Спектакль Московский хор
Людмила Петрушевская – без сомнения, ключевая фигура современной российской словесности, а «Московский хор» – одна из самых масштабных пьес автора. В центре внимания три поколения одной некогда большой, дружной и счастливой семьи. Множество судеб, которые сливаются в многоголосие, в хор людей, которые слишком много пережили и теперь стараются начать жить заново. Режиссер Никита Кобелев вместе с художником Моникой Пормале (Латвия) выстраивают особенное пространство, разместив зрителей на сцене, а действие спектакля переместив в исторический зал Театра Маяковского, стены и кресла которого хранят память этого места и тех людей, которые сюда приходили.
Отзывы о «Московский хор»
Так сложилось, что у нас была замена спектакля "Бердичев" и мы пошли на «Московский хор» по пьесе Людмилы Петрушевской. И ни секунды не пожалели о замене!
Спектакль сложный, в нем нет "легкой" ностальгии по Советскому Союзу. Действие происходит в 1956/1957 годах, когда началась оттепель и из ссылок возвращается часть некогда большой семьи и все они объединяются под одной крышей.
Вот только искалеченная психика и поломанные судьбы людей не позволят никому быть счастливым.
Отличный актерский состав: Евгения Симонова, Татьяна Орлова, Михаил Евланов, Зоя Кайдановская, Дмитрий Прокофьев, Мария Болтнева, Ольга Пипченко.
Кстати при всем многообразии персонажей, в пьесе нет ни одного положительного. Все вокруг люди со своими страхами, недостатками, пороками. И все вызывают жалость!
Очень интересное режиссерское решение поменять зрителей и актеров местами. Я впервые оказалась на сцене!
Постановка очень понравилась, но стоит понимать, что зритель погружается в почти 3 часа тяжелого и депрессивно-гнятущего состояния. Светлые моменты связаны с музыкой и хором. Волшебные голоса на фоне тьмы.
Тематика пьесы сложна и драматична, но при этом сконцентрирована на одной семье. Возможно это и отталкивает некоторых. Но, на мой взгляд, такие спектакли необходимы для осознания нынешнего состояния комфорта и спокойствия.
Придти послушать и посмотреть на один «Московский хор» можно, например, в театр Маяковского.
Актеры так хорошо поют. Чисто и трогательно, лучше, чем в филармонии.
Песню «Летите, голуби, летите» (музыка Исаака Дунаевского) прямо в начале спектакля исполняют.
На хористах - пальто, беретки, шапочки, ботиночки - всё из прошлого века.
Они и дальше продолжат петь, но уже музыку церковную. Баха, например
И это будет самое лучшее из представленного, в смысле красоты и этичности. Помимо Евгении Симоновой и Татьяны Орловой, отдельных шедевров московской театральной природы.
Получается вот что: когда люди поют – они интереснее, красивее и счастливее, чем когда делают все остальное. Такая тема.
По сюжету пьесы – гармонии в отношениях людей – так и не возникнет, и не предвидится, зато узнаваемо многое в бытовой частной жизни – постоянно встречающееся и довольно банальное положение дел. Кровные, но весьма злые родственники, снова не простят никому своих же проблем. Несчастные семьи, в которых женщинам надо крепко держаться за мужа, но он все равно предаст, как ни держись, чуть устала, и всё кончено. Хотя вообще-то люди здесь - вполне симпатичные, не хуже других, однако все же до совершенства далеко им максимально.
Хотя послушаем – когда они поют хором – как раз близки, этому недостижимому в их жизни, совершенству.
Замечательная идея пьесы растворяется в постановке, простой и скучной, но не исчезает. Из-за того факта, что артисты и артистки поют. Главное никуда не денется, как ни переставляй фигуры.
Режиссер Никита Кобелев посадил зрителей на сцену, а артистов запустил в зал, лазить между кресел. Неудобно всем, в результате, но и жизнь одной московской семьи, рассказанная Л. Петрушевской – тоже не особо удобная.
Допустим.
Второе – выносят большие фото в жанре «из семейного альбома», громоздкие такие, вот и не захочешь, все равно будешь смотреть. Это как в гостях, тебе не хочется разглядывать фото тети, дяди и кузины хозяйки дома, а придется. Не всегда приятная часть визита – такие альбомы, а то и вовсе скучная. Но прикроем ротик ладонью, посмотрим, что показывают кроме фотографий в рост человека. Стопроцентно некрасивое показывают. Милых людей и их страдания, предательства, измены, непонимание, все знакомое, повторяющееся, изо дня в день, из века в век. Хотелось бы прекратить, но у людей, даже таких симпатичных, это совсем не получается.
"Все люди делают зло. Это так было задумано", говорят со сцены из зрительного зала, или не говорят, но в тексте пьесы это есть.
Лику, пытающуюся сохранить семью, такую интересную и забавную, играет Евгения Симонова. Бесподобная.
Во всех деталях, и когда скребет ложкой по кастрюле, и когда привирает насчет слепоты, и вообще – от нее глаз не оторвать, такая любопытная и притягательная.
Сына Лики – Сашу – играет Михаил Евланов. Нормально все в нем, но покорителем женских сердец не смотрится, и ему это в укор обычно ставят. А почему? Он ж положением в обществе своим привлекает женщин, а не телом комиссарским, такое тело (с правильным положением в обществе) может быть любым. И оно обладает властью и преимуществом привести к одной своей семье другую в одну квартиру и чувствовать себя при этом правым и даже немножко обиженным, раз уж не все счастливы таким раскладом. Ну как это иногда принято говорить – «потому что могу».
Вот Михал Михалыч (Дмитрий Прокофьев), брат мужа Лики, не может, поэтому и ищет даму («чтоб собственная комната была»), и ведь не получается, хотя такие красивые валенки на нем. А помогают не валенки или даже усы зачастую.
Очень любопытная парочка Неты и Любы, мамы (двоих дочерей) и ее любимой дочери. Они - жертвы, но агрессивные, старая большевичка и ее безусловная поддержка. Актриса Татьяна Орлова (Нета) – огонь, из ада в том числе, невероятно крута. Такая непростая героиня – квадратная, злобная, необучаемая (необучаемая любви, прежде всего) и интересная, конечно. Таких пираний бы за стекло, а Лика в дом себе приводит, ну и благодарность родственников реально не имеет границ, границ присутствия какого-то блага. Стыдно за них, в том числе, на сцене зрителю, который сидит и наблюдает. Пусть и видел в своей жизни таких же, но..одно дело в своей.
Еще яркая особа – Валерия Куликова - в роли Лоры, у нее есть голосочек и шапочка, очарование подбитого олененка и странноватой феечки - все вкупе ее выделяет.
И руководитель хора – Юрий Соколов – тоже, он вообще из жизни будто б вырезан, из настоящей хоровой жизни, и перенесен в театр как есть, со всеми словами и жестами.
Так что все правда. Мы все – хорошие (не очень), все – странные, но раз живешь человеческой жизнью, лучше еще петь в хоре. Иначе хуже будет.
Читайте про другие
события
Актеры «Московский хор»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.