Спектакль Сны Иакова, или страшно место
Название оперы отсылает нас к ветхозаветной истории про «лестницу Иакова». Однако словосочетание «страшно место» ассоциируется еще и со Свияжском: после революции здесь взрывали храмы и расстреливали священнослужителей, именно в Свияжске в 1918 году Лев Троцкий впервые в истории гражданской войны применил «децимацию» (расстрел каждого десятого бойца, бежавшего с фронта). В эпоху СССР в Свияжске располагались лагерь и тюрьма НКВД, в них погибли более пяти тысяч безвинно осужденных. После смерти Сталина в Свияжске «поселилась» психиатрическая больница… Маноцкову было важно осмыслить колоссальный опыт несчастий Свияжска, не растерять историческую память этого «страшного места». Музыку «Снов…» (звучат клавишные гармоники, аккордеон и валторна) хочется сравнить с рекой: спокойная, кажущаяся в своей простоте однообразной, она внушает то тревогу, то покой. Похожий эффект производит и переплетение сюжетов, выстроенных Маноцковым из текстов тюремных анкет, синодиков Свияжского Успенского Богородицкого монастыря, справок и документальных монологов из коллекции Марины Разбежкиной «Чурики-мокурики острова Свияжска». Положенные на неторопливую музыку, они кажутся фрагментами дурного сна: «58-я статья, десять лет, диагноз – эмфизема легких, рак желудка… Смерть последовала от вышеуказанных заболеваний». В сравнении с официальным языком справок монологи свияжских сумасшедших – поэзия: «А разве без жены нельзя? Дети ведь живут. Я по-детски буду жить!»…
Айсылу Кадырова