Отзывы о "Квадратура круга"

Оценка редакции
Елизавета Ефремова 10 марта 2020, 06:09

Квадратура круга — задача, заключающаяся в нахождении построения с помощью циркуля и линейки квадрата, равновеликого по площади данному кругу. Является одной из самых известных неразрешимых задач.
Валентин Катаев написал «Квадратуру круга» в 1927 году. Осенью следующего года в Московском Художественном театре состоялась премьера этой комедии-шутки. К марту 1929 года пьеса выдержала уже сто представлений. Всего спектакль на сцене МХАТа прошел 629 раз. Трудно найти другую пьесу советской драматургии со столь потрясающе удачной сценической судьбой. Пьесу включили в свой репертуар едва ли не все театры страны - ведь это был первый советский водевиль – легкий, изящный, искрометный. Даже заграница не устояла перед обаянием "любви вчетвером по-советски". В 1935 году состоялась американская официальная премьера "Квадратуры круга". В бродвейском "Льюсиум театре" комедия Катаева выдержала свыше ста представлений. И в наши дни эта пьеса идет во многих театрах России, в том числе и в МТЮЗе в постановке Виктории Печерниковой. Чем же цепляет современного зрителя эта винтажная комедия, написанная почти век назад, простая история о чудаковатых и наивных людях, свято верящих в идеалы партии, но столь же сильно мечтающих любить? Все просто: люди любят комедии, еще больше музыкальные комедии, а еще больше водевили или по-современному мюзиклы. И в постановке Московского МЮЗа есть все элементы любимого зрителями жанра: две пары поженились, провели вместе ночь и поменялись женами. Все это сопровождается песенками, танцами, весело и легкомысленно. А еще это добрая пьеса, написанная для молодых актеров и иронично отражающая славную эпоху двадцатых годов прошлого века. Ксения Кочубей - автор сценографии и костюмов МТЮЗовской постановки поддержала ауру двадцатых годов лаконичной декорацией, отсылающей к проектам то ли академика Мельникова, то ли братьев Весниных и костюмами "группы поддержки" похожими на эскизы Малевича или Кандинского. А фикусы, скатерочки и чудо тогдашней техники - примус, тоже здесь не лишние: ведь на смену военному коммунизму уже пришел НЭП с его тягой к "признакам мещанства". Актеры Московского Театра Юного Зрителя играют роли своих ровесников, живших век назад, весело, легко и непринужденно.

Ия 26 ноября 2019, 01:27

Квадратура круга в МТЮЗе
Итак, харизматичные 20-ые годы 20 века
Автор – Валентин Катаев.
Режиссер – Виктория Печерникова
Костюмы – Ксения Кочубей (особенно хороши. К.Малевич. чистые цвета красный, синий,желтый..классно смотрится)
Во-первых, что хотел сказать В.Катаев названием Квадратура круга?
Похоже, умничал
Квадратура круга – одна из известных неразрешимых задач на построение с помощью циркуля и линейки. Впрочем, не только умничал Валентин Катаев, но и веселил. Писатель родился в Одессе, и юмор, как и одесский акцент – остались с ним (и с нами) навсегда.
Кстати, Бунин (которого Катаев считал за своего литературного учителя) высказался о нем так:
Был В. Катаев (молодой писатель). Цинизм нынешних молодых людей прямо невероятен. Говорил: «За сто тысяч убью кого угодно. Я хочу хорошо есть, хочу иметь хорошую шляпу, отличные ботинки…»
В спектакле все перечисленное (плюс аристократизм, красота и обаяние) принадлежит Флавию-(Илья Смирнов). А ну-ка отними, что называется.
А все остальное – блеск и острота, песни и танцы - будто б пьеса эта- водевиль времен строительства коммунизма.
Особо выделю Танец с колбасой – хитовый. Публика массово сообщала в гардеробе после спектакля- на ужин сегодня только колбаса. Вот ведь не жалеет себя наш зритель, когда искусство воздействует на него столь прямо, очевидно, и без компромиссов.
Дьяков Сергей – Абрамчик – милый, кругленький и не привыкший к лишениям. Его отношения с Тоней, Людмилочкой или колбасой – трогательные и смешные. А танец «стрелочка-кошечка»…
Его друг Вася – худощавый, честный комсомолец
Ему-то под стать Тоня, конечно, активистка в красном комбинезоне, с черным каре и кипой книг (на завтра, обед и ужин по увесистому томику)
А вовсе не мещанка Людмилочка (дед-выдвиженец, бабушка- домохозяйка, примус,котлетки.занавесочки), деловитая красотка
В общем. Все эти ребята должны как-то устроиться в одной комнате в доме явно конструктивистского вида. И они устроятся. А как- можно посмотреть в театре
Еще в нем есть живая Луна и неплохая музыка Натальи Ручкиной

