Отзывы о "Орфические игры"
«Орфические игры. День первый» в Электротеатре Станиславского
История макраме такая же древняя, как и история человечества, говорят мастера шитья и плетения. Я им не верю, но пафос утверждения приемлю.
И скажу главное - в спектаклях, поставленных Б. Юханановым в Электротеатре, много радости.
Вот щедро.
«Орфические игры» – это непрерывный поток и показательный процесс разного рода радостей и удовольствий.
С начала представления – довольно мрачное видЕние, образ скалы Острова мертвых Бёклина в объеме, она вдруг раздвигается, трансформируясь в Сциллу и Харибду, и обнаруживая проход к воде (морю,океану, вечности).
О, мрачная романтика. В душе сразу возникает чувство возвышенного и печального наклонения, и главное, чтоб не начали читать стихи, не нарушали радости.
СТИХОВ НЕТ. УРА.
Зато перед скалой начинают свое движение механические лебеди. Намек на барокко и оперу приятен, развлекает, радует. И мы еще серьезны и слегка напряжены, когда из-за кулис выходят действующие лица, в белых, хитро –«скажем так-скроенных», костюмах. Пластика загадочных космонавтов-мертвых душ – замедленная, они будто двигаются на Луне, черепы-скафандры удлинены, как и перчатки-руки. Но занятие у них – самое что ни на есть обыденное. Создания из космоса накрывают на столы, являясь слугами из потустороннего мира.
Психи (кстати, красивые и молодые девушка и юноша) начинают смеяться. Еще только начало «Орфических», а уже чье-то здоровье пошатнулось, ну или спектакль вызывает непосредственный отклик у людей с уже имеющимися проблемами. Однако, будучи гуманистами (не пост, а просто гуманистами) спросим себя - Чем плох смех людей с альтернативным развитием? И сами себе ответим – а тем, что нарушает мое (и не только) медитативное состояние, от которого я получаю на спектакле много радости. Накапливаю запас на неделю, не меньше. Не разряжайте мне батарейку.
Впрочем, выход в сторону ужасной реальности свершается и на сцене (получается, психи просто подготовили меня, чтоб я не резко выпала из блаженного ничто?).
Развлекательное шоу – показ моделей в Житомире – это весело. Мозг отдыхает, и с удовольствием. Опять масса радости организму, и позитива достаточно. Красивая девушка демонстрирует наряды из пластиковых пакетов (ааа..вот для чего сбор мешков в фойе театра, все на сбор макулатуры!, поможем искусству своими непомерными аппетитами и непрерывным потреблением). Одно только соображение мешает просмотру – при чем тут миф об Орфее и Эвридике. Где мир теней, я уже по нему скучаю. Жидкость в бутылках на столиках – пронзительно зеленого цвета, скатерти – ослепительного белого. Визуальное утешение и радость.
Ну и так далее..не пересказывать же все подряд, хотя и хочется.
Пройдусь по яркому. Самая скучная пара- Орфей и Эвридика – в той части, что от Кокто нашего, Жана. Концептуальная лошадка, красный диван, и неприятные вакханки, ну вот эти все чулки на голове и леопардовые цвета, как еще украсить женщину, чтоб стало еще страшнее и смешнее. Убрать с лица прекрасных созданий всю милость, а животное – наружу вытащить и любоваться злой насмешкой.
Психи ржут.
А я жду. И избавление приходит. Это - Девушка в розовом. Смерть.
Приходит, потому что, «Орфические игры» – это для всякого человека много радости.
Смерть - кукла в розовом парике, и она прекрасна.
Тем, что веселит. Искусностью своей, игрой актерской, своей слабостью и силой.
И что не в черном она, не в кожаных брюках и не в красной помаде. Кроме того, не воет как гиена, запугивая малодушных. Правда, надоело уж все это. В розовом – намного страшнее, если подумать. И реальнее.
