Отзывы о "Брак поневоле. Мольер во флигеле"

Оценка редакции
Ия 18 июня 2019, 01:39

Сганареля – главное действующее лицо в этой пьесе - играет Андрей Максимов, всех остальных, не менее главных - Илья Смирнов и Дмитрий Агафонов.
Простак Сганарель в пьесе – стар, и хочет жениться на молодой девушке по имени Доримена.
Ха-ха-ха.
Музыка из репертуара «Тигровых лилий». Понятно, совсем уж мило и смешно тут не будет.
Развлекательное зрелище (созданное для короля Людовика XIV) маст гоу он.
На пристань (синяя тряпка на полу) приходит Снежный клоун. Он- милый, робкий, не уверенный в себе клоун. Разбрасывая мишуру из кармана, он пытается неоднократно озвучить анонс этого шоу. Автор, пьеса и исполнители.
На ногах – домашние тапочки, на носу – красный нос, в душе – печаль и тревога, хотя он вовсе не одинок. Ему постоянно мешают друзья и соратники.
Мешают совершенно замечательно, глаз не оторвать. Когда я вижу таких актеров, то боюсь одного – сморгнуть, и пропустить что-нибудь.
Шутят они и на тему Сганареля, и про театр собственно. И уж никто не пропустил из зрителей эффектную фразу - «Я в своей жизни видел всего один хороший спектакль. И то он уже не идет».
Так что ничего грустного, потому что несерьезно. Впрочем, не получается не только у Сганареля. Вот Дмитрий Агафонов, например. Делает несколько подходов на тему «Этюд. Червяк, пытающийся встать на руки». Абсурд, но и тот не выходит. Вокруг мешают все. Потому что у каждого тут – своя тема и даже темы.
Лишь у Сганареля один вопрос – Жениться или нет?
И - да, мы же сразу про Гоголя думаем. А пока думаем, на сцену приносят текст «Женитьбы» Николая Васильевича. Приносят и уносят. Чтоб не заскучали, а пуще всего – не перепутали.
Сегодня у нас – Мольер, Жан Батист.
Брак (Сганарель опускает голову и печально кивает ей из стороны в сторону)..ах..поневоле
Доримена – вешалка. Ну конечно. Без лица, но в шляпе и платье. Раз тут вешалка, то танец с ней – обязателен. Выполнено.
Вот такое, банальное, ожидаемое, выходит почему-то. Без неожиданностей
Томе ля нежё – и падает мишура белое. Вопрос-ответ, удар – контр-удар.
В конце Сганареля побьет брат невесты, и он женится. Жан-Батист закруглял сюжет, публике это нравится. Хотя и говорил же –
«Дело в том, что я не создан для супружеской жизни,
я хочу последовать примеру моего отца и всех моих предков, которые так и не
пожелали вступить в брак.»
С нами, во флигеле этого замечательного театра, который так жесток и так прекрасен, не цацкаются, не двор венценосного французского монарха, а кучка любителей хорошо провести время, не случаем заглянуть на часок в театр, а с намерением.
Так что пусть Сганарель ложится на пол. Наши железные сердца вынесут это все, не растают.

Ирина О. 23 апреля 2019, 11:01

Брак поневоле. Мольер во флигеле МТЮЗ. 21.04.2019.

При написании «Лекаря поневоле» Мольер означил возраст главного героя, Сганареля, 52 годами. Возраст для тех, мольеровских времен весьма почтенный.
На самом деле даты жизни Сганареля можно обозначить так: 1654-2019.
В 1654 году он был рожден пером великого французского драматурга — в 2019 году убит режиссером Александром Плотниковым во флигеле МТЮЗа.
Как именно убит? Утоплен. Ведь в начала эта синяя тряпка, похожая на большую скатерть с каймой, была «представлена» нам, как море — а в конце Сганарель лег в его «волны» - и замер. До поклонов, конечно.