Елена 5 ноября 2019, 06:57

Потрясающая сценография в сопровождении ярких декораций, песен и танцев. Все соответствует представленной эпохе. История двух молодых ребят из 20-х годов, женившихся в один день и вынужденных делить общую комнату. Спектакль смотрится легко и позитивно. Остались непонятными только несколько моментов - танец колбасы и лицо над сценой, меняющее эмоции в зависимости от сценки.

Надежда 1 ноября 2019, 09:43

Квадратура круга ‒ это одна из самых известных неразрешимых математических задач, а как решат подобную жизненную задачу герои одноимённого спектакля Виктории Печерниковой можно увидеть в театре МТЮЗ.

Постановка наглядно передаёт дух двадцатых годов двадцатого столетия, о котором писал автор пьесы Валентин Катав, время строительства коммунизма и НЭП. Два советских гражданина Василий (Илья Шляга) и Абрам (Сергей Дьяков) занимают одну жилплощадь в доме-коммуне, в тайне друг от друга женятся в один день, приводят жён в общую комнату, в надежде что товарищ поймёт... По темпераменту молодые люди очень разные: Абрам — стремящийся к этичности комсомолец, строитель будущего, ничем не отличающийся от других таких же идейных ребят; а Василий с признаками «нездорового обрастания: полосатый галстук, нэпманские штиблеты». И жён они себе выбрали тоже совершенно не похожих друг на друга: Тоня (Ольга Гапоненко) — «серьезная девица, с таким солидным общественно-политическим стажем», а Людмилочка (Наталья Златова) — «немного мещаночка». Комичная ситуация, а ещё более забавно то, как все герои будут её решать под присмотром Луны-маски. Пьесу Валентина Катаева я не читала, поэтому финал для меня был неизвестен, от того и неожиданен, но как обычно бывает в водевилях — закончится всё хорошо, сорри за спойлер :)

Сценография в стиле конструктивизма, костюмы авангардические ярких цветов — это работа Ксении Кочубей. Сопровождается спектакль джазом и факстротом, песнями и танцами (правда во время исполнения песен слов не разобрать, но смысл понятен). Актёры все молодцы, особенно Илья Созыкин, исполнивший роль Емельяна Чернозёмного, громогласный бунтарь-поэт и изобличитель. Непонятной для меня оказалась только роль Колбасы, да такой герой тоже есть в спектакле, до её появления уже было понятно постоянное чувство голода Абрама, но режиссёру виднее :) В общем смотрится современно, позитивно и легко.

Вера 1 ноября 2019, 05:16

Московскому театру юных зрителей есть что предложить и взрослой аудитории.
Помимо прекрасных спектаклей худрука театра Генриетты Яновской, есть спектакли режиссёра Камы Гинкаса и постановки приглашённых режиссёров.
До сих пор очень тепло вспоминаю спектакль Саши Толстошевой "День рождения Смирновой".

В этот раз смотрела спектакль с интригующим названием "Квадратура круга", режиссёра Виктории Печерниковой.
Cпектакль-водевиль как лёгкая вуаль, подойдёт всем поклонникам жанра.
Комедийная незамысловатая постановка с занимательным сюжетом, танцами, куплетами и лихой музыкой.

