Спектакль Васса. Первый вариант
Обращаясь к «Вассе Железновой» М.Горького театр «У Моста» опять удивляет, представив зрителям ее первый вариант, малокому известный. Это совсем другая пьеса в отличие от знакомой нам по школе. Это история, повествующая о сложной судьбе одной непростой семьи, члены которой связаны между собой не только кровными узами, но и сложными судебными сплетениями, интригами, тайнами… Их жизнь напоминает инфернальную шахматную игру – каждый персонаж – пешка, ладья, король в чьей-то искусной игре, кем-то заранее продуманного хода. Исход игры и имя «виртуоза» – интрига, которая держит зрителя в напряжении до заключительных минут спектакля.
На сцене театра «У Моста» Сергей Федотов разворачивает трагедию «человеческой женщины» – Вассы Железновой. Она и мать, опекающая своих детей, и «железная» женщина, готовая пойти даже на преступление, чтобы сохранить свой дом и дело, которому отдала всю жизнь.
Актеры вовлекают зрителя в кипящий водоворот чувств, эмоций, страстей, ни на минуту не теряя эмоционального контакта с залом.
К созданию сценического пространства будто приложил свое «перо» и сам Горький – на сцене оживает неспокойный, таинственный дом, священное детище Вассы. Храня множество тайн, дом будто живет своей жизнью, становясь отдельным персонажем. До зрителя то и дело доносится его дыхание: шаги за стеной, скрип старинных кресел, тиканье часов, шорох бумаг…
Отзывы о «Васса. Первый вариант»
И чем больше я узнаю, тем больше и прискорбнее понимание того, как мало я знаю, и как мало у меня времени на исправление этого...
Прочитав пьесу Максима Горького "Васса Железнова", а позже посмотрев по ней спектакль в театре, я все же упустила информацию о том, что существует две версии этого произведения. И узнала я это благодаря тому, что Театромания привезла на гастроли спектакль "ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ Вассы Железновой" легендарного Пермского театра "У Моста". Главной концепцией Театра является его классическая направленность. Как перед каждым спектаклем, выходя к зрителям, говорит художественный руководитель и главный режиссер Театра Сергей Федотов: "Играем классику классически". Такого театра вы действительно сейчас не найдете, по крайней мере, могу с уверенностью сказать, что в Москве - точно. Отсюда и аншлаги, ведь посмотреть спектакли знаменитого пермского Театра люди приезжают даже из других городов.
Оказывается, второй, более известный вариант "Вассы Железновой" написан в 1935, и сюжет в большей степени сфокусирован на социально-политической составляющей. Внутри одной большой семьи происходит классовая борьба, на смену буржуазии приходит пролетариат. Текст изменен полностью, впрочем, изменен и состав персонажей, и если бы Горький сменил имя главной героине, то о том, что это переписанная Васса, пожалуй, никто бы и не догадался. Первый же вариант пьесы написан в 1910 году, и в его основе лежит внутрисемейная драма. В ней показана большая семья, во главе которой стоит сильная женщина, держащая все на своих плечах. Но вся ее семья разлагается, и каждый член семьи играет в этом разложении свою немалую роль. Пьянство, разврат, ненависть и постоянная ругань, - вот оно, наследие бедной властной Вассы. Но вот какой вопрос возник у меня: а не с головы ли гниет эта "рыба"?.. Никогда и никого еще авторитарность и тотальный контроль не делали счастливым.
Когда я шла на этот спектакль, моим основным, самым главным ожиданием было то, что роль Вассы Железновой сыграет неподражаемая Регина Шнигирь. Когда она не играет в спектакле, она часто находится в зале, помогая гостям, и мало кто замечает ее, но на сцене она сияет ярче всех, поэтому я выбрала для нее самые яркие розы! К счастью, так и было, но состав этого спектакля был в принципе великолепен. Благодаря прекрасной актерской игре каждый персонаж получился выразительным, интересным и реалистичным, браво! Но сравнивать их с героями пьесы не берусь, поскольку первого варианты не читала. Анастасия Перова, Алексей Улановский и Василий Скиданов сыграли детей Вассы, очень разных, абсолютно несчастных, одновременно и любимых своей матерью, и осужденных на ее вечное презрение. Анастасия Леднева и Екатерина Пономарева исполнили роли невесток Вассы, Александр Шаманов роль брата, а Илья Бабошин - управляющего. Даже, казалось бы, второстепенный персонаж горничная Липа, роль которой исполнила Наталья Белянцева, была очень хороша.
