Спектакль Девушка и смерть
Алиса Хазанова и Алексей Розин в мультимедийном спектакле Максима Диденко «Девушка и смерть».
Со 2 по 4 июня в Театральном центре СТД РФ «На Страстном»
Спектакль посвящен удивительной судьбе советской актрисы Валентины Караваевой (1921-1997). Сыграв свою первую звездную роль в фильме «Машенька» (1943) и получив за нее самую престижную в СССР Сталинскую премию, Караваева попала в автокатастрофу, изуродовавшую ее лицо, и больше не снималась. Часть жизни она прожила в Англии, выйдя замуж за английского аристократа, затем вернулась в СССР, где работала актрисой дубляжа, и умерла в забвении и нищете. Последние годы жизни Караваева снимала себя на кинокамеру в своей квартире, играя отрывки из ролей, которые ей не суждено было воплотить на большом экране.
Именно эта деталь ее биографии, несущая в себе прообраз современных видеоблогов и селфи, стала главным источником вдохновения для создателей спектакля.
Автор пьесы «Девушка и Смерть», один из крупнейших современных российских драматургов Валерий Печейкин, соединил этапы биографии актрисы с отрывками из ее ролей и создал глубокое, захватывающее и парадоксальное произведение, посвященное судьбе Актера в реальном мире и судьбе каждого человека, проживающего свою жизнь как роль.
В главной роли — Алиса Хазанова, которую по праву называют музой русской «новой волны» нулевых. Она сыграла главные роли в фильмах Николая Хомерики, Валерии Гай Германики, Василия Сигарева. В театре сотрудничала с главными режиссерами нового поколения Филиппом Григорьяном, Юрием Муравицким и Русланом Маликовым. По мнению критиков Хазанова обладает неповторимой манерой актерской игры, способной воплотить самые сложные и глубокие режиссерские замыслы. Ее партнером выступит новая звезда театральной Москвы Алексей Розин, один из любимых актеров Андрея Звягинцева, сыгравший главную мужскую роль в его нашумевшем фильме «Нелюбовь», собравшем все возможные международные награды.
Режиссер постановки — Максим Диденко, один из наиболее ярких, прогрессивных и востребованных современных российских режиссеров. Диденко регулярно выпускает собственные постановки на сценах российских и зарубежных театров, в числе которых Гоголь-центр, Театр Наций, Александринский театр, Театр на Таганке. Обладатель многих престижных театральных наград, в том числе — «Золотой маски». Его спектакли совмещают серьезность тематики с ярким, современным воплощением: постановки Диденко — это мультимедийные аттракционы, поражающие зрительское воображение.
Еще одно громкое имя в команде — Галя Солодовникова, художник, сценограф и модельер. Она работает с самыми известными режиссерами России, среди которых Кирилл Серебренников, Максим Диденко, Филипп Григорьян. Ее вклад в их постановки невозможно переоценить. По словам критика, «если на афише стоит имя Солодовниковой, нужно срочно покупать билеты».
Оригинальную музыку к спектаклю написал Луи Лебе (Louis Lebee) — композитор, музыкант и музыкальный продюсер французско-британского происхождения, живущий в Москве. В его богатой творческой биографии работа в Китае и Южной Корее, музыка для рекламных роликов, театральных проектов, модных показов и независимого кино.
Премьера спектакля состоялась в 2018 году в Лондоне. Теперь презентация проекта пройдет и в России.
Продюсером постановки является Александрина Маркво (Bird&Carrot), в послужном списке которой такие проекты, как лондонские гастроли спектаклей «Бродский/Барышников», «Звездный мальчик» и постановка иммерсивного шоу Inside Pussy Riot (совместно с лондонским театром Les Enfant Terribles).
Организатор премьеры в России — компания Volkov PRO, специализирующаяся на проведении концертов топовых исполнителей, масштабных музыкальных фестивалей, уникальных выставок, театральных проектов и продюсировании. За плечами компании работа с такими именами, как Теодор Курентзис, Наталья Осипова, Резо Габриадзе, Иван Вырыпаев и многие другие.
