Спектакль Ангел смерти
В 1996 году художник, драматург и хореограф Ян Фабр написал текст, вдохновленный пионером поп-арта Энди Уорхолом. Подзаголовок гласил: «Монолог для мужчины, женщины или гермафродита». Идеи художника-андрогина интересовали Фабра и в прошлом. Так, театральная постановка «Универсальные копирайты 1 и 9» детально рассматривала вопрос копируемости, ставя под сомнение понятие подлинности. Сам Уорхол — точнее, его почти совершенный двойник — появлялся у Фабра в «Сияющих иконах» (1997) — заключительной части трилогии, посвященной эротизму тела, тела, обладающего вечной аурой и обреченного на бессмертие, каковое постигло героев, превратившихся в памятники.
Монолог «Ангел смерти» — это еще более пристальное исследование той же проблематики при помощи языковых метафор. Здесь под пером автора встречаются три духа. Помимо Уорхола, это призрак Уильяма Форсайта — Фабр заметил их родство с Уорхолом, начинавшееся уже с внешнего сходства. Форсайту, выдающемуся танцовщику и хореографу, основателю коллектива Франкфуртского балета, посвящен и сам монолог.
В тексте Фабр касается и личных, завораживающих его тем. Красота гендера и его трансформация (в том числе, и гермафродитизма), двойные идентичности, противоречивость пути художника, балансирующего между публичностью, славой и мечтой об анонимности и уединении. На таком фоне и разворачивается встреча трех «духов». Слой за слоем, обретает черты и неуловимый персонаж «Я», проявляясь в переплетении наблюдений, идентификаций, известных цитат Уорхола из «Песен для Дреллы», интерпретаций судеб самого Фабра, Уорхола и Форсайта. Этот персонаж-«Я» дрейфует между понятным и двусмысленным, то протягивая руку зрителям, то отдаляясь. Кажется, что «Я» живет после собственной смерти, во временном вакууме, живое и мертвое одновременно, показываясь и скрываясь, переиначивая собственную идентичность. Все заканчивается желанием танцевать и забыть себя. Загадка сохраняется…
Зрители окажутся в пространстве между видеоинсталляцией из четырех экранов и небольшой сценой. На экранах легендарный американский хореограф Уильям Форсайт танцует и читает текст «Ангела смерти» в Музее анатомии Монпелье, а на сцене актриса и перформер компании «Трубляйн» Ивана Йозич ведет напряженный пластический диалог с Форсайтом под звуки саксофона Эрика Слейхима.
ЯН ФАБР
Один из самых универсальных художников современности. Театральный и оперный режиссер, сценограф и хореограф, сценарист и перформер, он ставит спектакли и создает скульптуры, снимает фильмы и пишет картины. Его выставки проходят в главных музеях мира (например, недавно художник скандально посетил Эрмитаж). Фабру делает заказы бельгийская королева, а зрители готовы провести бессонный день в театре, чтобы посмотреть спектакль «Гора Олимп», которая длится 24 часа.
Все опыты Фабра сводятся к изучению человека и его тела. Оригинальный сценический язык бельгийского автора восходит одновременно к театральным идеям Антонена Арто, к мистериальным опытам Ежи Гротовского и к венскому акционизму. Каждая новая его постановка – эксперимент, вызов и тема для размышления о свободе и ее границах.
Отзывы о «Ангел смерти»
Читайте про другие
события
Другие спектакли / современный танец
Вне поля зрения
Пластическая метафора о четверых мужчинах, у которых все должно быть под контролем.
Наедине с собой
Спектакль переносит зрителя в сознание главного героя, который испытывает муки творчества и выбора. Это диалог с самим собой: борьба или принятие? вырваться «в свет» или уйти «в темноту»?