Спектакль Шут и свадебка
Вечер одноактных балетов «Шут и Свадебка» на музыку С. Прокофьева и И. Стравинского в постановке Кирилла Симонова и Патрика де Бана - это новый международный проект театра. «Объединяющая нить этих двух балетов - русские, народные, фольклорные мотивы, русские песни и русские сказки. Именно они лежали в основе новаторской для своего времени музыки Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева, - говорит музыкальный руководитель и дирижер спектакля Алевтина Иоффе - Сергей Павлович Дягилев открыл имена этих композиторов миру и был непосредственным участником создания этих балетов. Мы же, в свою очередь открываем их для нашей публики».
«Шут» Кирилла Симонова — это бурлеск, сарказм и пост-пост-модернизм: «Жили-были шут и его жена. Он ее убил, но она не умерла. А у других шутов – умерли. А еще была коза и невесты с женихами и много много веселья!», - рассказывает о своем «Шуте» хореограф. Совсем другое - «Свадебка» Патрика де Бана. «Перед нами Нижинский, у ног которого был весь мир. Теперь он заперт один в комнате, и вспоминает все, что раньше составляло его жизнь.
Наша «Свадебка» - это свадебка Нижинского с Дягилевым, с Карсавиной, с Павловой, с Ballets Russes, с Россией, с его женой, с небесами, с жизнью», - говорит о своей «Свадебке» хореограф Патрик де Бана.
Отзывы о «Шут и свадебка»
Идея сделать главным персонажем «Свадебки» не условных Жениха и Невесту, а великого танцовщика Вацлава Нижинского – сама по себе интересна. Любимец Дягилева и французской публики, славившийся своими «зависающими» в воздухе прыжками, вторую половину своей жизни провел в психиатрических клиниках. Мучения, тоска, одиночество разбитого душевной болезнью Художника и становятся основной темой балета Патрика де Бана. На авансцене - сам Нижинский, за его спиной серое кружево, создаваемое телами танцовщиков – не то фантазия рождающегося в сознании художника балета, не то его галлюцинация. Грань здесь тонка. А в ушах – безумная музыка Стравинского, искусно сконструированная из русских фольклорных мотивов. Но не с нее начинался балет, а с грустной и благозвучной песни на английском языке про бренность человеческого бытия. А потом пронзительный долгий ультразвук – так «звучит» мучительная тишина одиночества. И этот ультразвук перерастает в рыдания невесты. (Может это плачет душа/анима танцовщика?). С похорон девичества начинается свадебный обряд…
К слову, «Свадебка» навела на мысли, что ведь и в жизни Вацлава Нижинского свадьба с Ромолой сыграла в каком-то смысле роковую роль. После нее Дягилев изгнал танцовщика, до того своего фаворита, из труппы. Фактически это положило конец головокуружительной карьеры Нижинского, а позднее – обострению его болезни.
Спектакль Патрика де Бана многоплановый и этим интересный, чего не скажешь о другом балете вечера – «Шут» на музыку Прокофьева в хореографии Кирилла Симонова. Никакого бурлеска и сарказма я не обнаружила. Однообразные залипающие движения танцовщиков и многочисленные пробежки и проходки через сцену плохо вяжущиеся с острой харАктерной музыкой Прокофьева. В этом балете интереснее было наблюдать за четкими графичными движениями рук дирижера Алевтины Иоффе, прекрасно работающей с оркестром.
«Шут и Свадебка» - таково название новой премьеры вечера одноактных балетов на сцене Детского музыкального театра им. Н.И.Сац. Собственно говоря, это два отдельных балета: «Шут» на музыку «Сказки про шута, семерых шутов перешутившего» Сергея Прокофьева и «Свадебки» Игоря Стравинского. Проект международный: режиссером «Шута» выступил Кирилл Симонов, а «Свадебки» - Патрик де Бана.