Как и каждый свой спектакль, Сергей Федотов наполнил "Вассу Железнову" реалистичностью не только по части актерской игры, костюмов, декораций, света, но и по части шокирующих спецэффектов. Чего стоит одно только самоубийство Липы, - ночью, в ярком свете луны, в белой ночной рубашке и с петлей в руках она взобралась на стол и... Зал ахнул, все были в шоке, настолько страшным и настоящим выглядело повешение. Яркий свет луны в окошке вообще был очень интересным решением, какие редко встретишь в театре. У Федотова всегда пространство сцены кажется намного больше, потому что в окна светит луна или же за ними идет дождь, в домиках уютно горит свет, а через двери, когда в них заходят актеры, даже видно обои или занавески. Дом Вассы выглядел особенно роскошно: множество явно антикварной мебели, уютная люстра над столом в гостиной, за полупрозрачной стеной видно другие комнаты. Свет был приглушенный, будь то люстра, подсвечник или свет луны, и это дополнительно нагнетало какое-то предчувствие беды.
О Пермском театре "У Моста" я могу писать бесконечно, но сколько бы я ни пыталась, я не способна передать те чувства, что испытываю на их спектаклях. Просто представьте - зал подолгу не отпускает артистов на поклонах, продолжая аплодировать и кричать "Браво". Это действительно восторг, поэтому, посетив этот Театр однажды, при каждой возможности возвращаешься туда снова. Вот и я опять жду их гастролей, надеясь на то, что Театромания уже в начале следующего года вновь привезет несколько спектаклей легендарных пермяков на радость московским поклонникам. Спасибо за настоящий Театр, спасибо за мощные эмоции, спасибо за незабываемые впечатления. Возвращайтесь скорее!
Я вот не знала, что существует две версии пьесы 1910 и 1935 годов.
В данном случае версия первая - 1910 года.
И главным образом за что я благодарна спектаклю - это за прекрасную Регину Шнигирь в главной роли. Её суровость, я бы даже сказала зашоренность во взгляде на мир, увлекает как минимум.
"Сыновья не вышли", надежда на дочерей. Людмила не родная, хоть выросла тут подле Вассы, но и она видит и хорошее в Вассе, единственная. Этот сад. И даже несколько странно, что именно в Людмиле нет озлобленности на этот мир что есть у всех в семействе Железновых.
Васса стойкая, "заботливая" на свой манер, всё под контролем, старается не преступать закон, но не очень расстраивается, когда закон переступает кто-то другой. Да и ради детей своих готова пойти и на преступление. Хотя, того своего внучка она ж не сама душила...
И что мне нравится в героини Шнигирь - мне лично видится, что не родилась она такой, что это её обстоятельства сделали. Начиная с того садика, заканчивая этого почти наивного вопроса, ради кого же тогда мы так старались-убивались всю жизнь? Просто она уже вышколенная лошадь, умеющая только пахать и отгонять волков от детей своих. Чувства и мечты детей тут в принципе не рассматриваются как существующие.
Калека Павел. Младшенький. Озлобленный. Ну, а каким ещё можно вырасти, если тебя никто не любит? Когда даже про любовь матери ты лишь умом вроде как понимаешь, да не чувствуешь. Когда вроде из богатой семьи, да нет денег, чтобы осуществить свои мечты, возможно, глупые, но свои! Как не злиться? Когда даже жене противно тебя касаться? А родная мать в монастырь "из любви к нему" отправляет.
Прохор - ох, разбитной парень! Как только появляется, его сразу так много! Но именно он тут живым кажется. Александр Шаманов.
Семен немного забавен в своём мальчишестве и эгоизме. Алексей Улановский. А ещё на контрасте его купчиха-жена. Тоже безмерно харАктерна. Недалёкая, но рассудительная. Когда в житейских вопросах мудра, но рот раскроет - глуповата. Шикарны сцены, когда Наталья с Павлом "беседуют".
Анна, кто сбежала по любви из дома, теперь сама потухшая, "зеркалит" мать по собранности чувств, даром, что именно её поучает Васса, как детей воспитывать. Что ради них на всё готова. Тут она тень этой самой Вассы, за внешней шикарностью и лоском, рождается дочь своей матери.
Скорее инородно выглядит Людмила. Не родная дочь, а скорее воспитанница, а с некоторых пор невестка. И когда сбегает Павел, то эта невестка-то остается подле нее. Трепетная Людмила остается такой и после романа до брака, и после ночей с Прохором, и после замужества с Павлом. Когда хочется жить, ничем это не убьёшь. И наличие рядом с Вассой Людмилы оставляет надежду, что ещё оттает Васса. Что дочерьми и их детьми будет жить, а не пахать...
Очень нравится, что перед спектаклями создатель и худрук театра Сергей Федотов всегда выходит сам на сцену и обращается к зрителям со сцены. Вот, например, вы знали, что театру в этом октябре исполнилось 35 лет?
Также Федотов упоминал, что их театр попрекают, чего столько декораций возят с собой. Но они за классичность и в декорациях. У них есть консультант по той эпохе. Ну, а мне показалось, что это убранство и эти декорации очень подходят сюда. Во-первых, стеклянная стена, отделяющая комнату от коридора - тени потустороннего мира... Да, и уход Натальи хорошо показан... Неярко, но понятно... Но и уют неимоверный дома. Уют внешний, показной. Как и семья вроде бы полная, богатая, ан нет... Внешний лоск скрывает кучу черных дыр...
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.