Спектакль Концерт по случаю конца света
«Способность забывать наблюдается не только у отдельных лиц, но и у целого общества». О. Бальзак
Философия, история, политика, поэзия, концерт, шоу, видео, смешное, трагическое, спектакль, похожий на коллаж, и тем не менее — целостное авторское высказывание. Его основание— история России, а литературный стержень — поэзия от Пушкина до современных поэтов. Зритель увидит Минина и Пожарского, Петра Первого, Николая Второго, Владимира Ленина, Иосифа Сталина, Бориса Ельцина и других. И при этом все действие нанизано на поэзию, которая отражает исторические обстоятельства от Смуты и до наших дней.
Важным и неожиданным элементом спектакля станет интернет, то есть абсолютно сиюминутная информация на сценическом экране. Даже зритель, который будет находиться в зале, увидит себя на экране в контексте происходящего на сцене.
Кроме того, в спектакле задействованы хоры, балет, роллеры, одних костюмов пошито более 250 — словом, мы увидим все многообразие концертных форм в одном невероятном спектакле. Зритель станет свидетелем и неожиданных закулисных происшествий, которые, как правило, остаются за кадром, увидит репетиционную изнанку творческого процесса и ощутит себя его непосредственным участником. И кто же мы на самом деле: всего лишь зрители или все-таки участники великих, славных, и часто трагических событий в жизни своей родной страны?
Отзывы о «Концерт по случаю конца света»
Очень говорящее название у спектакля Содружества актеров Таганки «Концерт по случаю конца света». В общем и целом, увиденное действительно напоминало панихиду. Хотя начиналось вполне живенько – мы присутствовали как бы на репетиции спектакля со всеми сопутствующими накладками, заменами и комментариями участников. Это репетировали концерт к встрече нового 2012 года, на который в очередной раз был назначен конец света. Роковая для России дата 12: 1612, 1812, а теперь 2012 давала большой простор для экскурса в историю. Спектакль по первому впечатлению должен был быть о русской и советской поэзии, а также о том, насколько нынешнее поколение с ней знакомо. На сцене царил репетиционный хаос: кто-то опаздывал, кто-то был не в форме, бедных маленьких лебедей то звали на репетицию, то просили еще подождать, актеры вдохновенно читали прекрасные стихи, в общем и целом было забавно и интересно. Конечно, навеивали печаль видео, на которых будущих учителей литературы спрашивали кто убил Пушкина, и кто Лермонтова. И если про Дантеса почти все знали, то Мартынова не вспомнил никто. И это конечно печалька: нынешнее среднее образование действительно очень среднее, при таких-то учителях – хорошо если читать-писать научат. А кто такие Минин и Пожарский знали пожалуй только человека два из опрошенных на улице. Хотя наверняка подбирались кадры, подходящие под общую идею спектакля, а идея раскрылась во втором действии – вот когда я пожалела, что давала себе зарок всегда досматривать спектакли до конца. На головы зрителей полилась пропаганда: какую страну мы потеряли. Ну тут еще возможны варианты, а вот что войну выиграл Сталин, это уж извините – войну выиграл советский народ. И великую страну построил советский народ и наверняка без Сталина построил бы еще лучше. Ну и так далее, короче побывала я на сходке нынешних коммунистов, и почувствовала там себя лишней, в отличии от большинства зрителей, принявших спектакль на ура. Но хватит о политике, поговорим об искусстве: в целом постановка очень напоминает поэтические коллажи, которые с таким успехом показывал на старой сцене в прежнее время Любимов, только нынешний спектакль с одной стороны масштабнее, а с другой стороны бездуховнее, чем постановки Любимова. Вот как-то так. Извините если кого-нибудь обидела.
Давно уже в стране не ощущается заказа на политические театральные постановки. Все подобного рода заказы перенесены в сферу телевидения. Именно поэтому отдаю предпочтение Мельпомене, а не ее техническим вариациям. И тут внезапная неожиданность — спектакль Театра Содружество актеров Таганки «Концерт по случаю конца света». О нет, это не заказ. Это взгляд режиссера, на то что происходило и происходит в стране. Но невозможно полностью принимать точку зрения, с которой ты согласен лишь частично.
Потому и получать удовольствие от подобного действа очень сложно. Когда тебе говорят, что последние 25 лет истории для нашей страны — откровенная пустота и развал. Что за эти четверть века на 1/6 части суши не создано НИЧЕГО. И поются дифирамбы исключительно временам до беловежского соглашения. Я не являюсь сторонницей тех, кто гневно вычеркивает 70 лет послереволюционного существования, говоря, что без революции все было бы замечательно и славно. Полностью согласна с фразой «У истории нет сослагательных наклонений». Но ПРАВДА об истории так разительно меняется в зависимости от того, кто находится у власти, и от того, кто является рассказчиком. В истории многих стран были неоднозначные периоды, но была ли такая чехарда в оценках, как у нас?..
Николай Губенко очень твердо стоит на позициях марксизма-ленинизма и той исторической школы, которая провозглашала, что Пушкина убил царь Николай I (рукой Дантеса конечно). Мне, не так давно заинтересовавшейся темой дуэли и прочитавшей сборник писем поэта, подобные измышления кажутся идеологическим бредом советских времен. И этого идеологического бреда в постановке хватает. К минусам постановки отнесу и обилие кинокадров. Автор решил выставить хронику аргументом и неопровержимым доказательством причины собственных волнений за судьбу государства. Но мы знаем, как может делаться «хроника»: на три реальных кадра — один фейковый, специально отснятый под хронику, и пипл верит всему. А еще и подача некоторых «кино откровений» в стилистике канала ТВ-3, который мне абсолютно не близок.
Что же о концерте? Танцы были хороши, хоровые номера тоже. Без разговоров о том, кто из приглашенных в какой пробке застрял, вполне можно было бы пустить на день милиции или еще какой праздник (но точно не ко Дню народного единства).
В анонсе к спектаклю есть фраза Оноре Бальзака: «Способность забывать наблюдается не только у отдельных лиц, но и у целого общества», и режиссер искренне пытается донести свое, как ему кажется, правдивое видение событий.
Вещь для старой гвардии, вздыхающей «какую Родину про$рали», для убежденных коммунистов и непоколебимых сторонников СССР.