Мертвые седые корабли..
А после антракта накатывает вторая волна — волна оттепели. И снова радостное молодое братство поэтов: Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко. И четыре юные девушки Любы широко открытыми глазами радостно смотрят на свою деятельную Родину. Они живут в лучшей стране на свете, так им кажется.
Но есть и те, кто ясно понимает, что свобода условна. Что существуют условия игры, и если ты пойдешь против государства, то оно прокатиться по тебе железным катком. И если у государства появляются сомнения в лояльности, фигуральное выражение «каток» может превратиться во вполне реальные танки, которыми управляют давшие присягу государству люди. И это уже про упомянутый в постановке 1968 год и Пражскую весну.
Сомнения в правоте действий собственного государства, куда они приводят?
Автор постановки отвечает словами Булата Окуджавы: Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства. А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), что люди царства своего не уважают больше.
А чтобы у зрителя все же сохранилась вера не только в туманные райские края, заключительным аккордом звучит песня Окуджавы «Надежды маленький оркестрик под управлением любви».
Это четвертая вещь, которую я увидела в Театре МОСТ. И она показалась мне наиболее масштабной и глубокой. Это и количество занятых артистов, и серьезные темы, затронутые в постановке. Акценты в чем-то для меня спорны, но это позиция режиссера.
Это словно кусочки из жизни того времени. Осколки "Серебряного века".
Поиски и открытие "Бродячей собаки". Сцены из первых вечеров богемной публики. Мне, как не раз бывавшей в сегодняшней "Бродячей собаке", было очень интересно услышать историю возникновения идеи и самого названия, интересно окунуться в атмосферу 100-летней давности.
Уж что-что, а атмосфера удалась авторам спектакля на отлично!
Казалось бы фортепиано да пара стульев, свет, музыка и больше ничего в помощь актёрам, а атмосфера создана!
Вот она - дореволюционная Россия. Вот они - проникнутые идеями футуризма разговоры и споры о жизни. Вот оно - зарождение нового искусства! Зарождение новой чувственности, нового видения.
Вы когда-нибудь задумывались, почему именно в то непросто время появляется так много ярчайших деятелей искусства? Поэтов, музыкантов?
Кстати, самый, пожалуй, яркий персонаж спектакля Александр Вертинский (Леонид Семёнов)
Прекрасно сыграно. Прекрасно передан образ, глубина, разноплановость.
Мощь! И Браво!
И именно его монолог санитара, отправившегося на фронт добровольцем, вмиг обрушил для меня весь этот "богемный мирок", открыв настежь все окна и двери для нового пугающего своей неизвестностью и неотвратимостью мира.
И именно тогда я вдруг остро почувствовала тяжесть реальности, обломки которой свалились на плечи всех этих людей, которым было суждено держать её лишь силой своего таланта. Без выбора, без права отступить, без вариантов.
Вторая из ключевых фигур Владимир Маяковский (Георгий Антонов)
И снова браво актёру, потому что этот образ, пожалуй, самый сложный.
И ещё удивление вечера - причина смерти Маяковского. Одна ли там была причина? А если несколько? И которая из них подтолкнула к фатальному шагу? Ох, задумалась я надолго...
Ну, и, конечно, Марина Цветаева (Дарья Чудная)
Оголённый нерв и надлом.
Цветаева жена и женщина. Отлично передано.
И да, отдельные слова благодарности за удивительные словесные картинки новогоднего Коктебеля. И призрачный невесомый образ Максимилиана Волошина.
Стык двух времён. Совершенно разных. Не удивительно, что именно это время ознаменовалось мощным всплеском творческого потенциала и подарило нам столько по-настоящему ярких талантов среди поэтов, художников и музыкантов.
И я была очень рада окунуться в это время, почувствовать его хоть ненадолго и подпитаться.
Сходите в театр!
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.