Пьеса Валентина Катаева, классика советской литературы, написана в 1927 г.
Жанр Катаев определил как водевиль в трёх действиях, и также его поставили на сцене МТЮЗа.
Время новой экономической политики (НЭП). Пьеса о новой советской морали, борьбе молодежи с мещанством и любви.
Без идеологических вкраплений и занудства.

Два друга женились в один день. Первый - ярый комсомолец, второй - беспартийный товарищ!
И жить им с жёнами предстоит в одной квартире.

Сценография и костюмы Ксении Кочубей. Получилось симпатично.
На сцене любопытное серое геометрическое пространство, вызывает интерес и желание смотреть.
Это огромная и  пустынная запущенная комната в обычном доме. В нём и будет развиваться действие пьесы. Менятся будут только яркие акценты и детали, будет игра с геометрическими фигурами.
Луна с мультимедийным лицом, на котором отражаются эмоции от действий героев,- вроде и рассказчик, и наблюдатель за тем, что происходит на сцене.

Постепенно, с развитием сюжета, пространство делится на две части - "Поступило предложение разгородиться".
Для первой пары оно становится мещанским, но довольно милым. А для другой - аскетичным и партийным, с "козлами" и кучей книг.
Конфликт в действии.

Костюмы прекрасно передают дух эпохи. Яркая шубка  беспартийной Людмилочки и рабочий комбинезон комсомолки Тони отлично конфликтуют на сцене, как и две героини.
Костюмы частично гипертрофированные.

Например, неустроенный быт и голодное время нашли отражение в образе огромной танцующей Колбасы.
И в целом, образ хорошо вписался в водевильные страсти спектакля.

Квадратура круга подразумевает под собой  совершенно тупиковую ситуацию. Меня же в тупик загнала игра актёров.
С одной стороны, я понимаю, что такая была задача. Играть играя. Шутим же!
Но с другой стороны, наигранность не к лицу некоторым актёрам.
Я не поняла этого. Но это лично моё восприятие,  я всегда призываю сходить и составить своё личное мнение.

Есть и отличные типажи. Флавий (Илья Смирнов) и поэт Емельян Чернозёмный (Илья Созыкин) - очень харизматичные и яркие.

Ежиха 10 апреля 2019, 01:03

И пусть задача не совсем та, решение было найдено!
Можно ли построить квадрат равновеликий данному кругу при помощи линейки и циркуля? Математики доказали, что нет. А «квадратура круга» стала метафорой для обозначения безнадежного предприятия. Но если верить википедии, даже доказательство невозможности квадратуры круга не мешало многим энтузиастам тратить годы на решение этой проблемы.
Героям же пьесы Валентина Катаева «Квадратура круга» пришлось решать немного другую задачу и они с ней отлично справились меньше чем за пару часов во время одноименного спектакля в МТЮЗе.

Дано: большая, пустынная запущенная комната, из мебели продавленный пружинный матрас в углу и садовая скамейка в центре, некоторое количество книг и мусора. Это жилище двух закоренелых холостяков Васи и Абрама, которые в один прекрасный день и судя по всему внезапно становятся женатыми, а следовательно в комнате теперь будут проживать уже две молодые семьи. Как сложится их совместная жизнь? Интересно? Тогда приходите и смотрите новый спектакль театра МТЮЗ в постановке Виктории Печерниковой.

Спектакль получился веселый, музыкальный, пропитанный заразительным энтузиазмом 20-х годов. Когда на обломках старого мира зарождался абсолютно новый и неведомый мир, где для прочного брака нужно вроде только «сходство характеров, взаимное понимание, классовая принадлежность, общая политическая установка, трудовой контакт.» Но достаточно ли этого? Спектакль отлично передает дух и настроение 20-х, когда у людей буквально кружилась голова от предвкушения будущей прекрасной жизни. Все персонажи спектакля получились яркие, а порой даже гротескные.

