Спектакль Мельников. Документальная опера
Анастасия Патлай, режиссер: «Мельников. Документальная опера» – работа, до сих пор волнующая меня по нескольким причинам. Мы имели дело с грандиозным и до той поры недоступным, неопубликованным, эго-документом – дневником архитектора Константина Мельникова, который для многих в мире главное лицо и имя «советского авангарда». Планида же его – горькое и несправедливое отлучение большого художника от дела его жизни. Стиль его письма простодушный и искренний, характер – то сомневающийся, то заносчивый и самодовольный, отношения с архитектурой – таинственные. Пьеса, собранная не только из дневниковых записей Мельникова, но и писем, материалов прессы, воспоминаний, сложилась в особенное, внежанровое произведение. Среди действующих лиц пьесы: Хор «молодцов» – так сам Мельников называл своих доброжелателей, и Хор «сволочей» – так он именовал завистников и хулителей своего творчества. Решение пригласить в команду композитора было вполне естественным. Музыка в спектакле не оформительский или иллюстративный элемент, а действующее лицо. Она и пророчествует, и комментирует, и оплакивает. Она – «хор» в самом первоначальном его назначении в театре. Она самостоятельна и подчас соревнуется с «нарративом» за первенство, преграждая ему путь к ушам зрителя.
Решение сделать спектакль «двухуровневым» стало ответом на наше желание «отдалить» от зрителя фигуру Мельникова, усилить временную и пространственную дистанцию, а не сократить ее. Благодаря этой буквальной, физической удаленности зрителя, устранению «сцены» в ее привычном понимании, зыбкой визуальности и подчас попросту «плохой видимости», мы не можем не чувствовать фрагментарность, недоступность, ускользающую природу не только человеческой судьбы, но и памяти о ней, казалось бы, навеки отлитой в том, что мы привыкли называть «документом».
Отзывы о «Мельников. Документальная опера»
"Мельников. Документальная опера" 23.03.19.
На этот спектакль хотелось попасть еще с самой премьеры, но идет он редко (обычно во Флигеле «Руина» Музея архитектуры), а билеты разлетаются быстро. Увидев в афише «Золотой Маски» (номинация «Эксперимент»), не могла пропустить. Мой интерес был разогрет посещением знаменитого Дома Мельникова (запись туда заканчивается в считанные секунды) и людьми, настоящими энтузиастами своего дела, которые там работают. Во многом благодаря им и состоялся спектакль, поскольку он построен на 100% из архивных записей Мельникова. Гения архитектуры, имевшего мировую известность в молодые годы, его павильон СССР был лучшим на Парижской выставке, автора саркофага Ленину, а потом – забвение на долгих 40 лет… Так вот, после спектакля желание узнать еще и увидеть стало только больше.
✔️Сам спектакль – как объемная фигура, где геометрия пространства играет важную роль. Показ был на малой сцене Центра дизайна ARTPLAY, назвать сценой можно с трудом, пустое лофтовое помещение, с балками, перекрытиями, столбами и кирпичными стенами, но оно задает тон, своего рода основу для любого творчества. Зрители и хор располагаются по периметру на втором этаже, Мельников-старик (потрясающий Игорь Ясулович) сидит внизу, не просто читая записи дневников, а окрашивая их своим жизненным опытом, эмоциями и чувствами. Молодой Мельников тоже есть, дерзкий, амбициозный, динамично передвигается по этому пространству, переполняемый идеями и проектами, но их разделяет дистанция, причем всех и вся – старшего и молодого, мужа и жену (она находится постоянно на втором ярусе), художника и публику, события и творения величайшего архитектора (они только на видеоэкранах) и память о нем, и т.д. В этой отдаленности и противопоставлении (а их множество, успех и забвение, любовь и равнодушие, художник и, конечно, власть, молодость и старость, в конце концов) и есть суть.
Оперой происходящее можно назвать довольно условно, музыка важна, но она подчинена документальной канве, которая составлена так, что предстает не хронологией жизни, а отражает, по словам реж. Анастасии Патлай, парадоксальность мельниковского мышления, его «симметрию вне симметрии».
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.