Финальная сцена – порнографичная. Это панк прям какой-то. Обещанный, но все равно нежданный.
Орфей жрет Эвридику. (психи снова смеются, у них радость очередная случилась)
Экзистенциальные штуки, символика, прочее – фигня. Я думаю лишь об одном: как это удается актеру, как он смог.
Это сделать.
"Ирреальный фильм, снятый в реальной обстановке».
Вы слышали о гениальном проекте Электротеатра Станиславский, об "Орфических играх. Панк-макраме"?
Режиссёр-постановщик и автор проекта Борис Юхананов.
Это не просто спектакли, а огромный портал в новое театральное измерение, который открывается ровно на 6 дней и 6 вечеров!
Сейчас идут показы "Орфических игр" в рамках Национальной театральной премии Золотая Маска. Проект номинирован в номинации "Эксперимент".
⠀
Электротеатр Станиславский люблю бесконечно! За смелость, за поиск новых форм, за свободу и глубину. За невероятные открытия и эмоции.
⠀
Из 12 картин, пока мне удалось посмотреть три из вечернего показа - III, IV и V игры.
И я в восторге! Это такой глоток свежего воздуха в театре. Смотришь на одном дыхании, читаешь образы, глубоко уходишь в себя и интерпретируешь. По-своему каждый момент!
⠀
Сто актёров - масштаб поражает!
Как играют главные актёры! Как у них горят глаза и сердца, какую волну они передают зрителям - то ледяную и отстранённую, то эмоциональную и такую живую.
Я бы начала описывать свои впечатления со слов "философское путешествие в метафизику любви и смерти".
Есть известный миф - об Орфее и его жене Эвридике. Миф о певце Орфее, спустившемся в царство Аида, чтобы вернуть любимую.
Это начало. Первая точка, от которой мы начинаем путешествие. А может и конец!?
Мы не смотрим сценическую версию мифа, это скорее мистерия из перфомансов, инсталляций,
орфические кусочки, из которых строят не линейные сюжеты.
⠀
В помощь мифу подключили пьесы Кокто "Орфей" и Жана Ануя "Эвридика" плюс ряд других текстов.
Всё это переплетается на сцене в пространственные фантазии (макраме), в сюр-картины и нереальные миры, где обычная московская многоэтажка превращаются в загробное царство, Орфей общается с лошадью; мифическое существо играет для влюблённых на саксофоне или другой Орфей заперт в аквариуме и тд.
Миф мутирует под уникальную музыку Кирилла Широкова или монотонное пение Светланы Сатаевой "Будь практичным", или совсем неожиданное - "Девочка-видение" Максима Леонидова.
⠀
"Ну зачем здесь лебедь...опять это современное искусство..." - шепчет один зритель и уходит после первого действия.
А второй вспоминает, что после смерти Орфей был помещён на небо в образе Лебедя. И это просто ещё один символ. Попытайтесь разобраться в этой визуальной выдумке.
"Включите мозги"! В этом месте я не хочу быть просто созерцателем и потребителем театрального продукта, я хочу быть философом и исследователем. Материал позволяет.
⠀
Мотив любви Орфея и Эвридики звучит во всех трёх играх, но в разное время, в разных мирах. Герои могут существоввть параллельно на одной сцене: две Эвридики и два Орфея, каждый может иллюстрировать проблему современного общества, например, одиночество. Каждый делает свой сложный выбор.
Помимо темы любви постоянно звучит тема смерти и борьбы. Они будто ходят кругами, повторяются, орфический круг - ещё один символ на сцене.
⠀
Так как в основе проекта принцип не линейности, смотреть можно с любой игры. Как вам удобней!