Разница в режиссуре российского и немецкого режиссеров очень чувствуется. «Шут» - это вполне классическая постановка, насколько вообще можно назвать классическим в полном смысле слова балет, премьера которого состоялась уже в 1921 году, да еще с помощью Дягилева. Перед началом спектакля рекомендую прочитать либретто, иначе не совсем понятно, о чем идет речь. Шуты и шутихи – неизменный «атрибут» развлечения богатого населения, и их задача – перешутить другого, обойти его. Кирилл Симонов ставит русский народный, фольклорный, балет, герои которого одеты в костюмы, напоминающих о … стиле Дольче Габбана. Да-да, эти кокошники, лосины под хохлому, расписанные торсы танцоров – все напоминает о модных показах бренда. Присутствуют в спектакле и такие современные элементы, как «бродилка» «Mario» на заднем фоне или куча разноцветных кубиков, которыми засыпают на поклонах всю сцену.
А вот «Свадебка» - совсем невеселая постановка. Спектакль Патрика де Бана напоминает балеты от театра «Балет Москва»: «Кафе «Идиот», «Медею» и другие. Во-первых, это уже балет современный, в нем не будет классических элементов на пуантах. Во-вторых, что такое «Свадебка»? Это русские хореографические сцены с пением и музыкой, также готовившиеся в 1920е гг. для «Русского балета Сергея Дягилева» в Париже. Патрик де Бана выбрал для постановки именно «Свадебку», которая показывает процесс подготовки к свадьбе и сам обряд на Руси, потому что сам – наполовину африканец, а для Африки народные традиции так же святы и почитаемы, как и для нашей страны. Интересно, что на боковой сцене присутствует хор, т.к. именно хоровое пение – важнейший элемент этого балета. Они поют, когда невесте расплетают косу, когда жениха готовят к свадьбе, когда провожают невесту и, наконец, на свадебном пиру.
Казалось бы, повод такой оптимистичный, что может быть не так? Патрик де Бана добавил в «Свадебку» штрих, перевернувший все с ног на голову. В 1917 г. Дягилев выбирал хореографа между Вацлавом Нижинским и Леонидом Мясиным, двумя величайшими танцовщиками начала ХХ века. Хореографом в итоге стала сестра Нижинского, а он сам, сломленный к тому времени разрывом с Россией, с Дягилевым, с Ballets Russes, с Анной Павловой, с Карсавиной – находится в психиатрической лечебнице. «Свадебки», которая показывается на сцене, никогда не было, она существует только в голове больного, уже немолодого, Нижинского. И он постоянно находится на сцене: то бегает вокруг «гостей», то пытается танцевать с невестой, то в изнеможении падает на стул. И это такое реалистичное безумие больного человека, хор акапелла в звенящей тишине и танцоры, все сплошь в сером, выглядят так зловеще и создают такое тягостное впечатление, что я видела, как несколько человек с маленькими детьми вышли из зала (а рейтинг у спектакля, между прочим, 12+, не стоит вести малышей). Сцена, когда Нижинский подходит к краю сцены и обреченно садится на край оркестровой ямы, показалась мне наиболее сильной.
Понравилось, как уважительно относится труппа и режиссеры балетов к Алевтине Иоффе – музыкальному руководителю проекта и, по совместительству, главному дирижеру театра: ее два раза выводили на сцену, а Патрик де Бана даже встал перед ней на одно колено. Еще один важный и интересный момент – в театре, чтобы подарить цветы, можно выйти прямо на сцену, чем и пользовались активно многочисленные дети и не только: цветов было просто море.
Могу порекомендовать «Шута и свадебку», особенно если ваши дети занимаются балетом или вы хотите приобщить их к миру танца, посмотрев на хороших танцоров дешевле, чем в Большом театре (билеты в Театре им. Н.Сац всего от 300 руб.). Зал прекрасный, амфитеатр и все ряды с высоким подъемом, видно все замечательно. Только еще раз - помните, что у спектакля не зря рейтинг 12+.