Спектакль Море. Сосны
1964 год. Командировочный с путевкой и чемоданом приезжает отдохнуть в Пицунде и влюбляется я официантку Лику, которая, как широко известно, никому не дает. Командировочный заказывает салат Столичный и все, пропала жизнь. Побег, граница с Турцией, спутник в космосе, наконец КГБ. Что с ними станет через пятьдесят лет? С их молодостью? Со страной? Как и с вагонами Ленинград-Сухуми? «Море. Сосны» — киноповесть Михаила Угарова, написанная в 2009 году. Она о любви, роковой любви, которая не признается, что она и есть та самая.
Саша Денисова: «Михаил Юрьевич мечтал снять кино по этому сценарию, вел переговоры — но не сложилось. «Море. Сосны» написаны как киноповесть — это и сценарий, и блестящая проза. Для меня эта вещь моего учителя, Михаила Угарова, самая близкая — возможно, потому что я помню, как он писал ее, как менял названия (вначале она была «Полетное»), как устроил читку в Красноярске, начал репетиции в Москве и потом оставил. Бросил. Мне казалось, Михаилу Юрьевичу всегда было неловко ставить свои вещи — нескромно, неудобно как-то. Поэтому ставил других. Потом и писать уже было неудобно — ну зачем, когда нужно заниматься театром, посвятить этому театру жизнь. Он как будто все откладывал себя как автора или махнул рукой на это. И нам остались невероятно талантливые, тонкие пьесы. Киноповесть «Море. Сосны» была опубликована в Новом мире. В спектакле Центра им. Мейерхольда мы попытаемся соединить и кино, и театр, и прозу. И море, и сосны, и «театр, в котором не играют» — знаменитую читку, фирменную угаровскую читку с ремарками. Для этого на сцену выйдут старые доковцы, ученики, и разбираясь с ироничным, поэтичным, нежным угаровским текстом, станут рассказчиками, античным хором, судьбой. А главные герои — двадцатилетние командировочный и официантка — попробуют эту судьбу перехитрить. Почему 1964 году? Ведь Михаил Юрьевич не был любителем ретро. Он всегда был за «здесь и сейчас». Охота за реальностью. За временем. Театр. doc. Об этом он говорит сам».
Михаил Угаров: «Я понял, для чего написал эту повесть. Это доживание мной моей же молодости. Действие происходит в 1964-м году. Неудачная любовная история на фоне исторических событий. Еще можно сказать – мужская мелодрама… В 1964-м году я пошел во второй класс школы №1 в городе Архангельске. Это было красное кирпичное двухэтажное здание в районе улицы Поморской. Вот, собственно, и все, что я помню (знаю) про 1964-й год… А на самом деле — помню многое. Я помню старшеклассников в моей школе. Я видел их на перемене, и в школьном дворе, и в соседнем дворе, где они курили… Это были очень красивые девушки, и очень взрослые крутые дядьки. Они все делали красиво, бегали, матерились, курили, пинали мяч, завязывали бант, били друг друга по спине портфелями… Я запоминал все эти их движения, чтобы однажды (когда вырасту), стать таким же. Мне восемь лет, а им – четырнадцать. И между нами расстояние непреодолимое никакими мыслимыми способами. И когда мне тоже исполнилось 14 лет, я все равно не был таким красивым, свободным и легким, какими были они… Потом шли годы, немыслимое расстояние (6 лет!) стиралось до смешного, прямо на глазах. А однажды появилось позорное чувство – немного презирать тех, кто старше тебя… Это начиналось с малого – они говорили не те словечки, мы их уже не говорили. Они носили немного не ту одежду, у нас она считалась уже не совсем… Кепочки, меховые шапки, кашне. Мужчина пятидесяти лет, а челочка у него со времен 10-го Б… А у этой женщины хвост на затылке, как тогда носили… Сейчас тот парень в красивых китайских кедах с развязанными шнурками (лень завязать), с челкой на лбу, — тот, кем я до смерти хотел быть, — сколько ему лет? И жив ли он? Доживание молодости. Способ оставаться молодым, когда это уже вполне бессмысленно. Что делала моя страна с их молодостью и красотой? Она их вываривала, как вываривают белье в баке. Время вставляло им золотые зубы, прорежало волосы, накладывало жесткие морщины возле губ. У некогда поджарых мальчиков появились настоящие сиськи, за которые можно по-настоящему ущипнуть. Девочкам ставило на теле растяжки. Армия. Институт. Работа. Свекровь и теща. Детский сад для ребенка. Детская поликлиника. Милиция. И делалась ли она сама (моя страна) красивее и моложе от того, что высасывала до капли их молодость?»
