Спектакль Отелло
Грандиозная опера Верди в режиссуре Андрея Кончаловского.
Андрей Кончаловский: Роль режиссера в жанре оперного искусства требует смирения. Моя задача — прежде всего не отнять у слушателя музыку, ради которой это искусство и существует. Тем более, когда ставишь оперу гениального композитора. Первостепенная роль на сцене принадлежит интерпретаторам музыки — дирижеру и певцам. Это они определяют движение музыкальной стихии, которая заставляет слушателей (а не зрителей) испытывать неповторимый восторг. Главное в оперной режиссуре для меня — попробовать вызвать у зрителя ощущение эстетической гармонии зримого со слышимым. Для меня недостижимыми образцами навсегда остались работы Джорджо Стрелера и Патриса Шеро. Поэтому я не могу себе позволить того психологического анализа, который требует трагедия Шекспира при постановке в драматической сцене.Сложность в том, что визуальный ряд в опере не обязательно должен соответствовать зрительному видению Верди. Тут возможен определенный шок, но только такого рода, который бы не разрушал музыкального прочтения великим композитором великой драматургии.
Отзывы о «Отелло»
"Отелло" Верди в постановке Кончаловского в МАМТе идёт на сцене уже два года, но только сейчас впервые послушал.
Опера - искусство очень многослойное, сложное, поэтому написать однозначный отзыв трудно. Музыкальная часть на высоте, дирижировал сам музыкальный руководитель постановки Коробов, оркестр был очень слажен, вокалисты (Отелло - Ерохин, Дездемона - Петрожицкая) были весьма и весьма, только Яго (Зараев) местами налегал скорее на мощь голоса, чем на тонкое управление им. В последнее время с музыкальной точки зрения происходящее в МАМТе кажется мне более качественным, чем происходящее в Большом.
Режиссура Кончаловского оставила в некотором недоумении. До антракта всё было очень классически и даже старомодно, а после антракта с прибытием венецианских послов неожиданно все облачились в униформу, крайне похожую на итальянских фашистов, а чтобы точно все всё поняли, еще и дважды вскидывали руки в фашистском приветствии. Понять режиссёрский замысел мне не удалось. Конечно, ревность, клевета и интриги - зло, и фашизм - тоже зло, но ревность, клевета и интриги настолько вечны и вневременны, что какие-то параллели здесь не кажутся уместными, Отелло убивает Дездемону уж никак не под влиянием какого-то окружающего его тоталитарного общества.
Так как опера в первую очередь музыка, то идти обязательно надо, просто не обращать внимание на странные режиссерские ходы.
Неплохо, но у данного реж я видела и более интересные работы.Хотя без претензий,провели вечер на ура.
Рецензии
«Отелло» Кончаловского: Дурная голова певцам покоя не дает
О премьере оперы Верди в постановке Андрея Кончаловского в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.
3 июня 2019, Inner Emigrant