Отзывы о "Один день в Макондо"
Мне сложно писать отзыв на этот спектакль, потому что:
📌я очень люблю СТИ, за его домашнюю атмосферу, за деликатность во всем, за любовь к зрителям (и за вкусный буфет тоже😊)
📌я помню свои впечатления, ставшие открытием, после дипломного студенческого спектакля в ГИТИСе. Но я видела две части, на третью, будучи даже записанной, попасть не удалось, не хватило мест. (Сейчас думаю, что к лучшему)
📌потом, на порыве, перечитала великий, без сомнений, роман Маркеса и ждала этой премьеры, предвкушая и немного опасаясь одновременно...
〰
Сначала скажу про самое-самое.
✔️Самые красивые сцены - любовные. В воздухе, на стене, на полу, в боковых арках. Чувственность, эротизм, желтые бабочки и.. музыка. И фантастические трюки. Невероятно!
✔️Самые сильные сцены - "обратное кино", когда как в замедленной съемке, без слов, проходит вся жизнь полковника Аурелиано в обратном порядке, языком движений. И финал - эта черная дыра, этот уход вниз ногами вверх..."Время не идет, оно движется по кругу..."
✔️Свет. Это не просто свет, это полноценный участник спектакля. Не смогу передать словами, просто признаюсь в любви к Дамиру Исмагилову.
〰
Первый акт мне показался немного затянутым, а ребята чуть скованными, сразу в мозгу появилось предательское сравнение с 39-й аудиторией, с той энергетикой и куражом, которые ощущались там буквально в воздухе (а я была как раз на последнем показе студенческого спектакля). Но после антракта все пошло динамичнее, а вторая часть прошла будто на одном дыхании. И заслуженное браво на поклонах, и цветы, и аплодисменты стоя полным залом (я не заметила ушедших), и крики "Ура! Буэндия!!!" за кулисами, когда зрители уже начали расходиться. Как же понятны эти чувства - и волнение, и напряжение, и усталость тоже, что ни говори, это был четвертый показ (два прогона и два премьерных дня).
Ребята, жгите! Вы крутые!!!
〰
Завидую тем, кто увидит этот спектакль впервые, когда он еще разыграется, отшлифуется, устаканится, обретет, я уверена, тот драйв и "актерское мясо", тело и секс, которые есть и в самом романе, и в постановке, и в актерах.
Для тех, кто сомневается. 10 часов в театре - это не страшно. И антракты большие. Наоборот, очень круто было перенестись на целый день из заснеженной Москвы в латиноамериканскую атмосферу, с песнями, танцами и обедом. В этом плане изменение названия и фиксация в нем пространства очень показательно👍🏻 Можно добавить аутентичности в некоторые блюда, например, в тостадос, но это мелочи. Кофе во время обеда не подают, но можно выпить рядом в ресторане, для зрителей там скидка 10%😊 И побаловать, если захочется, десертом. Хотя сразу вспоминаешь шутку из спектакля: "Москва - это такая большая деревня, где не едят десерты, потому что все самое сладкое вылилось в архитектуру"😜
16 апреля 2016 я влюбилась и с тех пор уже не буду прежней.
⠀
Физически в тот вечер я находилась в душной переполненной 39 аудитории ГИТИСа, а на самом деле в жарком Макондо, где сквозь меня прошли 100 лет одиночества, 100 лет страстей, 100 лет любви. Егор Перегудов каким-то магическим образом перенёс объемный роман Маркеса на сцену, а Женовачи (2013-2017) воплотились в род Буэндиа.
⠀
Лукавлю. Тогда это были первые 50 (или 100?) страниц романа, но после были поставлены и вторая и третья часть. И каждый раз я стремилась в ГИТИС как в эпицентр театрального чуда Москвы. Ребята выпустились, самым большим счастьем было быть в числе тех, кто видел спектакль, и самым большим страхом, что эта магия больше не повторится. Род обречён. Необычный город стёрт с лица земли. Но мы (сектанты, ну) верили, что этот спектакль должен жить.
⠀
И он вернулся в новом цельном формате. Теперь на сцене СТИ с 13.00 и до 22.30 вы можете провести один день в Макондо (на самом деле, конечно же, 100 лет) и своими глазами увидеть и прародительницу трепетную и мудрую Урсулу, основателя и большого ценителя научных открытий, остающимся любознательным и увлекающимся ребёнком до самой смерти, Хосе Аркадио Буэндиа, и полковника Аурелиано Буэндиа с отрешённым взглядом, и всех их многочисленных потомков.
⠀
Спектакль состоит из двух частей: Одиночество любви и Одиночество смерти, каждая из которых, в свою очередь, из двух действий. Между частями 2 часовой перерыв, в котором есть возможность под мексиканскую музыку отведать обед по рецептам Урсулы.
⠀
Не ждите каких-то ярких масштабных декораций, спектакль решён практически монохромно и лаконично. Чёрные кирпичные стены, стол, люк, колосники. Того, что будет происходить на сцене - будет достаточно, каждая минута спектакля достойна внимания зрителя и его живой реакции. Водоворот событий затягивает, время останавливается. Музыка западает в сердце.