Декорации, костюмы, сценография отлично соответствуют представляемой эпохе: ожившая луна, минимум цветовых акцентов с преобладанием красного и синего, рабочие комбинезоны, пальто нестандартного силуэта. А танец колбасы... вы когда-нибудь видели как танцует колбаса? Теперь у вас есть возможность это увидеть :))) А какие стихи выдает экспромтом Емельян Черноземный... это надо слышать :)))

На сайте театра заявлено, что главная фраза спектакля: любите друг друга, не валяйте дурака! И действительно не смотря на все дурака валяния по ходу действия, в конце концов именно любовь находит выход из казалось бы неразрешимой задачи квадратуры круга.

Catherine 24 февраля 2019, 03:22

В МТЮЗе поставили совершенно прелестный спектакль по пьесе Катаева "Квадратура круга". И это тот редкий случай, когда у постановки минусов нет. Прекрасно все: текст, режиссура, игра актеров (всех!!!), типажи и пр. А уж сценография и костюмы - это подлинный шедевр Ксении Кочубей. Итак, все началось в 1927 году, когда Катаев написал пьесу "Квадратура круга". В ней отразилось все то, чем жила молодежь в СССР в ту пору: недавние революционные потрясения и НЭП, вера в светлое будущее и строительство коммунизма, квартирный вопрос и радио как символ нового.

Комедия о том, как два товарища-комсомольца, Василий и Абрам, живущих в одной комнате, одновременно решили пожениться и привели к себе супруг, могла произойти только в это время, когда еще гайки не были закручены до конца. Казалось бы, вполне себе незначительная вещь, простенькая комедия о быте и любви. Но она рассказывает о тех годах, возможно, лучше учебника истории. Условия жизни, устремления и чаяния людей - как на ладони. Ну и, кроме того, это очень смешно и увлекательно.

Режиссер Виктория Печерникова подошла к спектаклю очень творчески, в нем много пасхалок, начиная от Маяковского и заканчивая Оруэллом. И оформлена постановка, как я уже сказала, здорово, в духе плакатов тех лет. Ну и мультфильм 1902 года "Путешествие на Луну" тоже можно вспомнить. И, если главные герои - вполне себе живые люди со своим характером, то массовка - это образы, символы комсомольцев и рабочих. Ну, а Фравий, комсомольский вожак в сером плаще и вовсе на Старшего брата тянет. Как я понимаю, поставили не просто пьесу Катаева, но пьесу, на которую глядят из нашего времени, уже с учетом того, что произошло в XX веке, творчески переработав его историю и наследие. Игра бесподобна у всех: очаровательная мещаночка Людмила и увлекающийся Вася, железобетонная комсомолка Тоня и Абрам, готовый пойти на уступки. Но поэт Емельян Черноземный (И. Созыкин) - это, наверное, самый яркий персонаж. Снимаю шляпу.

