Спектакль Йун Габриэль Боркман
Молодой австралийский режиссёр Саймон Стоун уже успел поразить европейцев своими спектаклями по пьесам Ибсена, Чехова и даже Эрдмана и Арбузова. Он бесстрашно переписывает их на сегодняшний лад. Действие пьесы Ибсена-Стоуна происходит в современной Европе, переживающей последствия крупнейшей финансовой катастрофы континента. Здесь гуглят и лайкают посты в фейсбуке, обсуждают переход компьютеров из XX века в XXI. Успешного банкира Боркмана, погоревшего на мошенничестве, отсидевшего в тюрьме и уже восемь лет живущего в затворничестве, играет выдающийся немецкий актер Мартин Вуттке.
История о прогрессе рассказана как история о растущем комфорте и внутреннем обнищании: общество больше не является связью между людьми, но связью между человеком и его девайсом. Терминал становится его последним доверенным лицом. Франк Касторф, Zeitonline
Отзывы о «Йун Габриэль Боркман»
Родня
За 16 лет намело по колено. Чистые снежные хлопья полностью укрыли грязь, глубокие следы и хоженые дороги, но Гунхильд Боркман не хочет в это верить. Ей мерещатся злобные тени за окном и кажется, что позор фамилии Боркман будет преследовать ее до конца жизни. Для нее это не снег, а пепел. За время ее добровольного затворничества мир изменился: вот-вот начнется воспроизводство мамонтов, сын стал мужчиной, сестра завела аккаунт в фейсбуке, а муж превратился из человека большого формата, визионера и антрепренера, в жалкого лузера и вечного зэка.
Вообще-то Стоун не так уж сильно переписал Ибсена. Да, Фрида играет не на фортепиано, а на электрогитаре, вместо вязания руки Гунхильд заняты бутылкой, а Эрхарт мчится в новую жизнь не в возке, а в лимузине. Но значительная часть текста и ключевые моменты сохранены – предательство любви, одержимость собственной значимостью, соперничество и победа, трагедия непризнанного творца, превосходство молодости.
Важно, что Стоун переписал главную боль. У Ибсена Элла не может простить Боркману того, что, отказавшись от нее, он умертвил ее живую душу, а у Стоуна – что разрушил тесную сестринскую связь. Выходит, кровные узы имеют высшую ценность – выше, чем супружеские или духовные. Не зря стоуновская Элла осуждает Гунхильд за смену фамилии после свадьбы и нарушение данного в юности уговора. Подтверждает эту мысль и победное V, сложенное рукой только что умершего Йуна после воссоединения сестер: ошибка исправлена, миссия выполнена, коннект восстановлен.
Вплетая в ибсеновскую канву свои нити, Стоун ткет радикальную современность, но полотно получается вполне традиционным, не сказать консервативным. В этом мире разорванных человеческих связей, предупреждает Стоун, слушай голос крови. Супруги могут предать ради бизнеса и личных амбиций, друзья со временем надоедают или превращаются в соперников, общество только и ждет, пока ты оступишься, чтобы станцевать на твоих костях. Родня – вот истинная ценность. Будь как можно ближе к сестре и брату. Искренне люби и уважай детей, будь рядом до момента их взросления. Заботься о родителях. Оберегай наследие фамильного рода, чти семейные традиции. Только так ты проживешь долгую счастливую жизнь, сохранишь лицо, секретный код и ДНК человека – не вымрешь, как мамонт.
Но Стоун не моралист, за что ему спасибо. Снега нет только на авансцене – там, куда троица протагонистов выходит в финале. Пока ты не умер, он так и будет падать тебе на голову. Мир – холодное место, и каждый сам решает, как греться.
Рецензии
«Йун Габриэль Боркман» Саймона Стоуна: Набери мое имя в гугле
О спектакле нашумевшего австралийского режиссера в рамках Чеховского фестиваля в Москве.
28 мая 2019, Анна Казарина
Читайте про другие
события
Актеры «Йун Габриэль Боркман»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.