Спектакль Пиковая дама
4 октября в Москве стартует третий сезон оперы-променад «Пиковая дама». Первая в мире классическая опера в иммерсивном формате, погружающая зрителей в действие бессмертных произведений Александра Пушкина и Петра Чайковского, вернется в старинный особняк Гончарова-Филипповых.
Премьера оперы-променад состоялась в октябре 2017 года. Творческая команда во главе с режиссером Александром Легчаковым, хореографом Олегом Глушковым и композитором Николой Мельниковым работала над постановкой два года. С тех пор оперу-променад показали более 270 раз, ее увидели более 10 000 зрителей, а в 2018 году «Пиковая дама» получила Национальную премию «Онегин» в номинации «Событие. Оперное притяжение».
«Первые два сезона «Пиковой дамы» вызвали большой интерес у московской публики, и мы получили зрительское и профессиональное признание. При ограниченном количестве мест – всего 54 человека на каждый спектакль, по числу карт в классической колоде – спектакль увидели не все желающие, – рассказывает режиссер «Пиковой дамы» Александр Легчаков. – Мы продлеваем постановку на третий сезон, и готовим для наших зрителей большой сюрприз, о котором объявим совсем скоро».
Опера-променад «Пиковая дама» начинается для зрителей с таинственного обряда, а затем гости отправляются в путешествие по старинной усадьбе в сопровождении солистов ведущих московских театров, танцоров балета, драматических актеров и хора. Музыку исполняет оркестр из 30 музыкантов. Гидом в мир азарта, страстей и неумолимой судьбы является Александр Пушкин, который проводит гостей через игорный дом, зимний сад, бальный зал, будуар знатной графини и рассказывает трагическую историю Германна. Один из исполнителей партии Германна – Петр Налич.
Особняк, в котором играется опера-променад, был построен по проекту архитектора Ивана Еготова. В XIX веке он считался одним из лучших дворянских гнезд Москвы и принадлежал деду жены Пушкина — Натальи Гончаровой, однако Афанасий Гончаров был вынужден продать усадьбу, чтобы расплатиться с многомиллионным карточным долгом.
Отзывы о «Пиковая дама»
Несмотря на то, что мода на иммерсивные спектакли в Москве как началась так и быстро иссякла, на эту иммерсивную оперу зрителей приходит под завязку. Это особенно удивительно, учитывая цены на билеты. Иммерсивность обычно подразумевает собой некое приключение, так что туда интересно попасть и тем, кто не особенно любит оперу. Интересно и тем, кто не особо любит иммерсивность - всё-таки в первую очередь это та же опера, только она на расстоянии вытянутой руки.
Нужно всё-таки отметить, что в отличие от иммерсивных спектаклей, определивших жанр, здесь ты - не исследователь вольно гуляющий по залам особняка. Как и в "Черном русском" создателям понадобилось выстроить нарратив и поэтому всех зрителей водят по залам группой: пришли, посмотрели сцену там, перешли в другой зал - другая сцена, и так далее. И структура зала в общем в половине случаев напоминает классическую: условный зрительный зал, условная сцена. Во второй половине случаев зрители, особенно с vip-билетами, становятся частью мизансцены.
Основная фишка спектакля - масоны. Масонской символикой, довольно топорно выполненной, пестрит все. Из бара в масонскую ложу тебя проводят с завязанными глазами. Потом ещё минут 15 сидишь в повязке на глазах, дожидаясь пока всех зрителей проведут в зал группами по 4 человека.
Ковер в масонской ложе и парик графини, похоже, перекочевали сюда из какого-то спектакля об Алисе в стране чудес.
Маршрут по залам особняка оказался довольно незатейливым - использовалось всего 4 зала и хождение было туда, обратно и снова туда.
В целом спектакль скорее для любителей странного, чем для эстетов. Ну или для любителей оперного пения Налича. Если это не одно и то же.
И вообще, опера, как совершенно искусственный жанр, не очень, по-моему, предполагает иммерсивности. Вживание зрителя в предлагаемые обстоятельства невозможны по определению. То есть ты все равно остаёшься отстранённым наблюдателем даже если находишься в самом центре действия. Но вот абсурдность самой идеи такого спектакля показалась забавной, в результате спектакль меня немало повеселил, и вот хотя бы ради этого стоило сходить.
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.