Отзывы о "Мелкий бес"

Алла 17 февраля, 01:03

В тихом омуте черти водятся. Тем более в мелком, блеклом и гнусненьком. Это характеристика не только учителя словесности Ардальона Передонова (Дмитрий Бозин), но и городка, в котором главный герой постепенно сходит с ума. За безумцем следует его неизменный спутник – бес Недотыкомка (Алексей Галкин).
Спектакль начинается с исповеди Передонова (перед самим собой ли, перед Богом ли, перед собственной ли совестью?), где он первый раз предстает перед зрителем человеком. Второй и последний раз мы увидим его человеческое лицо, искаженное диким криком. Совершив убийство, потеряешь душу и человечность навсегда. Стоя на своем шатком постаменте, с закрытыми глазами, раскинув руки, как бы ища опоры перед грозой подступающего безумия, Ардальон повествует о «лихе», которое поджидало его еще у колыбели. Монотонный, заунывный монолог затягивает и персонажа, и зрителей в беспросветную пучину мнительности, самолюбия, страха, эгоизма, кичливости и жестокости. Протянутые в стороны руки ищут соломинку, но вместо нее пустая, глухая к исповеди сцена и одинокие развалины небесного храма на фоне. Не находит Передонов в пустом, холодном пространстве спасительной соломинки и стаскивает его в бездну мракобесья Недотыкомка.
Негде найти спасения в этом городке никому – ни Ардальону с его мелочной и страшной своей мелочностью душонкой, ни его сожительнице Варваре (Екатерина Карпушина), ни даже светлому мальчику Пыльникову (Игорь Неведров). Вокруг одни бездушные двухцветные маски лишь с прорезями для глаз, да бесовские кривляния и пляски сводниц и сводников, завистников и стяжателей.
Талантливо, до болезненного душевного отклика поднята тема издевательства над слабым. Велосипед – символ беззаботного детства здесь перевоплощается то в гнет оскорблений и издевательств Передонова, которые железным рулем прижимают несчастного Пыльникова к полу, то в страшный точильный камень, к которому вот-вот Передонов прижмет щеку ненавистного ученика.
И вдруг, благодаря мастерству режиссера, Ардальон из мучителя превращается в раболепно лебезящего подхалима, поднятого над сценой и дрожащего на такой высоте, явившись «пред очи» начальства.
Все два часа спектакля зритель становится свидетелем того, на какие метаморфозы, извращения и падение способна человеческая душа. И это возможно только благодаря полной отдачи актеров и гениальной режиссуре Романа Виктюка.

Ия Ия 31 января 2023, 01:41

Когда школьный учитель постепенно сходит с ума – такой процесс трудно увидеть сразу и ясно – но у нас, например, есть оптические инструменты ночного вИдения- театр, а в нем Дмитрий Бозин. Покажут, если хотите, как оно бывает.
Передонов в пьесе Ф. Соллогуба- злой и жалкий. А в театре Виктюка Передонов Бозина пострашнее Недотыкомки (Алексей Галкин) будет. Лихо – неприятное и надоедливое, конечно. инфернальный Ванька-дурачок, да и только.
А дальше как в анекдоте.
«Новый учитель географии боится зайти в класс. Директор обучает – Сначала их надо ошеломить, потом заинтересовать»
«Это как?» учитель молодой спрашивает
«А покажу» - директор старый отвечает.
Заходят в класс, а - там полный бедлам, между прочим»
Точно. Увидев парней с великами на фоне бумажного греческого храма, помятого, но вполне совершенного, мы приободрились, но не ошеломились. Будут ли танцы? Которых мы всегда хотим.
«Сегодня – директор объясняет - будем натягивать гандон на глобус
- а что такое глобус? спрашивают дети
А вот это вам объяснит новый учитель географии»
Итак, Учитель Передонов (Дмитрий БОзин) здесь, и он нам все-все объяснит и про глобус в том числе.
Однако учитель внезапно и ловко вскочил на тренажер, , проговоривая свои травматичные реплики так соблазнительно и страшно, что челюсти отпали у учеников, мы, школьники (зрители) замерли и вслушались в текст. Нереалистично-гибкий позинг актера Дм. Бозина буквально принуждает к внимательности. Кобра Передонов покачивается под свою же музыку и сверкает синими очами (это не глаза). Тогда как Недотыкомка – милый мальчик-побегайчик в сравнении со своим медиумом - отдыхает.
«Сама княгиня Волчанская обещала Варе, уж это наверное. Как только, говорит, выйдет за него замуж, так я ему сейчас же и выхлопочу место инспектора.»
« Само собою, за тебя, Ардальон Борисыч, всякая пойдет» И то правда. И вот они, невесты.
Три девушки в белых одеждах, красивые, разные, человечные, замуж за нелюдя хотят выйти. Тогда как Передонову инспектором хочется стать, а не жениться.
Интрига разворачивается нешуточная. Варвару - сожительницу учителя - играет Екатерина Карпушина, хорошо она получается у нее. Инфернальная, злая и крупная.
Тогда как юный красавчик- гимназист Пыльников (Игорь Неведров) – образ настолько нежный и совершенно по вкусу Федора Кузьмича Соллогуба – белый, припудренный, скромный, на других непохожий. Мне кажется, что слова Людмилы (Мария Матто) в пьесе – авторские, важные.
«Люблю красоту. Язычница я, грешница. Мне бы в древних Афинах родиться. Люблю цветы, духи, яркие одежды, голое тело. Говорят, есть душа. Не знаю, не видела. Да и на что она мне? Пусть умру совсем, как русалка, как тучка под солнцем растаю. Я тело люблю, сильное, ловкое, голое, которое может наслаждаться»
В основу мистического сюжета, кстати, легли реальные впечатления и события. Жил да был когда-то такой учитель, прототип Передонова, и закончил жизнь в психушке. В пьесе же еще серьезней все и страшнее.
История с маскарадом тоже настоящая и очень яркая. Красиво и остро поставлен макабрический карнавал, и к финалу подводит естественно, за руки, за ноги, за голову тянет и сердце прихватывает.
Про отсылки к художникам, поскольку они есть. Начало 20 века - костюмы в знакомых красках Казимира Малевича - и середина эпохи. В одной из сцен Д. Бозин, наверное, «Крик» Мунка имитирует, и это лицо, искаженное безмолвной гримасой ужаса, иллюстративно и соответствует, но вдруг мне видится другая картина, поздняя и другого художника, в красном «священническом» одеянии портрет папы Иннокентия Френсиса Бэкона, да, цвет другой, но лицо и эмоция имеют еще больше соответствий.
Еще в постановке звучит почти лейтмотивная песня, и именно сейчас она так хорошо заходит (мне), что и сказать нельзя.
Солнце всходит и заходит,
А в тюрьме моей темно
Дни и ночи часовые
Стерегут мое окно
Цитирование увлекает.
P.S.Мне бы, главное, не хотелось, чтобы она была сухопарая, — с тоскою в голосе сказал Передонов. — Жирненькую бы мне.
« она была ему нелюбопытна, как все предметы, с которыми не были кем-то установлены для него приятные или неприятные отношения»
Отношения с предметами – это же супер-современная мысль.