Галина 22 февраля 2019, 01:41

"Квадратура круга» в Московском театре юного зрителя - премьера этого сезона. И премьера оказалась для меня неожиданной. Все, что я знала о сюжете - что придумал его В.Катаев. То есть это 20-е годы 20-го столетия. Привыкнув за последнее время к спектаклям с непременно сложной подоплекой (то политика, то философия, то просто режиссерские аналогии и выверты, предполагающие зрителя насмотренного и начитанного), я вдруг оказалась на довольно простеньком водевиле. Не знаю, написал ли его так автор или пьеса превратилась в забавную миленькую штучку усилиями режиссера Виктории Печерниковой, но смотрится она именно комедией положений. А комедии положений бывают разные. Бывают искрометные, смешные, бывают тупые. "Квадратура круга" - ни то и ни другое. Она очень неровная. Местами реально веселая, смешная, интересная, но вдруг проваливается куда-то, и возникает ощущение какой-то растерянности, как будто актеры или режиссер не очень понимают, что хотят продемонстрировать зрителям. И очень мешал плохой звук, когда актеры пытались петь. Слов чаще всего разобрать было невозможно, да и вокал, если честно, оставляет желать лучшего. Надеюсь, что это издержки премьеры, что постановка наберет силу. Потому что в целом смотреть ее приятно.
Потому что отдыхать тоже нужно, а пьеса не напрягает и дает возможность расслабиться. Точнее, не знаю про пьесу, говорю про спектакль, потому что вчера мне сказали, что в пьесе поднимаются серьезные вопросы классовых противоречий. Ну не знаю... Нет, классовые противоречия тут есть, они на поверхности, на них и строится в большой степени действие, но сказать, что они серьезные, у меня язык не повернется. Просто взяли двух мужчин и двух женщин разной степени идейности, от правоверной комсомолки до откровенной мещанки (а мужчины вообще не очень четко определившиеся), и стали перемешивать их взаимоотношения. Абрам женился на Тоне, Вася - на Людмиле, всем предстоит жить в одной комнате, и начинаются вполне предсказуемые недоразумения. Как и положено в водевиле - кончается все хорошо, и слава Богу. Спойлерю без зазрения совести, потому что финал очевиден с самого начала, интрига чисто условная, просто для действия.
Действие раскачивается сначала довольно натужно, потом вдруг обретает ту самую водевильную легкость и веселость, но к концу опять начинает пробуксовывать. Я даже не могу назвать конкретную какую-то проблему, просто чисто по ощущению: то смотришь и радуешься увиденному, а то вдруг даже перестают раздражать телефоны рядом - ну светят и светят, мешать все равно особо не мешают.
Понравились танцы, актеры замечательно двигаются, особенно исполнительница роли Тони Арина Борисова (в спектакле два состава, я видела с Ариной).
Любопытная сценография. За действием вместе со зрителями все время наблюдает лунный лик с клоунской физиономией на нем.
Этот лик живо реагирует на то, что происходит с персонажами. И вот что интересно - улыбаться он начинает, в том числе, в моменты адюльтера. Вообще, пьеса призывает "любить друг друга, как в крадратуре круга", ну то есть встает на сторону не штампа в паспорте (поставленного по чистому недоразумению, надо заметить, по идейным соображениям или просто по дури), а на сторону любви. И даже некий Флавий (Илья Смирнов), явно комсомольский функционер, "благославляет" обмен супругами.
Кстати, Флавий - единственный, кто носит серый плащ, попробуй пойми, к какому идейному миру он ближе. Правда, кроме серого плаща, он еще иногда носит вместо головы большой глаз (и это, пожалуй, единственный отсыл к непростой политической ситуации того времени, даже не того, а которое вскоре грядет).
Правоверные же комсомольцы все, как один, в ярких однотонных комбинезонах: мужчины- в синих, женщины - в красных.
Мещаночка Людмилочка, естественно, в персиково-розовом платье, а ее новоиспеченный муж - в песочного цвета костюме и, о ужас, при галстуке.
Вот именно муж Людмилочки, Вася, понравился мне больше всех остальных. В смысле, актер, его игравший, Илья Шляга.
Я его запомнила еще по спектаклю "Кто боится Вирджинии Вульф". В "Квадратуре круга" он другой, но тоже хорош. Ему удавалось передавать какие-то очень искренние эмоции, при этом не кривляясь и не заламывая (в переносном смысле говорю) рук. Картинное заламывание, в принципе, не противоречит жанру этой постановки, но он обошелся без этого. Остальные именно играли, он - жил в предложенных обстоятельствах.
Самым ярким персонажем, тормошившим заскучавший было зал, оказался некто Емельян Черноземный (Илья Созыкин), личность довольно одиозная, пародия на всех поэтов того времени сразу. Неприкаянный, непризнанный, голодный и очень громогласный. Правда, к финалу и он поднадоел однообразием своих выступлений.
Вообще, сложилось впечатление, что авторы спектакля пытались наполнить его какими-то забавными придумками, иногда у них получалось хорошо, а иногда - никак, но не пропадать же добру, и задумку оставляли на сцене, как есть.
В целом, спектакль миленький, вполне хорош для отдыха, один раз можно посмотреть с удовольствием. Что я и сделала и ничуть об этом не сожалею. И, повторюсь, я надеюсь, что со временем он окрепнет и обретет устойчивость.
Вообще, МТЮЗ радует хорошими спектаклями, я рада, что этот театр попал в поле моего зрения несколько лет назад, стараюсь по возможности посмотреть их репертуар.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма