Спектакль Дачники
Давняя традиция русских интеллигентов проводить летнее время в естественной среде способствует не только успокоению нервов, но и освобождению мыслей, чувств, возобновляет ощущение связи с исконным, природным. Дачный воздух усиливает эмпатию не только к ближнему, но и к судьбам далеких людей и племен, обостряет внимание к проблемам общей этики, политики, всемирной справедливости, экологии, голода, изменения климата на планете, вымирания животных, неравного социального старта и ко многому прочему.
Герои пьесы Максима Горького «Дачники» формулируют для себя высокие цели и наивно обнаруживают в себе бессилие их осуществить. В чертах тоскующих, многословных, мечущихся в поисках истины обитателей дач можно узнать и свои черты.
Александр Огарев, режиссер: «Наша команда сочинила самоироничный трехчастный трактат-памфлет о собственной никчемности в стране, перманентно движущейся к катастрофе. Первая часть – «Салон». Вторая – «Пленэр». Третья – «Выстрел». Горьковские юмор, желчь и даже злость к собственным героям сегодня необходимы нам как инъекция, прививка к таким страшным болезням, как равнодушие, цинизм, асоциальност
Отзывы о «Дачники»
Ещё 3 отзываГорький явно знаток человеческих душ.
А постановщику Александру Огареву удалось не только не растерять это, но, возможно, и приумножить!
Все, все персонажи в спектакле шикарны!
И очень сложно выделить кого-то одного самого лучшего.
Поэтому, чтоб не мучить никого рассказом обо всех, расскажу о некоторых.
Варвара (Александрина Мерецкая) Всё так или иначе крутится вокруг неё.
Она и жена хозяина дачи, и сестра Власа, влюблённого в Марью Львовну, и подруга вздорной беременной Юлии
Она всех их вынуждена слушать, всем помогать, терпеть, понимать и сочувствовать. Круг настолько плотен, что ей почти не остаётся ни места, ни времени для себя самой и для своих желаний. И от этого Варвара чувствует себя, словно в клетке. И не зря во время костюмированного пикника ходит с птичьей клеткой на голове.
Но... как и костюм эту клетку она надела на себя сама. Увы, увы.
Да, она ищет выход, да, она желает свободы больше всех остальных. Надеюсь, у неё получится!
Юлия (Мария Викторовна) и Суслов (Игорь Лесов) Их семейные сцены ещё во время спектакля собрали больше всего аплодисментов и криков "Браво!"
Казалось бы типичные маленькие люди, но как выразительны! Какое обаяние!
Их принимаешь такими, какие они есть, понимаешь, жалеешь и... любишь! Да! Любишь их вот таких несовершенных, но настоящих. Браво!
Марья Львовна (Ольга Малинина) Весьма сложный персонаж, полный противоречий и комплексов, но как же хороша она!
И как мать, и как женщина!
Сцена матери и дочери в конце первого акта - просто восторг!
А ведь есть ещё яркая, эксцентричная Ольга со страдающим "тюфяком"-мужем и любовником.
И совершенно прекрасные влюблённые Соня и студент Зимин. Два мотылька, верящие в чудо.
И не смотря на то, что Соня панибратски зовёт свою мать "мамашкой", ей это почему-то прощаешь.
А ещё пафосный на вид литератор Шалимов, не такой уж глубокий внутри, и не лишённая таланта Карелия, чьё чтение стихов весьма украсило и спектакль и всю эту "дачную жизнь". И горничная, и Пустобайка.
Сколько всего в этом спектакле помимо бесконечных и почти пустых разговоров! Сколько всего между строк и между слов!
Казалось бы "мёртвые внутри" люди, ведущие праздные бессмысленные разговоры о политике, справедливости, и жизни вообще.
Но, удивительно, сколько оказалось интересного помимо разговоров!
И в этом, безусловно, заслуга и Александра Огарёва, и режиссера по пластике Льва Шелиспанского, поставившего замечательные пластические этюды!
И ещё интересное музыкальное решение, свет, костюмы!
А голос Беллы Ахмадулиной! А видео на стенах!
А ещё драйв! Не беспорядочное мельтешение большого количества людей по сцене, а танец!
Хорошо продуманный и отрепетированный до автоматизма! Каждая массовая сцена вызывала у меня восторг!
Очень, очень интересный спектакль! Особенно для зрителей, которые умеют не только слушать.
И да! Это спектакль, избавивший меня от предубеждения, что Максим Горький - скучный писатель.
Он не скучный, а шикарный! Глубоко психологичный, тонко чувствующий и зорко видящий!
Сходите в театр!
Педагогическая поэма.
Вступление
Как известно, писатель-мещанин Алексей Максимович Горький не любил людей с образованием, при этом хотел быть с ними рядом и душой, и телом.
Но они его опорой обижали.
Горький, читавший Чехова, сумел отомстить, в 1903 году, например,
Горький и Л.Н.Андреев хотели совместно сочинить пьесу «Астроном» на тему противоречий между интеллигенцией и народом.
Пьеса должна была заканчиваться расправой невежественной народной толпы над астрономом, человеком, который позволил себе жить «жизнью всей вселенной среди нищенски серой обыденщины. За это его треснут в 4-м акте телескопом по башке»[
Итак,
Писатель ли Горький? Вот вопрос. Если речь про пьесу Васса Железнова- да.
У него временами получалось написать интересно о свом времени.
НО пожалуй, зря студент Васильев когда-то познакомил пролетарского писателя с философией.
