Спектакль Человек из рыбы
Юрий Бутусов, один из лидеров отечественной режиссуры, крайне редко обращается к современной драматургии, ему более интересен творческий диалог с Шекспиром, Чеховым, Брехтом… Тем любопытнее, что для новой постановки в Художественном театре, где уже шли его «Гамлет» и «Иванов», он выбрал пьесу автора сегодняшнего дня, молодого драматурга Аси Волошиной. Диалог стал буквальным – по признанию Аси, пьеса «Человек из рыбы» была создана во многом под впечатлением от спектакля Юрия Бутусова «Бег», от образа снега на Караванной, по которому тоскуют булгаковские герои – «великого образа любви к родине, от которой уже ничего не осталось, кроме нашей тоски и любви».
Действие происходит в квартире на Караванной.
Ася Волошина, драматург: «Моя мечта — чтоб на могиле текста выросло дерево. И театр Бутусова — это именно тот тип театра, который не занимается воплощением, а растит из пьесы что-то принципиально иное. И дико бесцеремонно, и дико бережно. С огромной любовью к автору. Но и с огромной свободой. Если вдруг всё сложится и такое действительно произойдёт с моей пьесой… то это будет невероятное профессиональное счастье».
Отзывы о «Человек из рыбы»
Очень хороший спектакль, который я, парадоксальным образом, не рискнула бы никому советовать.
Вроде бы он и не слишком странный (на фоне остального бутусовского творчества и вовсе нет). И вроде не особенно тяжелый... Ха! Мы не такое видали, и не таким наслаждались! Но вот, гнетет...
Вообще, я уже давно поняла, что Бутусова нельзя смотреть "головой". Его спектакли не про осмысление, а про ощущения. И поэтому лично мои впечатления очень зависят не только от спектакля, но и от того, в каком я состоянии, насколько удается отключить голову. К примеру, пока что вне конкуренции "Добрый человек из Сезуана", который я смотрела с легкой температурой. Вот, думаю, впредь надо попробовать бокальчик-другой перед его спектаклями...
Что касается "Человека из рыбы", то пробирает он прежде всего точно уловленным ощущением нынешнего морока, трепыханиями живых людей в неживой атмосфере. Парадоксальным образом, не само социально-политическое, а то, что оно вообще там появилось. У Бутусова-то! Я как раз несколько дней назад смотрела его "Бег" в Вахтангова, и сами собой провелись очень, очень интересные параллели и сопоставления.
Ну и под конец мощнейший, сильнейший, бьющий наотмашь "фальшь - финал". Сначала разрушение "четвертой стены", обращение актрисы в зал, которое я, например, всегда не очень люблю. Хочешь что-то сказать и как-то задеть - говори и задевай спектаклем, а не прямой декларацией. А потом, тут же, возможность зрителю почувствовать это размыкание на себе, поучаствовать в нем своей реакцией, выламывание его из системы. Ну, по крайней мере, я так это восприняла.
Пишут, исполнители роли Гриши, меняясь, меняют сам спектакль. Вчера в этой роли выходил сам Юрий Бутусов, что конечно добавляет еще смыслов. И сама роль "автора", и его возрастная дистанция с остальными персонажами, и даже некоторое внешнее сходство с Тарковским...
Рецензии
Рецензия: «Человек из рыбы»
Неистовый и безумно красивый спектакль Юрия Бутусова про мечты, одиночество и неизбежность несчастья.
14 сентября 2018, Софья Миллер
Читайте про другие
события
Актеры «Человек из рыбы»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.