Совет: возьмите в фойе газету "Сине фантом" Орфические игры. Панк-макраме. Дневник - это настоящий путеводитель по Орфическим играм. Только не читайте расшифровку каждой игры до просмотра, иначе не интересно
Необычный спектакль в Электротеатре Станиславский - "Орфические игры. Панк-макраме. День 4". Это новый проект Электротеатра Станиславский, единое произведение в 33 актах (или создатели проекта называют их фресками), размещенных в 12 спектаклях. И спектакли эти идут и днём, и вечером. Это я слабак и осилила только день 4, а ведь спектакль шел 4 часа с двумя получасовыми антрактами.
Закон «Орфических игр» - никогда не ставить точку и всегда подхватывать заявленный мотив или идею, и получается, что у этой истории нет конца. При этом нет никакого последовательного повествования; начинать смотреть спектакли этого проекта можно с любой фрески; можно посмотреть все или несколько и в любом порядке. Иногда герои одной фрески появляются в другой, т.е. между ними существует связь. Ну собственно это макраме - связывать нити в причудливый узор, панк - это о том, что это совершенно новый формат и, я б даже сказала, пытаться вообразить, что вас ждет - напрасный труд, тут просто нужно отдаться стихии и плыть по течению реки Стикс.
Думаю, многие помнят миф Древней Греции об Орфее и Эвридике, а теперь представьте, что действие происходит в настоящем времени среди нас с вами.
Скажу прямо: видимо, мои театральные горизонты не так широки, как видится создателям этого спектакля. Но очень хочется думать, что пока и у меня все впереди) Возможно, здесь необходимо было подготовиться к просмотру, как я прочитала в одном из отзывов к спектаклю Электротеатра. Я подготовилась: освежила в памяти миф про влюбленных, но этого явно оказалось не достаточно. Плюс я не любитель эмоций, выраженных громким криком - мне хотелось бы, чтоб герои выражали свои эмоции другими средствами.
Но было много моментов, которые меня восхитили и поразили. И первое о чем хочется сказать - это звук. Звук окружает зрителей со всех сторон и он разный в течении всего действа: то это умиротворенно журчит вода, обманчиво вводя в успокоение, то это коктейль из различных механических звуков: скрежет рюмки о железный лист или стук по клавишам пианино, причем не просто руками, а какой-то штукой, которая усиливает силу звука и создает что-то необычное и т.д. Различные звуки: эхо, перекликание, низкий и высокий крики - все это создается исключительно участниками спектакля. И это многоголосье завораживает и умиротворяет, вокальные акценты цепляют даже больше, чем само действо на сцене.
Первая фреска усыпляет, вводит в транс, звучит ключевая фраза, которая, как за руку, ведет нас в следующую фреску. Орфей и Эвридика нашего времени и их Любовь, которая, кажется должна их соединить, но почему-то наоборот разделяет их....
В спектакле очень много деталей, которые выдают с какой любовью и страстью создатели относятся к своему детищу. Деревянные весла, длинные рогатины. с помощью которых двигают занавес, а ведь наверняка можно было придумать какую механику, лебеди двигающиеся по зеркальному полу, словно по глади воды, робот-пылесос, катающий голову Орфея, взлетающие яблоки и т.д.
Свет! Первая фреска невероятно порадовала световым решением и сценографией! Равномерный шум воды, голубой свет и равномерные движения веслами создали непередаваемое ощущение движения, движение по реке Стикс.
Некоторые костюмы восхищали своим неземным происхождением; например, большинство участников первой фрески были одеты в белоснежный скафандр, словно они собираются вот-вот прилуниться. Напротив, другая одежда участников спектакля была чересчур проста и обыденна. Местами, даже, как мне кажется слишком: не понятна мне любовь к треникам(
Скажу, что панк-макраме - это для большого любителя театральных экспериментов и не для слабаков))) А уж тот, кто смог познакомиться со всеми 33 фресками - так это Герой для меня! Как мне кажется, стоит попробовать посмотреть один спектакль: а вдруг это ваше и именно то, что вы давно искали в театрах?
Надеюсь, мое нелогичные записки об этом спектакле вас заинтриговали)
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.