⠀
Моя любимая часть - первая. Очень живая и забавная. Молодые Хосе Аркадио и Урсула, их дети, основание Макондо, этот поиск любви, первые ошибки и первые потери. Поиск системного сбоя в своей жизни.
Одиночество смерти другое по настроению, тепла становится меньше, а безысходности и отчаяния больше. Энергия жизни угасает. Пространство сцены приближается вплотную к зрителю. Сцены любви все так же удивительно прекрасны и пробирают до мурашек. Для финала я слов просто не подберу, его лучше увидеть.
13 декабря 2018 года я провела в Макондо счастливый день и хочу его запомнить.
Итоги 2018 - лучшая театральная постановка.
В последний день уходящего года продолжаем подводить итоги лучших событий года! На очереди мир театра. За год тут случилось множество действительно мощных прорывов, заставляющих поверить в русский театр и в подрастающее поколение. Особняком от них в декабре случился "Один день в Макондо"!
Спектакль длится 9 часов, за это время мы смотрим 4 акта от 2,5 до 1,5 часов длинной, также имеем один перерыв на полноценный обед. Если бы мы руководствовались этой информацией, то вряд ли бы вдохновились к просмотру. И совершенно напрасно!
Описать словами и понятными человеческими образами то, что происходит в эти 9 часов - нереально. Возможно, если бы сам Маркес ставил свою книгу, сегодня, здесь и сейчас-то это было бы так и только так! Ибо постановка так же свежа и юна, как созданный однажды город Макондо - всё в нём столь юно, что многое ещё "не имеет имён". А потому определяется как фантазии в духе магического реализма, философия колумбийских классиков, живая музыка и акробатика, танцы, пластические интермедии. Перед нами разворачивается полная история семейства Буэндиос от создания Макондо до магического урагана, снёсшего город с лица земли. Спектакль не новый но абсолютно студенческий - возраст самого старшего актёра не больше 25. Играют вчерашние выпускники ГИТИСа и тут история совершенно уникальная!
В 2017 году эта постановка стала выпускным студенческим спектаклем курса Сергея Женовача, после чего почти вся группа была принята в "Студия театрального искусства". И сегодня на сцене такие сложные и насыщенные роли играли очень молодые ребята. И очень талантливые!
Действие разделено на 2 части - в прошлом 2 самостоятельных спектакля - Одиночество Любви и Одиночество Смерти, между ними большой перерыв. Избранным (а на деле самым быстрым) зрителям доведётся в это время попробовать настоящий обед, который вспоминал Полковник Буэндиа перед своим расстрелом:
— фасолевый суп по рецепту прабабушки Урсулы
— куриный тостадос по-цыгански
— жареная кукуруза с томатной сальсой и йогуртом
— колумбийский лимонад алое
Увы гостинная-буфет СТИ ограничен в размерах, а потому обед достанется лишь 1/7-1/8 от общего количества зрителей. Не сказать, что пища изобилует вкуснотой - но для настроения она идеальна. Однако не забывайте, что колумбийской бабули, да и мамули, готовившей сей разброс блюд никогда не существовало вне страниц романа Маркеса. А вот самыми настоящими бананами может разжиться каждый - стоит лишь поскорее выйти из зала на антрактах - в буфете вас ждут большие вазы с бесплатными желтышами.
Спектакль начинает с лёгкого заигрывания, с нежной чувственности слегка посыпанной магическим реализмом и заканчивает вонзанием в самое сердце тяжёлой и безоговорочной глыбы абсурдной реальности одиночества. Картинка настолько прекрасна, настолько ювелирно отстроена, что часто кажется, будто рассматриваешь иллюстрации в самой книге «Сто лет одиночества». Залипаешь на каждый миг, каждую сцену.
Игра актёров не менее хороша, а то и более. И видно что эти актёры не входят в роль, нет. Они живут в Макондо, они живут этим городом и этим миром. Синхронно, слаженно, совместно. Рискну предположить что в других постановках эти новички театра не столь маститы и профессиональны, они ведь только начинают, впереди много работы над собой - но вот именно тут они словно сумели сохранить нечто искреннее, настоящее и столь же пропитанное магией-нечто составляющее суть и дух многолетнего студенческого единения в ГИТИСе.
На поклоне глаза ребят светились счастьем и... испугом. Вчерашние школяры не просто подняли весь зал - а на овации в финале встал каждый зритель! Они словно сами не поняли как это случилось. И как случилось то, что билеты распроданы аж до конца января ещё неделю назад им тоже не очень удаётся осознать. А вот зрителям-да!
В-общем огромный сложнейший материал на долгое осмысливание и работу над собой.
Рецензии
Рецензия: «Один день в Макондо»
Оглушительная и очень энергичная девятичасовая сага по Маркесу.
12 января 2019, Софья Миллер
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.