С тех пор в его произведениях полно трескучих фраз, поучений, проповедей и фальшивой мудрости. Из искренного – агрессия.
В русской эмигрантской среде это назвали «народозлобие» (почитав свежего Горького)
Основная часть. По делу наконец-то. О спектакле, собственно
Зал «Манеж» - объемен и полон воздуха.
Плюс холода и сквозняков. Зрители, находясь в ожидания саспенса, слушают трескучие фразы, стучат зубами, вспоминают о носках от бабушки и завидуют теплым кальсончикам дедушки по соседству.
Им так же неудобно жить, как и героям пьесы. На собственной шкуре понятно, что значит без отопления на даче, и вот-вот электричество отключат, и свечей не првезли в магазин.
Для этого спектакля сценографы (Александр Мохов и Мария Лукка – боже какая фамилия») выдумали клетку, в которую зрители смотрят на происходящее на сцене будто в зоопарке или в телевизоре реалити-шоу.
Клетка- тесная, метафора – понятная.
Поехали дальще!
У артисток – отменные туфельки, форма, цвет, изящество, все в гармонии, кроме одного. Звук.
Грохот по сцене заглушает внезапно возникающие эмоции, и разумные местами речи.
Тук-тук-тук, проскакала ведущая кобыла стада дачниц.
Так-так-так, ответила участница действия, волоча сабо по сцене
Ты-дых, ты-ды-дых, тра-та-та
Примерно так же скачут иногда балерины, даже и под музыку. Грохоталище стоит, когда эфемерная телом жилистая стрекоза делает размашистый скачок.
А в остальном, прекрасная маркиза..
все хорошо, все хорошо
Александрина Мерецкая в роли Варвары Михайловны – возвышенна, идеальна, чистейшей прелести чистейший образец.
Когда чаю предлагает – хочется встать, и руку протянуть за чашкой, не жалея ни о чем. Зря только протестует и что-то там вещает про тщету своей жизни.
Какая там ненужность. Это как раз то, без него жить нельзя, - чай и отказывать в адюльтере, даже если муж разочаровал.
Александра Лахтюхова, в роли Калерии, поэтессы символических стихов, тоскующей по сексу.
Надо сказать, она не одна тоскует на тему нужды в эротике. А все-все-все действующие лица. Автор же пьесы – М.Горький, который сам болел тем же самым, о чем и написал.
Это – искренная часть как раз; не там, где он рекомендует устами очередной жертвы – героя своей пьесы - работу прачки как более нужную, чем, например, работа доктора или писателя. Сам-то не тольког пыль не протер ни разу, но и дерева, наверное, не посадил. Это Чехов как раз надрывался, в Ялте, и садик садил, и людей лечил. Одно другому не мешает.
Калерия получилась неплохо, но прям великанша, полноразмерная, но стихи читала супер. При всем унылом содержании было интересно слушать про эдельвейс.
И живо представляешь себя, среди снега в горах.
Ольга Бондарева, в роли Ольги, жены доктора – замечательная. Хорошая мать, красавица эффектнейшая и злая женщина. Не уважал Горький материнство и детей, похоже, но что тяжелая это работа – представлено ярко.
Соня, Алина Чернобровкина, лирический персонаж юной девы в преддверии бракосочетания. Игривый рыжий зверек. Внешность – абсолютно мифологическая, неземная. Бледной лицо, рыжие кудри, тонкие ножки. Таких в природе не бывает, заглянула. Откуда взяли чудо. Из Саратова она родом. Я – тоже, и помню, что была в Саратове балерина такая - Чернобровкина Татьяна, уехала в Москву танцевать.
Соня – самый легкокрылый женский персонаж, не топотала по сцене, а проносилась ветрено – «и вдруг летит, как пух то уст Эола»
Врач Мария Львовна. Ольга Малинина
Красивая спина! Виолончель прям.
Мужские персонажи
Заняты стремлением к совокуплению, в основном.
Сцена с писателем, совершающим омовение в тесном, но стеклянном, прозрачном деревенском душе (Андрей Харенко) – не стала завершенной
Эпатаж надо бы довести до конца, и развернуться к зрительному залу всем, чем природа наградила. Или нет?
Увидели мы не все, такая недоговоренность..это к чему? Дамы вытянули шеи, и вытащили из сумочки бинокли, и что же?
Андрей Финягин, Игорь Лесов, Дмитрий Репин, Олег Охотниченко, Роман Колбин, Рустам Эйвазов, Иван Товмасян
Все выступили хорошо, отличной командой, гребли в лодке, ходили вокруг стола, говорили речи,
«Шалимов (Суслову). Вы поставьте себя на мое место: человек что-то там пишет, волнуется... наконец, устает, скажу вам просто. Приезжает к приятелю отдохнуть, пожить нараспашку, собраться с мыслями... и вдруг - является дама и начинает исповедовать: как веруете, на что надеетесь, почему не пишете о том-то и зачем молчите об этом? Потом она говорит, что это у вас неясно, это неверно, это некрасиво... Ах, да напишите вы, матушка, сами так, чтобы оно было и ясно, и верно, и красиво! Напишите гениально, только дайте мне отдохнуть!.»
И – в целом – выручили текст Горького мощными силами своего актерского дарования.
Музыку не могу не отметить к спектаклю. Современная и очень классная.
Спасибо, что не очи черные и другой тлен.
И песня в исполнении Эдиты Пьехи – бомба просто, очень иронично и свежо.
Читайте про другие
события
Актеры «Дачники»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.