Отзывы о "Это так (Если вам так кажется)"
Спектакль стоит смотреть хотя бы ради работы художника Марии Трегубовой, она крутая! Здесь она убирает цвет, добавляя пространству воздуха. А фигуры людей выделяет причудливыми контурами, от чего они становятся картонными, рисованными, ненастоящими. Само пространство – это гримёрка, со столиками и зеркалами, тут же сцена с роялем и выход за кулисы. Герои чёрно-белые с выбеленными лицами, в париках или головных уборах.
Всё это напоминает современное прочтение комедии «дель арте», которая вдруг очень кстати иллюстрирует безумие сегодняшнего дня. Половину спектакля совсем не понимаешь, что происходит: кто-то кого-то где-то запер, а горожане выясняют, кто сошёл с ума. Потом включаешься в этот сложный мир двойных стандартов и привыкаешь к условности бытия. Совсем, как в жизни, не правда ли?
Может, Адольф Шапиро и «ставил не про это» ). Или пандемия не проходит бесследно. Но вот удалось пофыркать на злобу дня в Et Cetera.
Ох, как приятно, когда спектакль превосходит ожидания. И когда название так здорово подходит не только к спектаклю, но... и ко всей жизни в целом!
Я обычно читаю текст пьесы, но в этот раз его не нашла, зато увидела много отзывов. Как ни странно... по отзывам мне показалось, что спектакль слишком абстрактный и непонятный. Но иногда все не так, как кажется! То есть это так, но до определенного момента. А на самом деле все только так, как вам кажется, и не иначе.
Я купилась на картинки. Спектакль оформляла Мария Трегубова, ученица Крымова, а для меня это знак. Она художник в моей любимой Школе драматического искусства. Черно-белая гамма играет на общую идею - в этом я не сомневалась. И вообще костюмы курьезные и стильные, заставляют встрепенуться, если можно так сказать. Вся постановка гармонична и выверена композиционно до жеста, что очень приятно глазу. И еще, персонажам порой кажется, что они играют в спектакле. И присутствующая на сцене девушка "от театра", дающая указания и сверяющаяся с текстом, напоминает им об этом постоянно. И они начинают изображать и смещают восприятие. В принципе, мы все иногда начинаем изображать. Наверное, нам кажется, что мы играем в спектакле...
Пьеса Луиджи Пиранделло, написанная в 1917 году, смотрится на удивление актуально. Кстати, она достаточно легкая и веселая, чего не всегда ожидаешь от произведений, написанных в такие смутные годы. В маленьком городке поселяются синьор Понцо с женой и тещей, только тещу он отселил в другой дом, не дает жене с ней видеться, сам же, однако, навещает. Жена не выходит из дома, и никто никогда ее не видел. У жителей дома, где поселили синьору Флору, тещу Понцо, возникает много вопросов, и они с жаром обсуждают таинственных приезжих и строят догадки. Но вот им наносят визиты и сама теща Флора, и Понцо, и каждый, к удивлению, рассказывает свою версию событий, они различаются, но, кажется, у всех проблемы с психикой и мировосприятием. Оба выглядят убедительными, когда вещают по отдельности, и семья решает столкнуть их. Однако из этого ничего не выходит, ибо реальность моментально преображается в устах героев и снова обретает иные очертания. Один только старый синьор Лаудизи, кажется, что-то знает. А знает он примерно следующее: "Мы рисуем свои картинки, живем в разных реальностях, верим в свои придуманные истории, играем их в соответствии со своими способностями. Мы живем иллюзиями, а за иллюзиями нет ничего, до истины никому не добраться. А может не стоит и стараться?" (цитата с сайта театра) О, это очень нужная мне мантра. С этим кажется мы сталкиваемся каждый день. Когда мы сталкиваемся с диаметрально противоположными мнениями об одном событии, даже совершенно прозрачном, казалось бы, мы очень удивляемся, а все дело в том, что каждый уверен только в том, что ему кажется, и уверен порой непоколебимо. И сторонний наблюдатель, который ознакомится с разными мнениями, сделает выводы только на основе того, что ему кажется. Каждый из нас живет в своей реальности, именно поэтому мы часто не понимаем друг друга. И боремся с другими реальностями. Это так... Или... Ох, сейчас я заблужусь в этих словах. Коротко: спектакль яркий, живой, забавный и с подтекстом. Все как я люблю.
После своего посещения в субботу Театра п/р Калягина я задаюсь только одним вопросом «Почему я не ходила в него почти 17 лет? Как много я потеряла». На самом деле я знала, что здесь ставят довольно необычные спектакли и боялась, что мне может не понравится. И вот, только увидев фотографии со спектакля «Это так (если вам так кажется)» http://et-cetera.ru/performance/eto-tak-esli-vam-tak-kazhetsya/ по пьесе Луиджи Пиранделло, я решила, что пора идти.
И вы знаете, теперь я жалею, что не выбрала другой спектакль, который можно было бы хоть немного покритиковать, потому что этот невозможно, он настолько прекрасен, что можно только восхищаться, поэтому приготовьтесь к потоку восхваления здания театра, режиссера Адольфа Шапиро, актеров, и особенно художника Марии Трегубовой.
Когда-то давно, еще на первых курсах института, я была несколько раз в Театре Et Cetera, когда он еще располагался на Новом Арбате. Нашла витрину, которая повествует о том времени.
Здание Театра производит очень приятное впечатление, в нем чувствуется стиль и продуманность расположения залов и сопутствующих помещений. Большой зал ассиметричный, с разными балкончиками, которые хочется рассматривать, в светлых тонах, и мне кажется, что похож на зефир.
Но вернемся к спектаклю «Это так (если вам так кажется)». Жанр притча. Я бы охарактеризовала его как расследование с элементами фарса, оперы и балета. Суть в том, что в город приезжает необычная семья – сеньор Понца (Антон Пахомов) с женой и тещей сеньорой Фролой. Тещу (Ирина Денисова) селят в отдельной квартире, зять навещает ее каждый день, а вот свою дочь она видит только издали, когда приходит к ней во двор, но не подымается в квартиру.
Семья сеньора Агацци и их друзья не могут остаться в стороне от этой странной семьи, они втягивают в свое расследование не только комиссара Чентури (Сергей Плотников), но и самого префекта (Грант Каграманян). Один лишь брат синьоры Амалии Ламберто Лаудизи (Сергей Дрейден) не втянут в эти интриги и пытается объяснить всем, что истины на самом деле нет, а есть только индивидуальные точки зрения на каждую ситуацию.
В процессе действия происходит много забавных ситуаций в основном из-за присутствия на сцене Человека от театра (Елизавета Рыжих), например, когда все рассаживаются слушать очередной вариант правды, она хочет объявить антракт, но артисты не согласны, и спектакль идет без перерыва.
Теперь о том, что меня покорило больше всего – сценографии и костюмах Марии Трегубовой. На сцене присутствует только черный и белый, персонажи одеты также, у большинства даже выбелены лица и отрытые участки тела. Все это настолько стильно и красиво, что сначала даже не хочется вникать в сюжет, а только бесконечно любоваться платьем синьоры Амалии и костюмом Синьоры Сирелли. Но чуть позже замечаешь и другие необычные детали, то, что на многих мужчинах есть женские вещи, а одну из сеньор и вовсе играет мужчина.
Все это в целом производит неизгладимое впечатление, а излишняя театральность постановки становится изюминкой слишком уж актуального и вечного сюжета. Поэтому если вы не боитесь открывать для себя новое, то обязательно идите смотреть «Это так (если вам так кажется)», это определенно одна из лучших премьер этого сезона.
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.