Отзывы о «Девушка и смерть»
Соскучившись по новым постановкам Михаила Диденко отправилась в Театральный центр на Страстном смотреть «Девушку и смерть».
Пьесу написал Валерий Печейкин, и она лишь намекает на бродячий ренессансный мотив. А посвящена на самом деле трагедии советской актрисы Валентины Караваевой (1921-1996), в 1942 г., сыгравшая заглавную роль в прославившемся фильме «Машенька» Юлия Райзмана. Вскоре после фильма молодая актриса попала в автомобильную аварию, сильно пострадала, на лице остался заметный шрам... Карьера киноактрисы прервалась. Караваева вышла замуж за атташе британского посольства и уехала из СССР. Но опять что-то не сложилось.
В 1951 г. она возвратилась. Надеялась, вероятно, на новую жизнь, на возрождение карьеры. Но ничего не сложилось. Актриса старела, играла совсем мало, сначала дублировала, но и эта работа постепенно сходила на нет... Но еще долгие годы «незабвенная Машенька» доживала в нищете и полном одиночестве, снимая в своей квартире фильмы с собою в главных ролях на любительской технике...
Невозможно тоскливая судьба, из ряда вон выходящее невезение и несчастье. Неспособность подняться, упав. Валентина Караваева, конечно, не первый раз привлекает к себе внимание художников. О ней есть документальный фильм (Г.С. Параджанов). Юрий Бутусов посвятил этой актрисе спектакль «Чайка» 2011 г. в Сатириконе. Нина Заречная – это была любимая театральная роль Караваевой, или вернее сказать – единственная ее крупная роль на сцене... В пьесе Печейкина героиня, разумеется, произносит знаменитый монолог: «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы... и т. д. ...Холодно, пусто, страшно». Что же лучше способно выразить застылое одиночество человека?..
Михаил Диденко поставил спектакль по пьесе Печейкина сначала в Лондоне, а потом перенес его в Москву.
Спектакль – характерный, диденковский, традиционный для режиссера диалог со старым советским фильмом, с литературными мотивами и сюжетами...
Сценограф Галя Солодовникова придумала поставить посреди сцены вертящийся куб – с одной стороны, гармонически правильный, а, с другой, – явно обозначавший тесные границы, в которых оказалась зажатой жизнь актрисы...
Как всегда у Диденко, интересная пластика, пение (музыка и свет – Луи Лебе).
Умирающей женщине (Валентину Караваеву играет Алиса Хазанова) приходит видение – некий «режиссер», предлагающий роль (Алексей Розин). Этот «последний фильм» – ее жизнь, обрывками мелькающая в меркнущем сознании, где реальные люди перемешиваются с сыгранными и дублированными ролями. «Ты Маша Степанова, я Жюльен Сорель»... (Караваева дублировала Даниэль Дарьё в фильме «Красное и черное»; а реальные роли с теми, которые актриса играла перед самой собой в собственной квартире.
Конечно, «режиссер» – это сама смерть из той старой истории, однако здесь ему/ей приходится оборачиваться разными персонажами из жизни и творчества несчастной женщины, и переходы между ними иной раз настолько незаметны, что, кажется, он – и тот, и другой одновременно... А случается, что просто становится вторым «я» героини... Да, собственно, он и есть часть ее психического «я», ее анимус, идеальный мужской архетип, утрачивающий последовательность, дробящийся, все более и более зыбкий...
Надо сказать, что вот эту неуловимую перетекаемость мужских образов в путающихся воспоминаниях героини, отлично исполняет Алексей Розин. Получается как-то так, что это он играет главную героиню, а не она сама, именно в нем ощущаешь горчайшую трагедию этой несбывшейся жизни.
Мне показалось, что этот артист – лучшее, что есть в спектакле.
Алиса Хазанова выглядела, по-моему, значительно проще...
Возможно, в этом причина некоторой недоговоренности или эмоциональной недостаточности, которые я ощутила в «Девушке и смерти».
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.