Елизавета Ефремова 23 апреля 2021, 02:54

Герой романа Федора Сологуба "Мелкий бес", Ардальон Борисыч Передонов, потихоньку сходит с ума. Да если жить одной мыслью, исступленно мечтая о повышении в должности, то навязчивая идея точно должна довести до помешательства. Но в спектакле Романа Виктюка, похоже Передонов не в себе с самого начала. Об этом говорит и иллюзорный греческий портик, построенный из облаков (сценография Владимира Боера), откуда появляются и куда уходят герои спектакля, и постоянно сопровождающий героя Недотыкомка (Михаил Урянский), да и поведение главного героя (Дмитрий Бозин) явно не соответствует человеческим нормам. Бозин практически не уходит со сцены в течение всего спектакля, к его герою стягиваются все нити повествования, этими невидимыми нитями окружающие его люди опутывают несчастного учителя словесности в гимназии небольшого провинциального городка. Но и Передонов как паук опутывает в липкую паутину своего безумия всех, кого встречает на своем пути. А людишки эти в основном мелкие и недостойные. И не зря Ардальону Борисычу везде мерещатся мерзкие завистники, которые только и ждут случая подставить его, испортить карьеру. Его сожительница Варвара (Екатерина Карпушина) - грубая, неряшливая, вульгарно раскрашенная женщина - только и мечтает как бы обманом Передонова женить на себе. Для этого идут в ход и поддельные письма, и нереальные обещания. Эта женщина одержима идеей венчания с Передоновым, а он, в свою очередь, — получением должности. Уже имеем двоих не совсем нормальных. Да и приятельница Варвары - Грушина (Людмила Погорелова) симпатий никак не вызывает, как и сослуживец Передонова Володин (Павел Новиков). Володина даже и не жалко, когда Передонов набрасывается на него с ножом и убивает.
Кажется, в целом городе нет никого, в чьём сознании живы ещё такие понятия, как доброта, честь, вежливость, терпимость. Каждое событие завязано на каком-то пороке или несуразности. Люди замечают только недостатки других, игнорируя свои собственные, обсуждают и осуждают друг друга.
Только Саша Пыльников (Игорь Неведров) в этом липком и жутком хаосе, как луч света в темном царстве, парит над миром безумия. Даже внешне Пыльников, и тянущаяся к нему Людмилочка (Анна Подсвирова), отличаются от ярко-безумной толпы горожан.
Наверняка нелегко быть актерами театра Виктюка. Кроме актерского мастерства надо обладать прекрасной физической подготовкой, чтобы совершать на сцене головоломные трюки. Но даже среди этих великолепных актеров выделяется Дмитрий Бозин - любимейший актер Романа Григорьевича. Кажется Бозин может все: хотите, станет невероятной красавицей, хотите - отвратительным убийцей.
Спектакль театра Романа Виктюка "Мелкий бес" смотреть нелегко. Да он и поставлен не для отдыха и развлечения. Все полтора часа от зрителей требуется напряженное сопереживание, сострадание и эмпатия. Требуется нелегкая работа души. Этот спектакль, призыв к защите от самораспада, эгоцентризма и эгоизма. Пришедшим на спектакль зрителям предстоят полтора часа трудной работы, но, поверьте, оно того стоит.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма