Отзывы о "Улетающий Монахов"
Спектакль «Улетающий Монахов» проходит на сцене «Игры во флигеле» театра МТЮЗ. Это камерный уютный особняк с сохранившимися элементами штукатурки и очень антуражными светильниками из бутылок.
Андрей Битов охарактеризовал жанр своего произведения, как «роман-пунктир», это цикл рассказов, объединенный названием «Улетающий Монахов». Сергею Аронину же удалось создать сценическую версию, которая показывает целостную картину взлета и падения главного героя.
Сергей Аронин запомнился по философским и комедийным спектаклям «#Хочунемогу» и «Сказки для взрослых». Я ожидала, что будет сложно «развидеть» в нем неподражаемого «деревянного мальчика», но ошиблась. Мультиталантливый актер отправил нас плыть по волнам фантазии и забыть, что мы в театре.
Пока главный герой Алексей Монахов искал образ первой любви в случайных женщинах, зритель, как раскрученная юла мчался сквозь этапы его становления. Череда измен и командировок и все с одной целью-взлететь на крыльях любви. Мы ощутим ветер перемен, когда в распахнутом на улицу окне увидим персонажа.
Это эмоционально сильная постановка радует полным отсутствием пошлости и вульгарности.
Нам максимально деликатно намекают на намерения героев и даже ругаются по-детски: «гадина» и «дрянь» скажут про уличенную в измене.
Заслуженная артистка РФ Оксана Лагутина играет маму настолько проникновенное, что ее образ стал для меня образцом для подражания. Кожей мы чувствуем остроту взросления, когда юноша не ночует дома и не предупреждает маму, когда курит, чтобы казаться взрослым. Вот ворует облигации тетки, чтобы тратить на даму сердца не мамины деньги и не быть «сосунком». Вот он ощущает, что детство прошло, но с мамой они не стали чужими, но на нежные чувства к ней уже не будет хватать времени. И вот мама пытается его разбудить на сессию, не отпускает без обеда, а он в циничном мире обретает свою пристать на скамейке.
Дух эпохи передан досконально: проводные телефоны и старинный утюг, телевизор и одежда, манера общения, игра в шашки, многофункциональность табуреток и даже автобус.
Рубеж года-встреча нового года, когда «миллионы девушек потеряют невинность», а «тонны еды будут выблеваны». И новая жизнь, где нужно пересдавать сессию, защищать диссертацию, укладывать собственного сына спать и размышлять над тем, что умирающее дерево подпитывает весь лес. И вот перед нами ожившая библейская история с искушением и поеданием яблок в детском садике и демонстрация высоких моральных принципов.
Алексей «пообтерся об себя», попривык к себе, узнает в юном в претенденте на любовь к его пассии свою наивность. «Зрячий в стихах, но слепой в жизни» т.к. мешает любовь. И вот уже он босиком выясняет отношения с женой под оделяем, она мудро не замечает очевидных вещей.
Она верит, что «разлука- уже есть ссора», а он уже имеет опыт за спиной (вместо крыльев) и отчаялся испытать себя в полете. Монахов осознает, что растратил жизнь, писал ее, как книгу и кончился вместе с ней.
Сцена флигеля МТЮЗа упоительно белая - tabula rasa. Белый элегантный костюм облачает и рассказчика- автора( Илья Смирнов) , и это неудивительно - ведь сегодня снова талантливо и смело переплавляют прозаическое произведение в драматическую постановку.
Андрей Битов писал роман"Улетающий Монахов" в течение 30 лет!Приблизительно такой же временной отрезок проходит перед глазами зрителей на сцене - здесь без рассказчика, который наносит на полотно нужные мазки и оттенки жизненной саги, не обойтись.
Сергей Аронин создал прекрасную сценическую версию романа, фрагментарного в повествовании, не лёгкого в прочтении и наполненного самоанализом, самокопанием, самобичеванием главного героя.
Трудно назвать героем Алексея Монахова.
Даже его фамилия, увы, не говорящая, к ней можно присоединить приставку "анти".
В исполнении Сергея Аронина его Монахов
- объединяющий персонаж романа- пунктира - сентиментален, эмоционально неуравновешен, вспыльчив и романтичен. Только пассионарный юноша может провести всю ночь в парадной, ожидая появления возлюбленной. Терзаемый муками ревности, он чрезмерно подозрителен, мнителен, а также, как и все влюблённые,
зорок и слеп одновременно.
Кто же femme fatale, ради которой заброшен институт, проваливаются экзамены, воруются облигации у ближайших родственников и не прикрывается ложь в отношениях с самым близким человеком - матерью?
