Спектакль Сосед
Трагикомедия, по сюжету которой случайно встречаются два соседа по даче, молодой и пожилой. Между ними завязывается разговор о мелочах – смешной и грустный одновременно. В 2018 году читка пьесы «Сосед» в постановке Леры Сурковой была представлена на фестивале молодой драматургии «Любимовка».
Павел Пряжко получил известность после выхода пьесы «Трусы», за которую в 2007 году получил гран-при конкурса «Свободный театр». С текстами драматурга работали Иван Вырыпаев, Михаил Угаров, Дмитрий Волкострелов, Филипп Григорьян, Марат Гацалов, а спектакли по его пьесам были показаны в МХТ имени Чехова, Театре Наций, Театре.doc, на фестивалях «Золотая маска», «Территория» и «Новая драма». Произведения Пряжко переведены на польский, немецкий, английский, французский и финский языки.
Отзывы о «Сосед»
Малую сцену "Московского театра драмы и комедии на Таганкe" действительно довольно сложно найти - квест ещё тот :)
В целом - спектакль скорее не понравился, чем понравился.
Действие происходит у гаража одного из героев, где тот встречает соседа по даче и "изливает ему душу" в течение всего спектакля. Хохот в зале, вызываемый репликами главных героев, напоминает нервный, если честно; оно и понятно - такая история была у каждого второго из нас.
Смешно и грустно. Проживание жизни главного героя сводится к мелочности бытия и повседневности разговоров.
Если вы решите посетить спектакль "Московского театра драмы и комедии на Таганкe "Сосед", убьете сразу двух зайцев. Во-первых, посмотрите спектакль. Во-вторых, пройдете любопытный квест "Найди вход на Малую сцену" театра. У меня на это ушло минут 15 и понадобилась помощь прохожих. Дабы мои читатели не повторили моих ошибок, рассказываю. Не притесь по Земляному валу, купившись на то, что вход на Большую сцену ближе к нему, он таки приведет Вас к Малой сцене, но театра "Содружество актеров Таганки". Малая же сцена самой Таганки находится со стороны улицы Высоцкого. И там даже висит вывеска, точнее, две. Но под одной стремное крыльцо и металлическая дверь, через которую потом только выпускают, перед спектаклем она заперта, так что ее игнорируем. Самая интересная - вторая дверь под козырьком. Справа от козырька написано "Театр на Таганке", слева - "Кафе Скуратов", на самой двери - расписание работы кафе. Заходим в кафе. Впереди справа, за стойкой бармена, надпись "Малая сцена". Но нам не туда)). Игнорируем заявление бармена, что сегодня нет спектакля, и спускаемся по лестнице в зал №2 кафе. Проходим через зал, и вот, наконец, видим лестницу, по которой можно подняться в Малый зал театра. Уф!..
Малый зал действительно мал, как я люблю. Рядов шесть-восемь примерно. И что понравилось, стулья стоят не вплотную друг к другу, а на нормальном таком расстоянии, позволяющим разместить широкие славянские бедра не впритирку к соседу. Респект. Но видно с третьего ряда плоховато, ибо подъем маленький. Хорошо, что непосредственно передо мной никто во втором ряду не сидел, поэтому пересаживаться не стала. С 4-го ряда подъем начинается повыше.
Сам спектакль чувства вызывает странные. Не знаю, как у остальных, у меня эмоции набирали обороты очень постепенно и точно коррелировались со временем постановки. То есть совершенно не отзываясь в душе в начале действия, по мере продолжения спектакля эмоции начинали формироваться и нарастать. Завязка проста: в дачный поселок, где постоянно живет пожилой мужчина (его играет Александр Резалин), приезжает молодой сосед (в исполнении актера Ленкома Семена Шкаликова). И пожилой буквально не дает ему войти в свой дом (в смысле, в дом молодого соседа, не пускает к матери). Под разными предлогами задерживая его на пороге, он эксплуатирует молодого соседа морально и физически, но при этом умудряется вызывать не раздражение, а сочувствие, даже жалость.
Не знаю, для кого как, для меня это спектакль про одиночество, про потерянность, про недостаток общения. И хотя у героя есть семья, очевидно, как ему неуютно в жизни. Он нелеп и жалок в отчаянных попытках рассказать о своей никому не интересной жизни, он готов отдать даже семейную реликвию, лишь бы хоть ненадолго задержать соседа, чтобы тот побыл с ним, не уходил.
Народ в зале ржал, мне смешно не было, мне было грустно. И вот что странно - я совсем не помню, чем кончается история, видимо, ничем, такой же безысходностью, как весь спектакль. Финал помню - играла арфистка и клубился дым (очень, кстати, обильный, тяжело дышать в первых рядах, люди закашливались, я дышала через кофту), а конец истории - не помню.
Я даже не могу сказать, понравился или нет спектакль, это все равно, как сказать, понравилась беседа со случайно встреченным знакомым или нет. Он очень жизненный, земной, узнаваемый, но душу не рвал, а скорее утягивал постепенно нитями-удавками жизненной паутины. Режиссура Леры Сурковой проста и лаконична, как проста, даже примитивна, и сценография спектакля. Вот кто мне понравился безоговорочно, так это Александр Резалин. Очень искренний, очень убедительный, именно благодаря ему спектакль хоть постепенно, но все-таки забирает внимание. Его герой не делает ничего особенного, и все-таки от него не отрываешь взгляда, стараясь следить за тем, что происходит на сцене.
Думаю, что спектакль зацепит людей старшего поколения.
Рецензии
«Сосед»: Спектакль из вселенной Дэвида Линча
О премьере Театра на Таганке, рассказывающей, что «соседи не те, кем кажутся».
15 июня 2019, Юлия Кармазина
Читайте про другие
события
Актеры «Сосед»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.