Отзывы о "Ганди молчал по субботам"
В 2020 г. в России распалось 73% браков, в 2019-65%, а 70 лет назад 4%. Когда вижу старичков, трепетно заботящихся друг о друге, думаю: что изменилось? В эпоху цифровизации появилось богатство выбора, люди стали меньше общаться, не идут на компромиссы и не хотят ограничивать личную свободу. Наскучило или что-то не устраивает – партнера можно поменять, все упростилось до бесконечного поиска методом «проб и ошибок». Спектакль - это история одной распадающейся семьи ведется от лица мальчика Мота.
Кирилл Снегирев - Мот - такой светлый, его танец в начале спектакля заставил улыбнуться! Как водится, ребенок в такой ситуации предоставлен сам себе – выпитый бурбон отца и бездомная Лиза, которую он приводит домой, становится его молчаливым собеседником, недетские философские рассуждения: «Папа сказал, что любовь – главное. А я думал, интересно, сколько времени папа любит эту свою..? Когда мы ездили за грибами и ходили в кино, он уже ее любил?» или «Я, когда вырасту окончательно, я стану предателем, как мой отец!» "Картинки" спектакля и интересные музыкальные решения подчеркивают накал страстей, работники сцены меняют декорации на глазах зрителей-так в буквальном смысле все разваливается.
Грязь ситуации выражена в сцене, где мама снова и снова выбрасывает белоснежную простыню после каждого "визита" мужа, под аргентинское танго «Che Vuole...», латино не раз звучит в спектакле - танец сестры Мота (М. Раевская), у нее на фоне семейных проблем, тоже не складывается танцевальная карьера. Д. Геринг – мама, красивая, утонченная, таких конечно не меняют на «пустышек»…
Говорят, семейные кризисы начинаются на фоне личностной неудовлетворенности одного из партнеров. А. Гнилицкий выразил это образом "перебравшего" отца, здесь налицо кризис среднего возраста: «Я еще совсем не стар. Но она не взглянула на меня. Никто не смотрел на меня. Потому что меня больше не было».
И все же... верность-это выбор! Спектакль наводит на размышления: что такое хорошо и что такое плохо, как правильно... Чтобы узнать, почему он называется «Ганди молчал по субботам», стоит его посмотреть.
Впервые за долгое время оказалась на спектакле, который заставляет переосмысливать увиденное и услышанное уже после того, как актеры вышли на поклоны, а сам зритель забрал верхнюю одежду из гардероба. Да, возможно, это пьеса такая, но постановка выше всяких похвал. Отдельно хочется отметить превосходную игру актеров, музыкальное сопровождение и "смену декораций". Действие статично, но при этом на сцене постоянное движение. Лиза (Татьяна Циренина) молчит, но слышен крик боли. Другие герои говорят-говорят, иногда даже вместе и одновременно, но начинает пугать тишина. Спектакль оказался лучше, чем сложилось впечатление по его описанию.
Этот спектакль - практически апокалипсис внутри отдельно взятой семьи. Драма по одной неоднозначной, но уже очень популярной пьесе. За год эту пьесу почти одновременно поставили около десятка театров, три из которых в Москве. Интересно? И мне!
"Это история о взрослении. О том, как реальный жестокий мир врывается в жизнь подростка. История принятия реальности."
Да, на сцене творится история. И на самом деле она гораздо шире истории взросления и принятия реальности, ибо, как круги по воде, расширяется с каждой новой минутой спектакля, охватывая, или я бы даже сказала, захватывая всё больше территории нашей с вами жизни, жизни каждого из нас.
Безусловно в центре подросток и его весьма непростая и болезненная трансформация из беспечного ребёнка во взрослого человека.
Трансформация подростка, который вдруг понимает, что жизнь зачастую не совсем такая, какой кажется.
Подростка, вынужденного через протест и молчание доказывать всем, что он тоже часть этой взрослой, пусть и непростой, жизни.
Подростка, пытающегося достучаться до самых близких людей и одновременно сохранить себя, мир внутри себя.
И да, апокалипсис - это не конец всему, это лишь переход в иную жизнь.
Вот и главный герой Саша (КИРИЛЛ СНЕГИРЕВ), который просит называть его Мот, на наших глазах делает шаг за шагом в эту "иную" жизнь.
Жизнь, в которой родители больше не любят друг друга, сестра перестаёт быть лучшим другом, а дедушка предпочитает разговаривать с мертвецами. Но появляется Лиза ( ТАТЬЯНА ЦИРЕНИНА ) - странная, отстранённая и молчаливая. Лиза, жившая под мостом и мывшаяся в фонтане. Лиза, целыми днями пристально разглядывающая людей в подземном переходе.
И эта самая бомжиха Лиза становится своеобразным буфером между подростком и реальностью, не только подсказав ему идею молчаливого протеста, произнеся "Ганди молчал по субботам", но и практически единственным реальным человеком, пока все остальные заняты собой.
И даже родители (АЛЕКСЕЙ ГНИЛИЦКИЙ и ДЖУЛЬЕТТА ГЕРИНГ) в конце концов понимают, что без Лизы им не справиться, позволяя ей остаться.
Кстати, о родителях. Можно было бы утверждать, что ключевых фигур в спектакле две: Саша и Лиза, но начав анализировать игру Алексея Гнилицкого, когда он пытается говорить с молчащим сыном, или их совместную с Джульеттой Геринг игру в сцене с кроватью, понимаешь, как же гениально сыграны эти роли! А сцена, когда они увозят Лизу из дома - шедевр! Просто шедевр! Как же красноречива может быть мимика, пластика. Обожаю театр!
А когда после монолога долго молчавшей Лизы вдруг понимаешь, что она практически персонаж из альтернативного будущего, в котором каждый из родителей (и №1, и №2) может оказаться на месте этой самой Лизы, день за днём пристально рассматривающей проходящих мимо людей, если упустят свой шанс.
И очень мне понравилась идея внести в спектакль некий сюр, игру, детали, ломающие привычное пространство. Воротник фреза, антенна, больше напоминающая могильный крест, перегородка, нависающая над головой, словно виселица и т.п. Все эти странные детали тоже весьма расширяют и пространство, и сознание, как бы намекая, что мир огромен, многослоен и изменчив, и, возможно, совсем не такой, каким нам кажется.
Сходите в театр! Но только в том случае, если хотите увидеть правдивую историю, а не беззаботно посмеяться над лёгкой комедией.
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.