Асю - Агнессу играют три очаровательные актрисы: Арина Борисова, Марина Гусинская и Ольга Гапоненко.
Яркая, грациозная, мудрая, с ясным умом, умеющая сгладить все острые углы жития втроём- такой предстаёт перед нами Ася в разные периоды жизни.
Актрисы играют просто потрясающе:заметила, как я сама подвергаюсь обаянию главной героини и вот уже выпрямляю спину, кокетливо улыбаюсь, строю глазки, старею, молодею вместе с актрисами. Невероятное перевоплощение затягивает зрителя в сценическую игру, погружает в действие спектакля.
Глядя на Заслуженную артистку РФ Оксану Лагутину, понимаешь, что именно такой я и представляла маму Монахова. Воплощение доброты и женственности, мягкая, нежная, она находит золотую середину в отношениях между мужем и сыном. Телефонные провода, растянутые на сцене, как натянутые нервы Матери - в извечной заботе и переживаниях за сына.
При практически пустой сцене актёрам удаётся создать атмосферу, когда зритель оказывается то в парадной в ожидании Аси, то в автобусе при их неожиданной встрече спустя 10 лет, то в парке с восхитительными снежинками, то в детском саду, где заведует та самая Агнесса, которая, как Ева, дарит Монахову яблоки.
Очень оригинально решена сцена встречи Монахова с женой, имя которой неизвестно: обыденная обстановка, ситцевое постельное бельё,
толстые вязаные носки на ногах, линялая ночная сорочка - как и линялые чувства супругов.
Трагический инцидент с парнем в аэропорту нарушает все сценические границы: Илья Смирнов ведёт свой монолог у раскрытого окна со стороны улицы. Свежий ветер врывается в зрительный зал и, слушая трагический рассказ, ты понимаешь, что жизнь коротка и граница, где заканчиваются все споры, исчезает упрямство, лицемерие и гордыня, рядом.
Неудивительно, что в конце спектакля мы оказываемся на кладбище, у могилы Пастернака.
ДВЕРЬ. САД. ОБРАЗ. ЛЕС. ВКУС. ВЗГЛЯД. Каждого ждёт своё надгробие
Должна заметить, что все женские образы постановки удивительны: очаровательная Светочка(Ольга Гапоненко) зажигает улыбки умиления на лицах зрителей, а Наталья( Арина Борисова) не оставляет шансов Монахову уехать из Ташкента.
Бабка, мужик, Путилин - второстепенные роли по сюжету, но основные на сцене; они освежают сюжет и вносят долю юмора в действие(Заслуженный артист РФ Александр Тараньжин).
На камерной сцене МТЮЗа поставлена талантливая пьеса с изумительными актёрскими работами.
Браво!
А тут Сергей Аронин — и постановщик, и исполнитель главной роли Монахова. Режиссер на Малых сценах различных театров — с привычным минимумом декораций.
И главный герой, и сам автор — на мой взгляд, малопривлекательны. Но писатель — умный (или во всяком случае здравомысленный) — от начала и до конца. А вот Монахов вступает в полностью осмысленный возраст лишь в последней из шести новелл.
Действо движется по периодам его жизни от подростка до зрелого мужчины. Их объединяет пожизненная влюбленность в один женский образ, первую подростковую любовь. Далее женщины в его жизни или похожи на неё, или (зачем-то) — полные ее противоположности.
Возможно, наши жизни столь же малосимпатичные, если смотреть на них сверху и со стороны. Хотя первое, что сказала жена после выхода из театра: «Как хорошо быть однолюбом, и у них нет всех этих проблем».
Однако поговорим о зрелище, на которое и покупают билеты.
Моей спутнице более всего понравилось, как герои появляются на сцене через окно второго этажа. На самом деле с улицы к нему сделана широкая железная лестница.
Мне же больше всего понравилась актриса, которая играет первую и последнюю женщину Монахова. Шутка. Хотя, как известно, в каждой шутке есть доля шутки, а остальное правда. Вообще актеры играют хорошо.
Но есть и интересные режиссерские находки. К примеру, когда супружеское ложе показывают вертикально, в стоячем положении.
Вообще, если вы не ищите спектакль, который заставляет вжиматься в кресло — то можно выбрать и «Улетающего Монахова».
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
БродскийМаяковскийБлок
Минималистичный спектакль-концерт собран из стихотворений трёх важнейших поэтов XX века — Иосифа Бродского, Владимира Маяковского и Александра Блока.