Отзывы о «Море. Сосны»
И вот опять я в Центре Мейерхольда,современном пространстве в несколько этажей, с такими же современными спектаклями. Все те,которые здесь я видела,мне очень понравились.
Что ждёт меня сегодня?
Я прибежала впритык, поднимаюсь, слышу музыку. Захожу в зал, а тут - танцы!
Зрители рассаживаются, а артисты танцуют! И эти танцы такие заводные, что хочется пуститься в пляс.
А вот мне актриса подаёт в руки скакалку,призывая мужчину рядом попрыгать пока мы крутим скакалку 😜😁 . В ней я узнаю Ольгу Лапшину! Это же она играет Брежнева ( да, да,вы не ослышались!) в театре у Богомолова на Малой Бронной в спектакле «Бэтмен против Брежнева». Вы бы видели этого Брежнева! Это ж восторг! И спектакль на Бронной - восторг!
А режиссер-постановщик и «Бэтмана..» и сегодняшнего спектакля - Саша Денисова.
Значит будет что-то классное и интересное!
Это- спектакль «МОРЕ, СОЛНЦЕ», поставленный учениками бывшего руководителя «Театра.doc» Михаила Угарова. Пьеса им написана была как киноповесть в 2009, а события в ней относятся к 1964 году. Инженер Виктор из Ленинграда приезжает на юг по профсоюзной путевке, знакомится с симпатичной официанткой Ликой и всё... вся его скучная жизнь семьянина с этого момента становится каким-то приключенческим сериалом, за которым мы, зрители наблюдаем.
Вот,казалось бы, такой далекий 1964 год, но все, что происходит там , мне очень знакомо. Ну конечно, я как-будто пересматриваю старые фильмы: легендарные «Три плюс два» , «Кавказкая пленница»...Я смутно вспоминаю мои детские поездки с родителями на юг. И какая-то ностальгия меня охватывает. По морю, солнцу, по беззаботности детства,по безбашенности молодости,по СССР.
Пьеса сама по себе очень роскошная, диалоги героев можно разобрать на крылатые фразы.
Но как поставлен спектакль- это отдельный восторг! Ведь это киноповесть. Возможность театральных приёмов на сцене и технологий гораздо скромнее киношных. А здесь локации южного города,ресторана, комнатки Виктора, горной дороги, дикого пляжа и потом даже мест, о которых вслух боятся говорить,мы реально представляем в обычном темном зале именно благодаря мастерскому режиссерскому решению и сценографии.
Да и артисты, кроме главных героев ,Лики и Виктора, играют здесь все время разных людей. Причём иногда прямо противоположных своему внешнему виду- на контрасте. Например, красотку в компании нудистов на диком пляже играет Ольга Лапшина. Ольга безусловно красотка, потому что талантливая актриса. ею любуешься в любой роли. Но она не соответсвует и близко той красотке из пьесы ни по возрасту, ни по параметрам 90-60-90. Но мы ей верим и мы сейчас видим перед собой именно такую мисс Вселенную. И такие перевоплощения здесь у всех артистов. Здесь столько юмора и по тексту , и как раз благодаря таким перевоплощениям.
Полину Галкину ( официантка Лика) я вспомнила по ее ролям в Губернском театре,там я прям рыдала вместе с ее Роксаной в «Сирано». Здесь, в метре от себя, я ещё больше попала под ее очарование. «Красивая и смелая дорогу перешла...» ( как в песне Анны Герман) и у женатого Виктора, робкого и несмелого, не было ни одного шанса в неё не влюбиться. И в результате он за ней «и в огонь, и в воду». Чем же закончится курортный роман Виктора?
Спустя годы, когда им уже за 80, они не узнали друг друга, оказавшись рядом в магазине.
Насмеявшись вначале от души, в конце спектакля выходишь с легкой щемящей грустью, понимая, что молодость безвозвратно уходит, оставляя за собой несбывшиеся надежды и мечты.
Любите ,пока любиться.
Ревнуйте ,пока ревнуется.
Страдайте ,пока страдается.
Мечтайте ,пока мечтается.
Читайте про другие
события
Актеры «Море. Сосны»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.