Произошла небольшая путаница. Мы было решили, что режиссер «Брака поневоле» и «Танцплощадки» - один и тот же человек. Ибо и там, и здесь — Саша.
И принцип постановок настолько похож, что даже подумалось: а хорошо ли эксплуатировать одни и те же находки? Может, стоит развиваться дальше?
А именно. Оба спектакля идут немногим больше часа. За основу обоих взято конкретное произведение (Мольер и Уильям Сароян), вокруг которых сплетены кружева из практически случайных слов, действий и фрагментов. И там, и там обошлись малым актерским составом ¾ человека.

При изучении сайта сначала показалось, что «Саша» сменила фамилию: «Танцплощадку» ставила Саша Толстошева (хочется еще раз напомнить эту фамилию, ибо спектакль её хорош очень). Но... если это была одна и та же «Саша», то она сменила не только фамилию, но и пол.

«Брак поневоле» напомнил не только другой «флигельный» спектакль. Мне кажется, его режиссер вдохновился «Чайкой» Юрия Бутусова, ибо то там, то тут появлялись «метки»: то звучал французский шансон, рассказывающий про падающий снег... то засыпали сцену белые лепестки (или это мотыльки порхали). В общем, в короткой этой постановке выявилась масса больших и малых заимствований...

Ну, и еще одно. Даже в Википедии статья про «Брак поневоле» неполноценна. Ибо нет там упоминания прекрасного спектакля, который игрался в Сатириконе: «Брак поневоле» был первой частью «Квартета», в котором, кстати, множество ролей играли лишь 4 актера (но КАКИХ! Актера!!!).

Что же до спектакля по Мольеру во Флигеле МТЮЗа... Собственно говоря, вещичка эта простенькая, необязательная — она и игралась когда-то ради увеселения знатной публики; наверняка и автором текста рассматривалась, как «бравада, шизофрения, буффонада, коррида бреда». Наверняка при исполнении «Брака» хорошо принимались актерские импровизации.

В МТЮЗ именно импровизации взяли верх над мольеровским текстом. Их было много. Очень много. Слишком много.
Иногда они были чертовски хороши — и смех вызывали, и грусть, и удивление от неожиданного поворота.
Иногда (чаще, к сожалению) были бы хороши для студенческого капустника, где над гэгами, радуясь узнаванию, хохотали бы свои.
А тут... ну, что сказать: импровизационные батлы, где ситуации рождаются прямо на глазах у почтеннейшей публики, бывают более точными и смешными, чем этот хорошо отрепетированный спектакль.

При этом не могу сказать, что не понравилось.
Во-первых, приятно было вспомнить пьесу Мольера и услышать прекрасную музыку Люлли.
Во-вторых, приятно было увидеть Илью Смирнова. Мне очень нравится, с каким серьезным лицом он умеет шутить. И к списку ролей, которые он играет в театре (актер, выходя из роли в «Браке поневоле», его озвучивает), я бы еще добавила Чака и товарища Флавия. Хотя Пингвин у него, конечно, прекрасный.
Понравилось то, как актер отреагировал на «четвертую стену», с какими сложностями ее миновал. Но почему-то потом он ходил туда-сюда через эту стену свободно... А это уже недоработка (если нам энное количество раз показали «червя» - почему здесь повтор невозможен был?).
Понравился философ Панкрас (он же — Панкдва), живущий где-то наверху башни... видимо, из слоновой кости. И понравилось, что советы Сганарелю — жениться ли тому — он дает при помощи текста гоголевский «Женитьбы».
Понравилась открыто-закрытая дверь.
Понравилась история про мальчишеский дневник с одной-единственной написанной там фразой.

А больше всего понравилось сказанное в зал одним из героев: «Я в своей жизни видел всего один хороший спектакль. И то он уже не идет».
Может, смысл театрального искусства не в том, на резинке клоунский носик или без нее. А в том, чтобы кто-то (актер или зритель) сказал про главный спектакль в своей жизни. Что-нибудь типа: «Видел я однажды во Флигеле...».
Для меня один из таких хороших и настоящих — тот самый Мольер в Сатириконе, где несчастный Сганарель пытался понять, нужно ли ему жениться на Доримене...
Спектакль помню, словно видела его вчера. И так жаль, что он уже больше десяти лет не идет...

