Спектакль Формоза
Самый известный азиатский хореограф, а также танцовщик и писатель, куратор нескольких фестивалей и обладатель многих премий, Лин Хвай-Мин представляет публике свой прощальный спектакль. Постановка – не только дань уважения его родной стране, но и своеобразный итог его карьеры.
В XVI веке, приближаясь к редкой красоты острову, португальские моряки с восхищением воскликнули «Формоза!», что значило «прекрасная». С тех самых пор и до новейшего времени удивительный остров Тайвань носил это имя. Вдохновлённый красотой этой земли, её легендами и песнями, Лин Хвай-Мин использует движение и начертанное слово, чтобы создать образ своей Вселенной – своей жизни, полный любви, трагизма и надежды. Спектакль начинается в белоснежной декорации, как сама жизнь – с чистого листа. По кипенно белой глади бегут слова, собираясь в строки, накатывая и рушась, как волны разбиваются о берег. Эти волны слов приносят воспоминания, которые и есть настоящая память – они хранят только самое важное.
Лин Хвай-Мин: Чувства возникают внутри, а форму обретают в словах. Слов не хватает – вздыхают, вздохов не хватает — протяжно запевают, песни не хватает – руки начинают плавно двигаться, а ноги – притопывать. Танец – это мощная форма выражения. Это разговор одновременно с небом и землёй. Движения исчезают, едва успев появиться. Танец существует только на протяжении мимолётного мгновения. Это метафора самой жизни.
Отзывы о «Формоза»
Как часто мы приходим смотреть на картину через знания? Мы привыкли к тому, что важно заранее почитать о художнике, времени, в которое он жил, его замысле. Чтобы быть готовым к встрече с неизвестным прекрасным и знать заранее, что же хотел сказать автор.
Спектакль в этом отношении ничем не отличается от художественного полотна. Перед постановкой мы читаем либретто, анонсы СМИ.
А что если попробовать вступить в диалог с автором и его творением самостоятельно, отдаться чувствам? Не через знания, а с помощью личных переживаний и эмоций.
Так я и поступила. Глубоко выдохнула, расслабилась и приготовилась к полету фантазии.
Балет «Формоза» стал истинным воплощением природы во всех её возможных проявлениях – от стихий (вода, земля, огонь, воздух) до явлений (буря, дождь, восход и закат солнца). Дополняли эту мысль костюмы танцоров натуральных оттенков: от землянисто-коричневого до небесного голубого. Герои, с одной стороны, играли самих себя в этом большом мире, с другой, сливались с этим миром, были его частью. Движения танцевальной труппы перетекали одно из другого, такие спокойные на первый взгляд, но с огромной внутренней силой и мощью. Они вторили природе – были солнечным весенним днём и предвестником морского шторма.
Этот танец стал диалогом человека и мироздания, природы и города, животного мира друг с другом.
Спектакль заканчивается словами: Любовь. Формоза. И это правда. Именно во власти любви будущее человечества!
Что мы знаем об азиатском современном танце? Лично я – примерно ничего. Посему пошла на постановку одного из лучших азиатских хореографов Лин Хвай-мина, которого ставят чуть ли не в одну линейку с Пиной Бауш.
Общее ощущение такое: азиатский современный танец не сильно отличается от танца современного. Да, можно разглядеть отдельные элементы из боевых искусств; как они ставят стопу, немного косолапя. Физика танцоров будто немного напоминает хищных кошек, готовых к прыжку.
Последняя работа Лин Хвай-мина «Формоза» не оставила во мне яркого впечатления. Вся история танца была построена вокруг истории острова Тайвань, его появления, заселения. Какие-то части танца ты можешь понять и соотнести с историей, какие-то нет. Единого сюжета не увидела. Танец остался для меня набором этюдов, сделанных довольно технично. Так же не отпускало ощущение, что танцоры все время думали не о чем они танцуют, а о том, КАК они это делают.
При этом надо отдать должное – были несколько визуальных находок, от которых становилось хорошо. Момент открытия сцены – абсолютно пустое, белое пространство, чистый лист. Второй – полностью затемненная сцена, разделенная тонким световым лучом на первой трети сцены, рядом с которой было соло. Третий – когда иероглифы на заднике сцены стали тоже частью танца, стали собираться в какие-то фигуры, сбиваться в кучи. Появилось движение слов засинхроненное с танцем.
Рецензии
«Формоза»: Суверенные танцы Лин Хвай Мина
О последнем спектакле самого первого хореографа современного танца в Тайване.
18 июня 2019, Татьяна Арефьева
Читайте про другие
события
Другие спектакли / современный танец
Вне поля зрения
Пластическая метафора о четверых мужчинах, у которых все должно быть под контролем.
Наедине с собой
Спектакль переносит зрителя в сознание главного героя, который испытывает муки творчества и выбора. Это диалог с самим собой: борьба или принятие? вырваться «в свет» или уйти «в темноту»?