Галина 22 апреля 2019, 04:28

Моя более начитанная и знающая подруга сказала, что "Брак поневоле" изначально был написан Мольером как интермедия, а не как полноценная пьеса. И все сразу встало на свои места. И красный нос главного персонажа. И "червяк, пытающийся встать на руки". И многое другое. Ну антре же. Такой милый перерывчик между действиями, чтобы публика не заскучала. Причем жанр позволяет включить в постановку все, что душе угодно. Пусть хоть странную для Мольера музыку, хоть работяг, непринужденно "отремонтировавших потолок".
Спектакль "Брак поневоле.Мольер во флигеле" идет действительно во флигеле Московского театра юного зрителя. Флигель этот я очень люблю. Он уютен, душевен, а теперь, ближе к лету, еще и на улице можно посидеть подождать попутчика, например. Не хочется на улице - сидите в маленьком кафе флигеля с лампами под зелеными абажурами. Цены, правда, не божеские, даже во многих более пафосных театрах они ниже. Но можно не пить кофе и не есть пирожные, а просто посидеть за столиком, поглазеть на штукатурку конца 19 века, на экологичные деревянные рамы, на большой камин в углу. Или полистать книжки в уютной крошечной гостиной. А если умеете, побренчать на стоящем там же пианино. А потом зайти в камерный зал, где сцена вровень с первым рядом, и получить удовольствие от неутомительного спектакля. Идет "Брак поневоле" всего 1 час 10 минут. Он мил, он стилен, он местами смешон, но больше грустен светлой грустью печального клоуна Сганареля, вдруг вздумавшего забыть, что он всего лишь слуга Дон Жуана, и решившего устроить свою личную жизнь. Но жениться он решил не потому, что ему этого действительно хочется, а потому, что надо для продолжения рода. И отсюда все его сомнения и мытарства, отсюда притянутые за уши причины отказаться от брака, нежеланного на самом деле настолько, что лучше в петлю... Вот только дерево для повешения маловато, когда еще вырастет, поливай - не поливай )).
В пьесе куча персонажей и всего три актера. Это в театре Мольера нужно было занять в перерыве всю труппу, а сейчас в этом нет необходимости, актеры прекрасно справляются втроем... Ну и вешалка с платьем им в помощь)).
Сганареля играет Андрей Максимов, всех остальных - Илья Смирнов и Дмитрий Агафонов. Неразберихи при этом не происходит, все ясно, кто есть кто в какой момент.
Самый значимый персонаж, конечно, у Андрея. На сайте театра очень красиво про него написано: "Из театральной пыли, из дуновения ветра, из пустоты – рождается наш персонаж. ... Впервые Сганарель играет историю про самого себя. Он влюблен. Он по-детски истово верит в чудо, и оно, в ответ, подвластно мановению его руки. Волшебство рождается из его веры. Истинной театральной веры, где картонные небеса полны смысла и красоты, а театральный бог заставляет нас смеяться и плакать каждый раз, как первый". И будет нам, зрителям, и дуновение ветра, и театральная пыль, и пустота... Сганарель здесь немного не от мира сего, совсем не тот слуга-оторва, что в "Дон Жуане".
Но лично мне не меньше понравился Илья Смирнов, уже знакомый по другим постановкам МТЮЗа. Он, кстати, и сам представляется на сцене настоящим именем и напоминает несколько своих ролей, выглядит забавно)). А персонажи его в данной постановке - полная противоположность Сганарелю - они приземленные, живые, ершистые.
В целом, я провела вчера приятной вечер в уже полюбившейся атмосфере флигеля МТЮЗа.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 7)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма